|
Применение метода дерефлексии в условиях принудительного леченияАвтор статьи: Вячеслав Олегович Куликов
Метод дерефлексии использовался нами на каждой психотерапевтической встрече. Основные задачи применения этого метода являлись: сформировать и укрепить жизнеутверждающие установки, научить видеть позитивные возможности своей личности, развить навык накапливать позитивные впечатления, а также научить менять отношение к прошлому, как уникальному опыту. При этом метод дерефлексии не был направлен на игнорирование проблем пациентов. Ведущие не призывали участников к избеганию трудностей, а побуждали переживать свою жизнь как постоянное усилие по актуализации собственных ценностей. Необходимо отметить, что у 18 (85,7 %) участников групповой психотерапии было искаженное представление о прохождении принудительного лечения, которое проявлялось в том, что данные пациенты считали себя находящимися в «тюрьме» и «отбывающими срок» за ООД. В связи с этим ведущие группы предлагали участникам подискутировать в групповом формате над темой «Какие отличия больницы от тюрьмы?». При этом внимание участников недирективно направлялось на «позитивные» качества больницы и ее преимущество перед тюрьмой. В то же время такая стратегия играла роль создания благоприятной «почвы» для применения метода дерефлексии. В дальнейшем пациенты тренировались смотреть на проблемы, кризисы, неудачи через призму конструктивных вопросов: «Что хорошо? Что работает? Что правильно? Как можно использовать то, что есть? Какие возможности остаются открытыми для Вас? Каким ты должен стать, что нужно предпринять, чтобы ситуация разрешилась?» и т.п. Для иллюстрации применения метода дерефлексии мы приводим отрывок стенограммы сессии групповой логотерапии больных, проходящих принудительное лечение: Пациент: - Мне сложно принять, что я нахожусь здесь. Я постоянно думаю о том, что поступила плохо (111 ст. УК РФ). В голове прокручиваю события того ужасного дня. Вы, наверное, считаете, что я ужасная дочь (обращается к группе)? Терапевт: - Мы здесь не для того, чтобы осуждать тебя. Это не суд, а больница. Мы здесь для того, чтобы научиться смотреть на противоположные стороны плохого, как это ни парадоксально звучало. То, что произошло уже не изменить… Пациент: - А что хорошего в том, что я избила мать? Терапевт: - Ничего. А что хорошего в том, что ты находишься здесь, в больнице? Пациент: - Не знаю. Так суд решил. Терапевт: - Да, и с этим не поспоришь… А зачем ты избила свою мать? Пациент: - Потому что она меня не понимает. Котерапевт: - Поясни, пожалуйста, что значит не понимает? Пациент: - Я хотела пойти попить пивка с друзьями, а она меня не отпускала. Котерапевт: - Наверное, на то были причины, не так ли? Пациент: - Она говорила, что мне нужно больше проводить время со своим ребенком, а не шляться. Терапевт: - А ты как мать понимаешь свою мать, сейчас, зачем она тебе это говорила? Пациент (пауза). Терапевт: - Какие возможности сейчас открыты для тебя, как мать? Пациент: - Я должна беречь своего сына. Котерапевт: - Значит мама берегла свою дочь? Пациент: - Да. Терапевт: - А тебе не кажется, что твоя мама берегла тебя от твоих ошибок? Чтобы ты стала хорошей матерью и воспитала хорошего сына? Пациент: - Возможно. Я об этом не задумывалась. Котерапевт: - Возможно пришел момент задуматься об этом сейчас, находясь здесь. Пациент: - Она оберегает меня от тех людей, которые в жизни приносили когда-то вред. От плохих компаний. И я буду оберегать своего ребенка! Котерапевт: - У англичан есть поговорка: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Пациент (пауза). Терапевт: - Некоторые философы говорят: «В глазах ребенка мама – это Бог, а Бог – это любовь». Какое ощущение у тебя появляется, когда я говорю: «Любовь»? Пациент: - Тепло... Терапевт: - А где именно в теле ты ощущаешь это тепло? Пациент (показывает рукой в области груди). Терапевт: - Отлично! Ты молодец! А какие еще сильные стороны есть у твоей личности? Пациент (улыбается): - Я умею радоваться. Кстати, сын научил меня радоваться жизни. Хотя бывают сложные вопросы каждый день, но и радость