Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"

Автор статьи: Геннадий Малейчук

ТАКАЯ РАЗНАЯ ТЕРАПИЯ: КЛИЕНТ «ХОЧУ» И КЛИЕНТ «НАДО»

 

 Такая разная терапия клиент Хочу и клиент Надо

В психике зрелого человека

гармонично уживаются Хочу и Надо,

желания и долженствования.

 

Продолжаю тему, поднятую в статьях «Между Надо и Хочу   и Двойной капкан отношений 

Я не являюсь сторонником типологизации клиентов и их запросов, и в терапии делаю акцент на индивидуальность личности клиента и уникальность его запроса. Тем не менее, в своей практике довольно часто я встречаюсь с клиентами, которые имеют принципиально отличные картины мира, формирующие базовые установки к Миру, Другому человеку и самому себе. Эти базовые установки определяют всю жизнедеятельность и жизненную активность человека. По-разному проявляются они и в терапии, и, следовательно, требуют принципиально отличных терапевтических стратегий работы. Я выделяю два типа клиентов-носителей различных картин мира, метафорически называя их клиенты «Хочу» и клиенты  «Надо».

В своей статье я опишу феноменологию выделенных типов клиентов и набросаю терапевтические стратегии работы с ними.

Картина мира клиента «Хочу»

Такой клиент в контакте производит впечатление   большого Ребенка.

Это, как правило, сильно инвестированный в детстве ребенок, в которого родители много вкладывали и многого от него ожидали. Базовая установка к миру у клиентов «Хочу» – мир должен! Хочу и буду! По мироощущению и поведению это маленький ребенок. У него не сформированы или слабо сформированы качества взрослого зрелого человека, в первую очередь, ответственность и долг. Слабо развиты также  «социальные» чувства: вина и стыд. Плохо обстоит дело и с эмпатией.

Реальный мир и субъективная картина мира клиента «Хочу» плохо состыкуются друг с другом. Клиент «Хочу», подобно маленькому ребенку, верит в сказочную реальность, не хочет признавать реальность объективную,  активно пытается переделать ее и изменить под себя. Идеализация мира приводит при контакте с миром реальным к его обесцениванию – отсюда такая навязчивая потребность клиента «Хочу» переделать реальный мир под себя.

Образы его Я и Других полярны и неустойчивы – от идеализации до обесценивания. Самооценка, как правило, завышена, но неустойчива.

Концепция Другого (внутренний Другой) не сформирована. Самой яркой особенностью картины мира клиента «Хочу»  является девальвация Другого вплоть до его полного обесценивания. В отличие от клиента «Надо», центрированного на Другом,  личность клиента «Хочу»  эгоцентрирована – есть только Я, Другие – средства, функции для моего Я.

Пример: Молодая женщина, 28 лет, обратилась с проблемой конфликтных отношений с другими людьми (Меня никто не понимает и не принимает такой, какая я есть!) Проблема «непонимания» и «непринятия» пронизывает все отношения клиентки: это касается как близкородственных  отношений (родители), так и близких интимных отношений (молодые люди). Эта же проблема преследует клиентку и в терапии: все предыдущие терапевты не подошли ей, так как «не смогли в полной мере принимать ее такой, какая она есть». Схожая ситуация наблюдалась и в тех терапевтических группах, которые посещала клиентка: «Меня считают высокомерной, выскочкой, пытаются давить на меня, переделывать… все время говорят о какой-то ответственности. А я не ХОЧУ слушать ни о какой ответственности!» Во всех текстах клиентки ярко «звучит» следующее убеждение: «С другими людьми что-то не то, они не в состоянии понять и принять  мою уникальность и самобытность!»

Картина мира клиента «Надо»

Такой клиент производит впечатление маленького Взрослого

Это, как правило, рано повзрослевший ребенок, ребенок лишенный беззаботного детства. У него оказались преждевременно сформированы ответственность и долг, а также чрезмерно развиты «социальные» чувства: вина и стыд. Базовая установка к миру у клиентов «Надо» – я должен соответствовать требованиям  мира и ожиданиям других!

В картине мира клиента «Надо» присутствует сильно нагруженный образ Другого. Для него мнение, оценка, отношение, суждения Других становятся доминирующими. Его сознание в целом центрировано на Другом. Он чувствительно присматривается, прислушивается к тому, что скажут, как посмотрят, что подумают Другие, как в их зеркалах отразится его Я?

Со временем реальные Другие ассимилируются во  внутреннего Другого – чрезмерно контролирующего, следящего, оценивающего. Жизнь клиента «Надо» проходит в режиме «постоянно включенных видеокамер». И это обстоятельство привносит много напряжения. Постоянно звучащее «Надо!» формирует  склонность таких людей к самонасилию.

Его самооценка напрямую зависит от оценки других людей и в связи с этим является неустойчивой. Он подвержен сильному влиянию других людей, зависит от них. В силу преувеличенной значимости Другого, его образ сильно нагружен ожиданиями и, вследствие этого, проективно искажен. Контактируя с другим, клиент «Надо» встречается не с реальным человеком, а с его образом, часто проективным. Неудивительно, что такие «встречи» часто заканчиваются разочарованиями.

Пример: Катерина. Клиента 26 лет, обратилась с запросом сложных отношений с родителями, прежде всего с мамой. Мама, несмотря на то, что клиентка создала свою семью, продолжает активно внедряться в ее личное и семейное пространство. Отказать маме, препятствовать ее экспансии клиентка не может: Мама обидится!». В отношениях с мужем также не получается «быть расслабленной», приходиться подстраиваться под него, угадывать его настроение. Похожие отношения складываются и с подругами: «Я всегда была ведомой, подстраивалась под них, боялась отказать».

Психотерапия: общие положения.

И те, и другие клиенты, на мой взгляд, хотят безусловной любви, но хотят ее по-разному. Клиент «Надо» надеется ее заслужить и делает все для этого. Клиент  «Хочу» – желает получить любовь бесплатно и ждет, когда ему ее дадут.

Психическая реальность и тех, и других фиксирована на одной из полярностей: Хочу либо Надо. В психике же зрелого человека гармонично уживаются Хочу и Надо, желания и долженствования.

Мне нравится идея психотерапии как исцеления, т.е. работа с психической реальностью человека в направлении ее большей гармоничности, непротиворечивости, целостности. Возвращение целостности клиенту через признание им права на свою «необжитую» либо непринимаемую территорию.

Психотерапия клиента «Хочу».

Для меня – это терапия взрослением, терапия разочарованием. И ее центральным вопросом  является вопрос: как замечать Другого и быть с Другим?

В качестве стратегических направлений работы с клиентом «Хочу» я бы выделил следующие:

  • Взращивание чувствительности к Другому. Выход за пределы эгоцентрической позиции.
  • Встреча с неидеальностью Мира, Другого и проживание разочарования без скатывания в полюс обесценивания.

В отличие от клиента «Надо», для которого появление себя в отношениях и обучение заботе о себе является важнейшей стратегией психотерапии, целью терапии клиентов «Хочу» является появление в отношениях Другого как иного, ценного, живого человека со своими радостями-горестями, переживаниями, ценностями, болями… Это становится возможным благодаря развитию навыков эмпатии у клиента «Хочу», разрушающей его эгоцентрическую позицию. Основным методом работы с клиентом «Хочу» будет работа на границе контакта, предполагающая предъявление терапевтом своих чувств, переживаний, ценностей. Если в случае с клиентом «Надо» психотерапевт расшатывает ригидную картину мира, то с клиентом «Хочу» создает условия для появления-рождения в ней нового структурного компонента – картины другого человека.

Появление способности благодарить и просить – хороший диагностический признак в терапии клиента «Хочу». Замечать желания Другого, его границы, переживать вину и стыд за причиненную боль Другому – вот важнейшие новообразования клиента Хочу. Терапия может считаться успешной, когда в психической реальности клиента Хочу начинает звучать Надо.

Психотерапия клиентов «Надо».

Для меня – это терапия детства, терапия принятия себя. И ее центральным вопросом  является вопрос: Как быть с собой?

В качестве стратегических направлений работы с клиентом «Надо» можно предложить следующие:

  • развития чувствительности к своему Я. Выделение качеств своего я и их принятие.
  • Развитие способности к отстаиванию границ своего Я.

Цель терапии в случае клиента «Надо» – привести клиента к его собственному Я, внимательно и уважительно рассматривая, прислушиваясь к звучанию скрытого за оглушительным хором голосов Других Я (Надо!), подлинного, уникального, еле слышного голоса Я клиента (Хочу!). Лишь услышав, осознав и приняв собственное Я, клиент может надеяться на подлинную Встречу с Другим. Ведущими задачами здесь будут повышение самооценки и чувствительности к своим Я-потребностям и собственным психологическим границам. Из терапевтических методов в работе с клиентом «Надо» можно выделить сочетание фрустрации и поддержки. Посредством фрустрации удается «расшатать» ригидную, наполненную социальными интроектами картину мира такого клиента. Поддержка же психотерапевта создает условия для возможности рисковать, получать новый опыт.

Появление агрессии и личных границ – хороший диагностический признак клиента «Надо». Заботиться о себе, испытывать желания без чувства вины – вот важнейшие новообразования в терапии клиента «Надо». Терапия может считаться успешной, когда в психической реальности  клиента «Надо» начинает звучать Я Хочу!.

Клиент «Хочу» и клиент «Надо» обладают недостающими друг для друга качествами и в силу этого склонны образовывать союзы – комплементарные (дополнительные) по форме и зависимые по сути.

Исцелить душу по сути – сделать ее целостной, цельной.

Такого рода изменения осуществляются в терапии посредством терапевтических отношений. В описываемом случае через взращивание у клиента дефицитарных функций и  их последующую интеграцию в целостный, непротиворечивый образ себя.



Просмотров: 673
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу-Хочу или Хочу-Надо? Где застряли ваши деньги
  • Хочу-Хочу или Хочу-Надо? Где застряли ваши деньги
  • Война в душе. Я этого хочу? Или это надо?
  • Про ХОЧУ и НАДО в терапии
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Между «надо» и «хочу», 5 шагов для развития силы воли
  • Хочу, но нельзя. Не хочу, но надо
  • Желания : надо или хочу
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • Как изменить Надо на Хочу?
  • Картина мира клиента и его психическое здоровье
  • Хочу как Цезарь, а надо ли?
  • Как примирить «Хочу» и «Надо» Упражнение
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • Когда чужое «хочу» становится вашим «надо»
  • Мотивация | «Хочу», «Надо», «Должен» – родственники
  • Между «хочу» и «надо»
  • Как превратить НАДО в ХОЧУ или внешнюю мотивацию во внутреннюю
  • Мне надо или Я хочу
  • Надо и Хочу
  • Не хочу но надо.
  • Не хочу, но надо?
  • Хочу .vs. Надо
  • Хочу или надо? Делать то, что хочется – вседозволенность?
  • Новый год: «хочу» и «надо»
  • Хочу или надо?
  • Как превратить НАДО в ХОЧУ или внешнюю мотивацию во внутреннюю -часть 3
  • Как превратить НАДО в ХОЧУ или внешнюю мотивацию во внутреннюю - часть 2
  • Я хочу-мне не надо. Почему некоторым людям так сложно принимать?
  • Пребывать в состоянии хочу, могу, надо.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь