|
Что стоит за детским «не могу!» в ответ на взрослое «надо!» и что с этим делать? Часть 1я.Автор статьи: Большунова Светлана Витальевна
Когда мы видим такую реакцию на простые требования родителей, можно и нужно поставить вопрос о мотивации, о том, насколько именно это спортивное занятие интересно ребенку, насколько тренер корректен и нравится или о том, что комфортно ли ребенку в детском коллективе (моя статья "Почему мотивация "Будь сильным!" может не работать?"). Однако, если мы говорим о дошкольнике или ребенке младшего школьного возраста, когда такая реакция свойственна ребенку и в других ситуациях, можно рассмотреть вопрос с позиции нейропсихологии и психологии возрастного развития. В некоторых случаях поведение ребенка, которое родители склонны относить к разряду «плохой дисциплины» и «дурного характера» или списывать на отсутствие мотивации, на самом деле может свидетельствовать о том, что более ранняя фаза развития была не пройдена достаточно успешно, некоторые структуры мозга и их функции могли быть недостаточно сформированы. Профессор МГППУ Сименович А.В определяет основу науки нейропсихологии, как единство нейропсихосоматических и биосоциокультурных механизмов развития, которые взаимнообуславливают друг друга. То есть и культура, и воспитание, и физиологическое развитие, в том числе пренатальное – все это механизмы развития маленького человека, которые находятся во взаимодействии и влияют друг на друга. И далее «поведение… является динамическим, иерархически-организованным, системным энергоинформационным процессом». О, сложно, правда? А говоря простым языком: наши реакции, поведение, память, мышление – суть взаимодействие разных структур мозга друг с другом и с внешним миром. То есть требования взрослых, обучение, правила поведения для начала обрабатываются мозгом ребенка в том состоянии, в котором он находится на данный момент. А вот мозговые процессы, как и то, где они проходят – лобные, височные отделы мозга, правое и левое полушария, соединительная ткань, мозолистое тело, подкорковые и корковые слои и др. - «созревают» в разное время и у разных детей по-разному. При этом именно их совместная слаженная работа в ответ на «вызовы» окружающего мира, приводит к тому, что мы называет развитием или взрослением, и, в конечном итоге, становится базой для того, что мы называем характер, тип личности. Не вдаваясь в сложную теорию можно сказать, что с раннего детства активное взаимодействие с внешним миром и прежде всего исследование его непосредственно через органы чувств и есть процесс формирования человека. А именно: когда ребенок берет предметы и манипулирует ими, играет, двигается, совершает на взгляд взрослого простые действия, например, прыжки, ползает или «ломает» игрушки – все эти действия развивают структуры мозга. Родитель включен в это взаимодействие и является важным фактором развития. То, как ребенок получает обратную связь в виде улыбок, «обнимашек», поддержки, или выстраивания границ, помогает или тормозит развитие. Возрастная психология также изучает, как ребенок развивается в процессе жизнедеятельности, удовлетворяя свои потребности и осваивая новую деятельность, преодолевая возрастные кризисы. Важным этапом в любом случае является готовность мозга осваивать ту или иную деятельность. И хотя полную картину может видеть только специалист-детский психолог, нейропсихолог, понимание того, что всему свое время может сохранить силы и спокойствие родителей. Приведу пример: ребенок младшего школьного возраста играет, он увлечен, он уже планирует новую гонку с машинками или в радостном восторге от взаимодействия с мячом, и забыл, что уже пора на плановое занятие спортом или его ждут домашние задания по математике. Родитель нетерпеливо зовет: «Хватит играть! Собирайся!» Ребенок также, как и взрослый, которого оторвали от важной работы и «вызвали к директору», может испытывать стресс. Особенно, если он еще недостаточно овладел процессами самоконтроля и его процессы торможения, например, могут отставать от процессов возбуждения. Надо понимать, что в такие моменты он просто не в состоянии за пять минут переключиться с одной деятельности на другую, он не может включить «волевые» функции, также быстро, как более старший по возрасту, потому что они могут находиться в процессе формирования на более ранней стадии. Это чаще происходит, когда ребенок более активный («торопыжка») и его мозг проводит сигналы с большей скоростью, чем в среднем у детей его возраста. А если мы возьмем случай более спокойного ребенка, когда процессы возбуждения как бы «запаздывают»? Может ему не хватает энергии на то, чтобы переключиться на другую деятельность? Такое тоже случается и, если при этом мама более активная, то малыш может быть, как бы «на другой волне». В психологии такие процессы могут описываться в терминах разницы «темпераментов». И тогда мама торопит малыша «Быстрее!» и злится, если он не сразу «включается». Для малыша такое внешнее ускорение на фоне недовольства взрослого может, напротив, стать еще одним фактором торможения, именно негативное состояние, эмоция, как на простом языке говорят «негативная энергия» может ввергнуть ребенка в дополнительный стресс. Что можно противопоставить такому «Быстрее!»? Наоборот, присоединитесь к ребенку по темпу, скажите «действуй в своем темпе!». И при этом заранее подготовьте ребенка, к тому, что ему предстоит смена деятельности, например, скажите, что когда стрелки часов подойдут к цифре 5, то мы завершаем играть и начинаем собираться. Можно «включить» энергоблок мозга ребенка специальными веселыми упражнениями-разминкой под бодрую музыку. Сделайте с ним вместе «веселую переменку» и малыш обязательно включится! Какие еще возрастные особенности и процессы воспитания влияют на то, как ребенок реагирует на взрослое «надо!» читайте во второй части статьи "Что стоит за детским «не могу!» в ответ на взрослое «надо!». Что делать? Часть 2я. Формирование воли.": кризисы трех и семи лет, ожидания родителей, перфекционизм или установка на «успешность», гиперопека, помощь и поддержка, а также рекомендации и советы. Радость воспитания приходит с пониманием логики возрастного развития и причин, которые могут внести свои коррективы в наши представления о ней.
1 Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития.-М: Academia, 2009,-640. 2 Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.-М.: Генезис, 2015.-474 с. 3 Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. –М.: Генезис, 2005, -321 с. 4. Большунова С.В Почему мотивация "Будь сильным!" может не работать? 2020, www.psyoffice.ru/article/285239/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|