|
Слияние у терапевта и клиентаАвтор статьи: Машин Владислав Леонидович
Наверное, вы слышали про такой механизм прерывания контакта как слияние. Давайте разберемся, в чем он проявляется. И у психолога и у клиента. Для психолога он выражается в том, что ему кажется, что он понимает клиента. Приведу, пример. Например, клиент говрит: «Вы знаете, доктор, меня не любили родители в детстве…» Психолог такой внутри себя: «Ага, я понимаю, его отвергали, не обращали внимание на чувства». Но кто сказал, что именно так все и было? Может быть, клиенту просто что-то родители не купили, он что-то такое прочитал где-то в книгах про отношения родителей и детей все это у него сложилось в то, что «родители не любили». Но под этим может быть что угодно и лучше спросить об этом самого клиента. Пусть расскажет, в чем это все проявлялось. Ну, это такой, как говориться, довольно явный пример, возможно. У каждого из нас есть свои «пунктики» (ну, или могут быть), на которые мы попадаемся. Просто важно всегда себя проверять, додумываем ли мы или действительно понимаем. Да, мы можем что-то свое представить и как бы понять клиента, но у него-то своим каким-то содержанием наполнял те слова, которые он произносил. Так что, прояснять важно! Хотя, во всем, безусловно, должна быть мера, иначе можно и контакт испортить бесконечными прояснениями по несущественным поводам. Важно уметь отличать важное от второстепенного, но это, как правило, приходит с опытом. А как слияние выглядит со стороны клиента? Выражается оно в том, что, когда мы слушаем клиента, мы вообще не очень понимаем, о чем он говорит. Если в примере выше, мы хоть свое что-то подставляли и картинка оставалась ясной, хотя иллюзорно ясной, то в данном случае мы сталкиваем с тем, что у нас в голове от рассказов клиента образуется «каша». Почему здесь слияние? Клиенту кажется, что терапевту не нужно ничего объяснять, что он в курсе его жизни, условно говоря, не вполне различает себя и терапевта, слит с ним. Видимо, клиент и с другими людьми так же общается и это может вызывать сложности в общении. Здесь можно обратить внимание клиента на то, как он ведет беседу, расспрашивать, о чем он говорит, что имеет в виду. Возможно, хотя это довольно, провокационная интервенция, говорить «Я не понимаю сейчас вас». Лучше уже ее использовать, когда контакт более или менее сложился. Спасибо за внимание! Жду ваших комментариев! Мои контакты можно найти здесь Владислав Машин, психолог . Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|