Признаки психологического давления на клиента и манипулирования со стороны психолога.

 

Данная подборка основывается на моем наблюдении и изучении особенностей предложений психологической помощи в соцсетях, на информации, получаемой мной от коллег, друзей, знакомых, которые столкнулись с манипуляциями со стороны психолога, на дискуссиях и обсуждениях происходящего в кругу коллег, обеспокоенных сложившейся ситуацией в профессиональном сообществе.

Подчеркну - это МОЕ мнение! Его можно разделять или не разделять. 

Оговорюсь, что иногда клиент хочет, чтобы им манипулировали и выбирает (как правило, неосознанно) именно такого психолога-иллюзиониста, который имитирует деятельность ради получения собственной выгоды. 

Итак! 

1. Когда психолог предлагает консультирование и даже групповую работу в скайп. 

Терапия возможна только при живом, непосредственном контакте одного человека (психолога) с другим. В скайп никогда такого не получится! НИКОГДА!!! Как сказал один из моих клиентов: «Там все, как в трубу уходит – и слова, и деньги». 

Для психолога скайп может быть очень удобным: 
- не надо платить аренду за помещение;
- не надо никуда выходить из дома и можно работать хоть 24 часа в сутки.

Выгода очевидна! Я считаю, что именно в связи с этим (выгодой ДЛЯ ПСИХОЛОГА) и появилось онлайн-консультирование! Появилась даже куча статей о том, как это классно! Доводы, правда, приводятся вялые и не очень убедительные! Возможно, убедительные для клиента, что объяснимо. Смысл подобных статей – оправдать в глазах клиента подобное безобразие. Например, часто среди доводов звучит, что это очень материально выгодно клиенту, безопасно, что "он может сварить себе кофе" (?!)

Однако консультирование в скайп - большой ущерб для клиента. Психолог и клиент ограничены экраном. Элементарно не видно всего человека! Соответственно психолог не в состоянии наблюдать невербальные сигналы клиента в полной мере, клиент не может сделать то же самое в отношении психолога. Уже на этом уровне наблюдается ограниченность поля восприятия, значит, полноценный контакт и общение невозможны, а психологическая помощь и подавно! 
Скайп - отличное приобретение человечества, как способа коммуникации - быстро и с возможностью частичной визуализации.
"Частично" не подходит для психологической работы. Это работа, требующая особых внешних условий (есть, например, требования к оформлению кабинета психолога), есть законы и закономерности консультирования, самого процесса оказания психологической помощи, которые никто не отменял! Скайп не выдерживает ни одного пункта требований к психологическому консультированию, а тем более к психотерапии.

2. Когда психолог предлагает бесплатные консультации (пробные, первые, каждая десятая и т.д.), предлагает прийти по акции, скидке (каждому десятому, тому, кто приведет друга, кто сделает репост, в течение месяца и т.д.).

Это распространенные рекламные ходы в сфере продаж товаров и услуг.

Психологическая помощь - это не товар, и даже не услуга - это деятельность особого рода, требующая деликатности, бережности, в том числе и на этапе предложения! 

К сожалению, в России нет этических стандартов, закрепленных законодательно, которые бы регулировали, в том числе, особенности предоставления информации о психологической помощи. 

Этот ход может быть отражением преобладания в сознании психолога желания обогащения, когда основной целью деятельности становится получение прибыли. 

Каждый психолог точно знает, что заработать больших денег на психологической помощи невозможно. 

Как сказал один из опытных психологов молодому специалисту: «Хватит на чай с хлебом, маслом и колбасой. Но большего не жди». Поэтому, «ценовые ходы», «воронки продаж» (есть даже такой термин в среде «продающих» психологов) выходят за рамки профессиональной этики и морали, являются манипуляцией. 

Когда в уме психолога начинает преобладать жажда денег, стремление к обогащению (а не заработку на жизнь) над интересом к работе с человеком, над желанием помочь, его работа завершается

3.Когда психолог в рекламе самого себя что-то обещает:
- исцеление/выздоровление, в т.ч. физическое;
- обогащение/счастье;
- изменение мировоззрения;
- поиск и нахождение себя;
- раскрытие потенциалов (творческих, личностных и т.п.);
- улучшение отношений в семье, паре;
- улучшение отношений с детьми;
- поиск мужа и пр. заманчивые результаты

Психолог не знает, что будет в итоге его работы! НИКОГДА!

Специалист, который соблюдает этику своей профессии, никогда ничего клиенту обещать не будет! Обещания счастья, успеха, достижений, нахождений, исцелений - манипуляция! 

