|
Что стоит за детским «не могу!» в ответ на взрослое «надо!»? Что делать? Часть 2я. Формирование воли.Автор статьи: Большунова Светлана Витальевна
В статьях "Что стоит за детским «не могу!» в ответ на взрослое «надо!» и что с этим делать? Часть 1я" и "Когда мотивация "Будь сильным!" может не работать?" я рассказала случай из практики, когда "ко мне обратилась мама с вопросом: ее сын-первоклассник не хочет собираться на спортивное занятие, его нужно уговаривать каждый раз, при этом ребенок может даже горько заплакать, говорит, что ему это трудно и просит помочь". Формирование волевых процессов, как процессов регуляции деятельности в ответ на внешние требования, начинается у разных детей по разному, но в возрастной психологии выделяют так называемый «кризис трех лет», когда малыш впервые стремится делать все самостоятельно, отделяясь от мамы, осознавая себя, как отдельного человека. В это время важно, чтобы родители дали возможность ребенку пробовать самому делать, то, что раньше за него делали взрослые. Некоторые взрослые считают, что ребенок еще не готов к самостоятельным шагам и им хочется максимально облегчить ребенку жизнь. Это случается и, если у родителей не так много времени, или не хватает терпения, тогда они стремятся все сделать быстрее за ребенка. Например, мама считает, что лучше она поможет малышу, не дожидаясь пока он сам справится со сложной застежкой, и они быстрее пойдут гулять. Ребенку легко, но не срабатывает в этом случае «зона ближайшего развития»: то, что ребенок еще не умеет, то, что сложнее, чем его обычные самостоятельные действия на сегодня, но то, что он будет уметь чуть позже – те навыки, которыми ребенок как бы планирует овладеть в непосредственном будущем. Когда деятельность сложнее, чем обычно, - это дает малышу возможность почувствовать успех обладания навыком или успех совладания с важным процессом. Говорят о «кризисе трех лет» имея в виду, что в случае, если родитель не готов делегировать ребенку ответственность, малыш может начать бунтовать. В другом случае возможен «конфликт интересов»: столкновение потребности ребенка, желаний ребенка и требований социума. Тогда-то малыш, который не мог обходиться без постоянной помощи мамы в прошлом, а сейчас уже вставший на ноги и овладевший речью маленький человек, учиться соотносить свое «хочу», свое «могу» и «надо» взрослого мира. У некоторых период трехлеток, который называют часто периодом «я сам», наступает несколько раньше. Некоторые детки говорят «я сам!» уже в два года, и что-то самостоятельно делают. В три уже делают самостоятельно гораздо больше сверстников. А некоторые дети могут подойти к этому периоду попозже – разные факторы могут на это влиять. Если недостаточно развиты определенные отделы мозга или связь между ними не сформирована, простые с точки зрения одного ребенка действия и волевые акты, могут для другого являться достаточно сложными или не выполнимыми. Таким образом в процессе воспитания может проявиться другая крайность – когда родители считают ребенка уже достаточно взрослым и отказывают ему в помощи там, где физиологически он еще не готов проявить самостоятельность: например, зашнуровать ботинки или завязать шнурки, действие которое не вызывает вопросов у младших школьников, может быть достаточно сложным в более раннем возрасте. Бывали случаи, когда родитель не объясняя, не пытаясь показать как надо, оставлял малыша один на один со сложным действием: «Пока не научишься шнурки завязывать – не подходи ко мне!». Ребенок может чувствовать, что его буквально «предали» - бросили без помощи в сложной ситуации. Или мама стыдит свою дочь, что она ленится готовить, при этом ни разу не показав ребенку, как это делается. Конечно, если новая и сложная деятельность только осваивается, хорошо бы, чтобы взрослый сделал это сначала вместе с ребенком, а потом требовал повторить. Отрицательные эмоции будут негативно влиять на успешность действий и запоминание. Особенно эмоционально сложно малышу, если родителя интересует с самого начала идеальный вариант, и он не готов ждать пока деятельность не станет привычной и автоматической для ребенка. Так может происходить с завышенными требованиями, когда дошкольник или младший школьник только-только начал осваивать новую деятельность, например, спортивную или учебную, а взрослые уже ждут от него отличных результатов. Следующий возрастной кризис, который выделяют психологи, связан именно с началом учебной деятельности. При этом многие взрослые хотят дать самое лучшее и нагружают свое чадо всеми доступными активностями сразу: и спорт, и английский, и бассейн. Тогда энергоресурсов может просто не хватить на все и результата не будет. С другой стороны, когда родитель видит, что даже несмотря на все его усилия и терпение, ребенку трудно в обычной для его возраста деятельности, лучше посоветоваться со специалистом. Например, нейропсихолог после диагностики может назначить комплекс специальных упражнений на развитие зон и функций мозга, которые могут отставать, поможет составить график активности ребенка так, чтобы не перегружать и получить максимальную пользу от занятий. Арт-терапевт или детский психолог, владеющий методом арт-терапии сможет через творчество помочь ребенку восстановить душевное равновесие, выразить эмоции, включить механизмы самовосстановления. Особенно эффективны в этом случае техники лепки из глины или пластилина, которые также помогают "дозревать" определенным структурам и функциям мозга ребенка. Обобщая вышесказанное, резюмирую: ожидания родителей от детской успешности лучше соотносить с возрастными особенностями и физиологией возрастного развития. Сложно звучит? А есть ли простое универсальное правило? Как быть, если вы сами, как ответственный родитель, хотите научить своего сына или дочь новой, более сложной деятельности, но сомневаетесь на сколько эта деятельность по возрасту? Попробуйте разбить сложный процесс на более простые пошаговые действия и предложите ребенку сделать один из шагов. Подбадривайте ребенка, не критикуйте его, не «передразнивайте», показывая, где он ошибся, а напротив, подчеркните его достижения, расскажите, что вам понравилось, что он сделал по-особенному. Хорошо бы включить при этом игровую составляющую: например, «веселые старты», только без олимпийского соревнования, а скорее в форме эстафеты-шутки. Не сравнивайте его с другими, так вы унижаете его достоинство и обесцениваете. Если это дошкольник, можно взять любимую игрушку ребенка и предложить научить ее этой деятельности: «учим мишку чистить зубы». Понаблюдайте, на сколько легко ребенок проходит мелкие этапы. Если какой-то этап еще вызывает трудности, снова разбейте его на более мелкие, если, наоборот, ребенок не затрачивает усилий – сложите несколько шагов в один более общий. Сколько эмоций и радости ждут вас и вашего малыша или младшего школьника, когда процесс получится! Можно придумать какое-то поощрение, но лучше не «сладкий приз», чтобы не формировать «сладкоежкино» пищевое поведение, приводящее к лишнему весу. Пусть это будет небольшой сувенир или любимое совместное занятие или просто «обнимашки», что в любом случае полезно! Ваш ребенок будет формировать волевую сферу на эмоциях радости, и удовлетворения, а не обиды, стыда или разочарования. Эти простые правила могут работать и для более старшего возраста вплоть до подросткового. Когда с ребенком установились доверительные отношения и он получает постепенное делегирование ответственности по силам, которая положительно эмоционально окрашена, то можно надеется, что и подростковый период пройдет более спокойно без резких протестных настроений и саботажных действий с его стороны. Радость воспитания начинается с доверия, радости общения и понимания того, что счастливое детство – это не собрание маленьких взрослых под руководством родителей и не теплица садовых растений, а мир деятельной радости, в который открыта дорога в любом возрасте! 1 Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития.-М: Academia, 2009,-640. 2 Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.-М.: Генезис, 2015.-474 с. 3 Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. –М.: Генезис, 2005, -321 с. 4. Большунова С.В. Когда мотивация "Будь сильным!" может не работать?. 2020, www.psyoffice.ru/article/285239/ 5. Большунова С.В "Что стоит за детским «не могу!» в ответ на взрослое «надо!» и что с этим делать? Часть 1я", 2020,
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|