Пребывать в состоянии хочу, могу, надо.

 

Пребывать в состоянии хочу могу надо

     НАДО

     Недавно я задумалась, как часто я говорю себе слово «надо». Часто такие мысли возникают, когда что-то сделать надо по дому: Надо прибраться по дому, Надо приготовить ужин, Надо постирать, Надо подготовиться к следующему дню. На работе тоже часто говорю про себя «мне Надо». Действительно, занимаясь предпринимательской деятельностью мне часто надо выполнять различные задачи. И выполняя задачи связанные с деятельностью, перенесла эту же форму на общую свою жизнь. Сложно мне порой было различить, где нужно мне, а где требует ситуация конкретных действий.

    Однажды, еще в детстве, после первого класса на летних каникулах я приехала в пионерский лагерь. Как-то  мы убирали территорию своего отряда. Нужно было нам подметать дорожки от нападавшей хвои. Я старательно мела веником. Было желание сделать чистыми и красивыми дорожки. Задание было дано для девочек. И вдруг я заметила, что несколько девочек не метут дорожки, а просто стоят и разговаривают. Мне было обидно, что я работаю, а они отдыхают в это время. Я сказала им об этом, но реакции не последовало, никто не принялся за работу из них. Они вообще ушли гулять. Доделав работу  у меня были смешанные чувства. И рада и не рада за то, как я выполнила работу. Наступил вечер, а затем и утро. На утренней линейке почетное право поднять флаг лагеря предоставили неожиданно одной из тех девочек, которые не убирали территорию. Я была в недоумении. Задумалась. Видно, есть что-то еще очень важное, а не слепое выполнение того, что надо. В дальнейшем я получила почетное право на поднятие флага за выпуск стенгазеты. Вряд ли я тогда осознавала, что и как происходит в мире взрослых.

   Я задумалась, так ли это мне важно делать, или это больше про Надо – выполнение заданной кем-то программы. Про то, что мое желание быть свободной совсем не схоже с тем, в чем я чаще всего нуждаюсь повседневно. А ведь именно слово «надо» схоже со словом «нужда». И тогда возможно это программы заданные кем-то, не мои. Вернее, они уже стали моими, когда я их безотчетно, неосознанно приняла. Выйти из тех программ, когда в пионерском возрасте повторяла как мантру слова «Всегда готов», на призыв «Пионер, будь готов!», можно через осознание их в себе. Одна часть, это  программы-требования общества, а другая часть задана воспитанием с детства, родительские. И ничего страшного нет в том, что некоторые программы связаны с принадлежностью к обществу. Важно выполнять их осознанно. Так как же чаще происходит в моей жизни, где больше нужно мне, а где живу по привычке. Интересно, что от коллег, от родных и от знакомых я тоже часто слышу «так, мне Надо сделать».

     Часто выполнение многих социальных задач я для себя связывала  с ответственностью. Только тогда это ответственность больше перед кем: перед собой, обществом или перед родителями? 

     ХОЧУ

     За многие годы занятий в направлении гештальт-терапия я стала больше прислушиваться к своим Хочу. И если на групповых занятиях уже привычным стало, что есть интерес и внимание к пожеланиям человека, то в среде обычных людей стало резать слух «Надо сделать».

        И вот как я обхожусь сейчас со своим Хочу, со своими желаниями? Бывает Хочу как у ребенка. Когда желаешь что-то получить от взрослого. Для ребенка могущественным предстает взрослый.  И родителям очень приятно делать подарки, быть таким волшебником для детей. Для взрослого человека тоже важно прислушиваться к собственным «Хочу». Мне сейчас хочется выпить чашечку кофе или воды, пообщаться с подругами, петь или танцевать. Что же по-настоящему я Хочу? Вообще-то, вначале было желание выразить письменно взволновавшую недавно меня тему. Сейчас есть потребность завершить начатое дело. Это про творческое приспособление к меняющемуся миру. Нужно быть в контакте с действительностью, чтобы реализовать желаемое. Ведь если нет условий для получения желаемого, то желания могут только привести к разочарованиям. Или, быть отсроченными, до наступления подходящей ситуации. Или, самому создать подходящую среду.

…Первое мое наступление на свое «хочу» было предпринято, когда отказалась от любимого увлечения шахматами. Все детство я занималась шахматами, выступала на шахматных турнирах. Мечтала стать тренером по шахматам и продолжать выступать на соревнованиях. Мое «хочу» изменилось постепенно в сторону «надо»: Надо зарабатывать деньги, быть заботливой женой, хорошей хозяйкой. Мои «хочу» постепенно таяли. Оставались только те желания, что были связаны с саморазвитием. Например, восточные оздоровительные практики. В конце концов, я же не робот. Хотя, много что делала по инерции. Собственно говоря, я отказалась от шахматной карьеры и потому, что не было возможности выступать в турнирах, а просто быть тренером по шахматам не хотелось.

     В восточных практиках много времени посвящают познанию человеком своего могущества. Гештальт-терапия включает в себя тоже восточные древние познания. Когда человек определил свои желания, тогда наступает часть, связанная с их удовлетворением. Вот как человек удовлетворяет свои потребности, от того и зависит качество его жизни. Посмотреть по сторонам, подумать, как можно удовлетворить свои желания. Возможно, кого-то помочь попросить, или, что-то начать делать самому. 

      МОГУ

     И тогда вступает «могу». Если сложная ситуация случилась с человеком, можно задать себе вопрос: что я Могу сделать в этой ситуации? Формировать привычку искать возможности. Могу - это больше про действия.

       Как-то недавно я вязла в библиотеке книгу домой почитать. И вот лежит она у меня, лежит, а никак не могу начать ее читать. Уже и время подходит к тому, чтобы ее занести обратно. А книга для меня нужная. Нужная, в первую очередь, для профессионального развития как психолога. Но когда я за нее берусь, возникает внутренний конфликт. Прям не хочется ее читать, и все! Было холодно в квартире, и я решила залезть в ванную погреться в теплой воде. И взяла туда на всякий случай эту книгу, подумав: «Вдруг будет скучно. Деваться  будет некуда, почитаю ее». И когда тело уже разомлело, расслабилось, потянулась рука за книгой. Взяв ее в руки, я стала читать. Читалась легко. Я буквально проглотила основное ее содержание.

     Оказывается, что Надо создает напряжение. Перейдя в расслабленное состояние, возникло желание ее прочитать. Это вот так получилось у меня творчески подойти к ситуации. 

Еще меня волновал вопрос: можно ли объединить Надо и Хочу? И я на него нашла ответ в книгах.

     И если Хочу и Надо это больше про будущее, то Могу это про настоящее. Сделать можно что-то в настоящем, и это про контакт с реальностью.

      ВОЛЯ

      И недавно я поняла, что помогает делать чудеса Воля, Дух. Просто было трудное время, когда в одной важной для меня ситуации возникло ощущение беспомощности. И лишь спустя некоторое время обрела новое состояние, где собственную беспомощность воспринимать стала спокойно, и появилась уверенность в своих силах. Ведь действительно, бывает так, что все зависящее от себя сделаешь, а все равно изменить ничего нельзя. И появилось новое ощущение своей силы духа.

      Помню сложную ситуацию, которая возникла у меня в третьем классе. До третьего класса я училась на «отлично». Быстро читала, диктанты писала без ошибок (в библиотеку ходила с шести лет). В третьем классе вдруг стала получать «двойки» и «четверки» по русскому языку. Это была моя четвертая учительница за все обучение в начальной школе (так получилось, что переводили несколько раз в другой класс из-за открытия новой школы). Мне эта новая учительница безжалостно снижала оценки за некрасивый почерк, за исправления ошибок (это я потом поняла). По математике было все великолепно, а вот русский язык стал подводить. И каково же было мое удивление, когда я увидела, что на выставку учительница вывесила тетрадь нашей девочки, которая была самой отстающей в классе! «Что же у нее есть такого, чего нет у меня?» – задумалась я. И тут я увидела, что у нее красивый почерк. Где-то я взяла книгу, в которой было обучение написанию букв. Она была красочная, а не как обыкновенная черно-белая пропись в первом классе. Я старательно сидела и выводила буквы каждый вечер дома. Смотрела, как красивее получается слово и целое предложение. Заняла новую тетрадь и писала в ней новым подчерком. И вдруг неожиданно (да! Да!, Именно неожиданно для меня это произошло в ощущениях) мою тетрадь по русскому языку учительница вывесила на выставке нашего класса. Я удивилась тогда, так как прошло всего несколько недель. И конечно мне было приятно, когда мои одноклассники подходили, смотрели написанные мною тексты, удивлялись и восторгались моему подчерку.

   Каждый человек может вспомнить свое детство или, те моменты, когда ему удавалось преодолевать себя, проявлять Волю, познать свое могущество. Начальные классы это важный период в развитии воли человека. Это переход от игры к обучению. Формирование воли происходит при решении задач ведущей деятельности возраста – учебной. «Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе». ( С.261, 2)

   Вот возникло желание, определил человек его у себя, распознал. Очень хочется быстрее получить желаемое. Конечно, в современном мире чтобы получить еду, не нужно идти на охоту на мамонтов. Достаточно открыть холодильник. А если стараешься делать что-то для отсроченного желания. Будь то отношения или поставленные цели. И никак не получается, вот и ощущение своих границ. И теперь есть возможность преодолеть себя, выйти за границы своих возможностей и обрести нового себя. Можно думать, надеяться сколько угодно, и ничего не изменится. Духом можно изменить многое.

     Когда что-то делаешь, то периодически возникают препятствия. Люди преодолевают их по-разному. Кому-то помогает кураж, игра, а кому-то присоединение к коллективу или кому-то значимому. Если человек хочет большего, стать кем-то значимым для кого-то, то ему необходимо развивать собственный Дух.

Список использованной литературы:

1. Леви В.Л. Куда жить?/В.Л.Леви. Куда жить? – М.: 2004.

2. Психология человека от рождения до смерти./ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии

Для иногородних возможно консультирование по Skype,
Login:
s.kulahina



Просмотров: 620
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Да не очень-то и надо было!
  • А надо было просто уйти
  • Когда чужое «хочу» становится вашим «надо»
  • Надо ли уживаться с нарциссом? А если надо, то как это сделать?
  • Хочу, могу и надо
  • Надо, хочу, могу в ТА
  • Хочу, Могу и Надо
  • Профориентация. Хочу. Могу. Надо.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Хочу или надо? Делать то, что хочется – вседозволенность?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Желания : надо или хочу
  • Что стоит за детским «не могу!» в ответ на взрослое «надо!»? Что делать? Часть 2я. Формирование воли.
  • Есть такое слово "надо". Надо - кому?
  • Он выбирал девушек, которых надо было спасать
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Как быть, если не хочется что-то делать, а надо?
  • «Буреносец» – 9 аватар Властелина Эмоций, которые надо было освоить ещё позавчера...
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Хочу-Хочу или Хочу-Надо? Где застряли ваши деньги
  • Хочу-Хочу или Хочу-Надо? Где застряли ваши деньги
  • Если ты больше, чем надо, ты меньше чем есть
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Когда все говорят "надо простить родителей" - надо ли?
  • Надо не любить "надо"... Или, когда начинает хотеться...
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Надо ли есть, когда не хочется есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь