В чем причина детского беспокойства и как ее устранить.
Что сделать, чтобы ребенок успокоился?
В настоящее время все больше увеличивается число людей страдающих тревожными расстройствами и сходными по симптоматике состояниями. Тревога является сигналом реакции дезадаптации вследствие стресса, также тревога может быть сигналом внутренних неврологических проблем или проблем связанных с психологическим неблагополучием. Очень часто на прием к психологу или психотерапевту попадают тревожные дети и обеспокоенные родители этих детей с одной просьбой: «Что сделать, чтобы ребенок успокоился?»
Понять причину- решить проблему!
Начнем с того, что любое беспокойство, нервозность, гиперактивность, агрессивность, негативность ребенка является сигналом неблагополучия. Поэтому сначала нужно разобраться о каком неблагополучии говорит вам ребенок, прежде чем вливать в него успокоительный яд в виде таблеток.
Ребенок, сколько бы ему ни было лет, все еще плохо дифференцирует, различает эмоции, поэтому не может спокойно проанализировать и сказать, что у него болит и в какой степени, поэтому родителям нужно быть чуткими к его эмоциям, через которые он выражает свое неблагополучие.
Причина продолжительного беспокойства ребенка может быть сигналом начала соматического заболевания, неврологического или психологического неблагополучия. Для того чтобы отличить два последних и определить какого плана причина достаточно понаблюдать за своими(родительскими) эмоциями во время детской истерики (негативного поведения, слез).
Если беспокойство и негативный спектр эмоций ребенка вызывает:
• жалость у родителя,
• желание прижать ребенка к себе,
• желание напеть колыбельную , успокоить, утихомирить его,
• чувство, что поведение ребенка является чуждым, непонятным,
Родитель в этот момент не включается в негативные эмоции ,а относится к ребенку как будто он поранен с еще большей жалостью и любовью, значит, скорее всего, такое состояние ребенка касается неврологического неблагополучия и следует обратиться к детскому неврологу.
Если же родитель включается в эмоциональную струю негатива и испытывает следующее:
• раздражается, гневается, злится,
• считает детское состояние капризом,
• наказывает ребенка за истерики, плохое поведение,
• пытается поговорить с ребенком, как с взрослым,
То такое состояние ребенка обуславливается психологическим неблагополучием, и фармакологическое лечение в этом случае может быть вредным.
Если вы определили, что беспокойство вашего ребенка на уровне психики. Что делать?
Ребенок рождается с более развитым правым полушарием – отвечающим за эмоции и менее развитым левым полушарием –отвечающим за логическое мышление, у взрослого наоборот левое полушарие сильнее правого. Ввиду этой физиологической особенности дети тоньше чувствуют эмоции, интонацию голоса, улавливают невербальные знаки лучше, чем взрослые. Но из-за отсутствия навыков распознавания эмоций не могут говорить, что именно они чувствуют и почему.
У детей растет и развивается не только тело, но и психика и усвоение знаний и опыта необходимого для жизни происходит путем отражения окружающей действительности. То есть ребенок перенимает все то, что делают, говорят и чувствуют родители. Других людей(воспитателя, учителя, бабушки, соседа) ребенок воспринимает иначе и не способен копировать. Вспомните, как ребенок учится говорить слова, он их просто повторяет за взрослыми, также он пытается повторять эмоции любимых родителей, так он учится жить.
Дети являются зеркалом родителей.
Психологическое неблагополучие детей –это вынесенное во внешнюю среду психологическое неблагополучие их родителей. То есть тревожность ребенка связана с тревожностью родителя, которую он в себе не замечает. Конечно, многие с этим не согласятся, ведь они спокойные, уравновешенные люди, не то, что дети. Для разъяснения этой неувязки, спросите себя: чем отличается эти 2 действия «конторолировать эмоции» и «испытывать эмоции»? Взрослый человек способен конторолировать эмоции, а если сказать точнее – умеет скрывать эмоции иногда даже для самого себя.
Ребенок, не умеющий скрывать эмоции, эмоционально непосредственный– клад для родителя, который в силу своей уже взрослой черствости свое состояние порой может охарактеризовать только как «плохо» и хорошо». Ребенок вскрывает эмоции родителя, и безусловно любя его пытается выстрадать их вместо него. Такой процесс эмоционального отзеркаливания описан в романе Станислава Лема «Солярис», где внеземной разум пытается научиться именно человеческой эмоциональности, путем повторения тех чувств, которые герои способны пережить.
Чтобы справится с беспокойством и неуравновешенностью ребенка, родителю стоит побеспокоится о своем психологическом здоровье и найти способы не стремится, скрывать чувства а учится переживать позитивные чувства и настроения и этим одаривать своего ребенка во взаимодействии и общении. Вместо того, чтобы требовать от него невиданного, невозможного покоя и умиротворения. Если взрослый человек выберет для себя этот путь то, убедится, что дети, как тонкочувствующие существа, наряду с животными, могут ему только помочь узнавать себя и развивать свою эмоциональность.
«Что сделать, чтобы ребенок успокоился?» -В первую очередь успокоить себя.
Автор: Чернова Мария.