он приносит в жизни. Он часть меня, я часть его. Терапевт (улыбаясь): - То есть твой сын уже начал тебя воспитывать в правильном направлении? Пациент: - Да! Он подарил мне новую жизнь, смысл жизни. Терапевт: - Хорошо. Как можно использовать то, что ты открыла в себе сегодня в группе? Пациент: - Я не хочу, чтобы сын был похож на меня. Котерапевт: - А какие свои положительные качества ты хочешь ему передать? Пациент (после продолжительной паузы): - Любовь, заботу и радость… Терапевт: - Я смотрю у тебя изменилось настроение или я ошибаюсь? Пациент: - Да! Мне хорошо! Буду воспитывать себя! Спасибо! Необходимо отметить, что с помощью вышеописанной тактики метода дерефлексии ведущие побуждали больных говорить о проблемах в ключе возможных решений, об успешных жизненных стратегиях, способах преодоления сложных жизненных ситуаций и т.п. В результате, за счет уменьшения фиксации на негативном опыте, у пациентов, совершивших ООД, происходило изменение направления локуса контроля в их личностной организации. Известно, что локус контроля – это личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида приписывать ответственность за успехи и неудачи воздействию своей болезни, либо своей активностью, либо внешним обстоятельствам, а направление вектора локуса контроля у психических больных влияет на создание положительного значения ситуации, а также к саморегуляции своих чувств и эмоций. Исследование показало, что до и после метода дерефлексии статистически значимых различий между показателями субшкал локус контроля – «Я» (19,81±1,43 и 20,90±1,58), локус контроля – «Жизнь» (26,67±1,57 и 27,43±1,58) и личностной тревожности (44,52±1,54 и 43,52±1,58) не выявлено (p>0,05). Это объясняется непродолжительностью проведения психотерапевтических встреч. Однако отмечается положительная тенденция в сторону увеличения показателей субшкал и уменьшение личностной тревожности в ходе исследования. В связи с чем у пациентов появлялась возможность увидеть сильные стороны своей личности, которая обладает достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Также у обследуемых формировалось убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, не совершая ООД. Необходимо отметить, что личностная тревожность и субшкалы локус контроля (Я и Жизнь) имели отрицательную корреляционную взаимосвязь (r=-0,77 и r=-0,62 при p<0,05, соответственно). На фоне уменьшения выраженности личностной тревожности у пациентов формировалась адекватная и оптимистическая точка зрения на свою жизненную ситуацию, которая являлась «ресурсной точкой», чтобы научиться конструктивно смотреть на свое прошлое и строить более социализированные планы на будущее. Выводы. Проведенное исследование показало, что применения метода дерефлексии с больными, находящиеся на принудительном лечении общего типа помогает уменьшить личностную тревожность, сфокусироваться на позитивных и жизнеутверждающих установках своей личности, найти конструктивные способы реализации своих планов в процессе социализации, узнать и понять причины своего поведения в аспекте возможностей (решения), а также уменьшить вероятность повторного совершения ООД. Тактика метода дерефлексии для данного контингента больных позволила наметить положительную тенденцию в сторону наблюдаемых показателей по тестовому материалу, даже за короткий курс групповой терапии с логотерапевтической ориентацией. Однако, для эффективного использования возможностей дерефлексии более перспективным представляется большее количество психотерапевтических встреч, что позволит терапевту не только поддерживать оптимальный психотерапевтический климат в группе, но и продолжать укреплять позитивные стороны личности участников группы, что так актуально для профилактики повторного ООД. Таким образом, для того, чтобы значительно улучшить функциональную организацию центральных личностных функций у пациентов, совершивших ООД, необходимы дальнейшие клинические исследования интенсивности и длительности методов психотерапевтического воздействия в условиях принудительного лечения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|