4. Когда у психолога много разных страниц в разных соц.сетях, блогов,  и он постоянно репостит сам себя.

К этому же варианту заманивания клиента, на мой взгляд, относится размещение на страницах в соц. сетях, блогах и прочих местах интернет пространства:
- личной информации о семье, детях, муже психолога (с фото и комментариями);
- информации о том, как он отдыхает, где и с кем (с фото и комментариями);
- информация о том, что психолог думает по тому или иному вопросу (политическая ситуация, отношения к государственным системам, и прочие политические вещи).

Часто рассказы о личном превращаются психологом в целые поучительные истории, увлекательные заметки, ВАУ-события из жизни собственных детей, мужей, любовников и даже клиентов!!!???

Подобные вещи - демонстрация "личной жизни" специалиста, способствует формированию у потенциального клиента некоторого иллюзорного образа психолога. Это образ-демонстрация-суррогат. Клиент приходит на консультацию с этим уже сформированным и ложным (всегда ложным!) представлением о психологе. Так формируются искажения в психотерапии. Клиент рискует попасть в ловушку ожиданий от иллюзорного образа. Иногда это заканчивается трагически. Кстати, скайп эту иллюзию о психологе может поддерживать, возможно,  поэтому многие психологи выбирают этот вариант разговоров (не могу это называть психологическим консультированием) , с целью поддержания иллюзии о себе.

5. Когда психолог призывает (письменно или устно) к тому, чтобы вы были честны на терапии и сразу, ну или не сразу, все рассказали – откровенно, так же откровенно, как и психолог. 

Клиент не обязан быть честным на терапии!!! Сам психолог никогда до конца не откровенен с клиентом - у него есть гипотезы, которыми он не делиться с клиентом, мысли, которые он никогда не произнесет вслух на сессии – и это нормально! Поэтому  предложение быть с психологом таким же честным, как и он сам – манипуляция.

И вообще, призыв быть честным - это не про психологическую помощь! 

6. Когда клиенту предлагается «подучиться» быть клиентом (ВКонтакте одно время ходила памятка для клиентов). 

Это делается только с одной целью – облегчить работу терапевта. Это манипуляция. Задача терапевта - сделать все возможное, чтобы клиент на терапии «жил», как и за пределами кабинета – ни к чему специально не готовясь! 

Особо кощунственно звучал в этих памятках пункт в самом начале: "Если психолог обучен, то и клиент должен учиться быть клиентом". Простите, а клиенту кто заплатит за то, что он обученный клиент? 

Возможно, в случае, если потенциальный клиент подучился быть клиентом, психологу стоит заплатить клиенту за консультацию!

7.Когда есть сообщество клиентов вокруг психолога или организации, которая предоставляет психологические услуги – тех, кто постоянно ходит на встречи с этим психологом, регулярно посещает тренинги и мастер-классы, покупает пачками вебинары, пишет отзывы на работу психолога, когда психологом или организацией, предоставляющий психологическую помощь организуются неформальные встречи, в том числе, для клиентов и/или с участием клиентов.

Существует этическая норма рекомендующая психологам ограничивать контакты с клиентами вне работы на сессии, т.к. это вредит полноценной работе! И это действительно так!

Этот пункт созвучен с п. 4 - про манипулятивное раскрытие личной информации.

8. Когда психолог начинает дружить с клиентом или с ним спать. 

В этом случае можно предположить, что психолог «уходит» от профессиональной работы с вами в «дружбу» или "любовь" (возможно, он не знает, что с вами делать, возможно, он столкнулся с собственным "слепым" пятном и т.п.), которая никогда не станет настоящей, т.к. вы всегда будете друг для друга психологом и клиентом с определенным иллюзорным представлением друг о друге. 
На мой взгляд, в том, что вы для психолога стали другом или любовником – ответственность психолога – это его (осознанный или нет) выбор!

 

Надеюсь, что эти «точки внимания» при выборе психолога помогут найти хорошего специалиста.



Просмотров: 505
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Личная терапия или как это, быть клиентом психолога?
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Чем может помочь психолог? Что говорить у психолога?
  • "Скажите , а что он думает обо мне?" - или об умеренной помощи психолога.
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • Помощь психолога, что это?
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Сказ о том, как клиент себе психолога выбирал
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • Как выбрать психолога? (инструкция для "начинающих клиентов")
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Сила воли или почему не сбывается загаданное. И почему это важно для работы психолога.
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Консультация психолога: почему это стоит денег и за что вы платите?
  • Выбор психолога или как это происходит
  • Так ли "всеяден" психолог или он выбирает клиентов?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь