|
Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.Автор статьи: Золотницкая Марина Борисовна
Как часто в процессе обучения и супервизии мы слышим про баланс фрустрации и поддержки. О том, что доза допустимой фрустрации не должна превышать проявление поддержки. Конечно, все весьма неоднозначно: все зависит и от ситуации, и от индивидуальных особенностей клиента и от ценностей самого терапевта. Но ценности формируются не на пустом месте. По моим наблюдениям существует два типа терапевтов: первый – преимущественно поддерживающий, принимающий, эмпатичный; второй - преимущественно фрустрирующий, директивный, а порой избыточно авторитарный. Если огрубить, определяют этот выбор две базовые потребности: в любви и во власти. Мотивы. За каждым поведенческим выражением стоит личная потребность, которую удовлетворяет этот терапевт. Важно их осознавать. В первом случае ведущим мотивом является потребность в любви, признании и принятии со стороны окружения, а во втором, во власти и значимости, превосходстве. И поведение терапевта обусловлено этими скрытыми мотивами, эмоциями, которые он испытывает в процессе и желаемым отношением со стороны клиента. Опасности и риски. И, та и другая позиция, если она неосознанная, может быть ядовита для окружающих и самих себя. Авторитарность и избыточная фрустрация:
Эмпатия, с одной стороны, это антенна, которая позволяет нам чувствовать другого. Но с другой стороны, когда мы слишком вовлечены и слишком включены, это размывает наши границы и позволяет клиенту нами манипулировать. Это еще не все опасности такой неосознанной позиции:
Конечно, здесь рассмотрены крайние проявления полярных позиций. Однако, если терапевт замечает у себя явные признаки одной из описанных тенденций, есть смысл уделить внимание осознаванию внутренних мотивов и развитию дефицитарной позиции, как профессионального ресурса эффективного и успешного терапевта.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|