Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?

 Что такое жалость? Жалость подразумевает, что тот кого жалеют болен, убог и.д. Жалеть семантически означает беречь, охранять от боли, мучений.

Так вот мне хотелось поговорить именно о ситуациях, когда вроде бы ну точно нужно пожалеть. Падения, удары, ссадины, синяки, порезы.
Например, годовалый ребенок учится ходить. Прежде всего у него получается падать, а уж потом ходить. В понимании взрослого человека упал, значит мог получить травму, а это очень больно. Все логично, но это лишь одна сторона опыта,  а таких сторон много, упал потому что:
- перепутал ноги,
- не заметил препятствие (например стол),
- подушка мягкая и если по ней идти, то сложно держать равновесие,
- наступил на игрушку,
- закончился диван,
- кто-то задел проходя мимо,
- еще не проснулся и не выяснил, где пол и потолок,
- подскользнулся....
И еще много-много всего, но мы взрослые об этом уже не помним, а потому считаем неважным. Конечно наша задача уберечь ребенка от беды, но и лишать его всех этих открытий очень жестоко.
А что получается ? Мы видим падающего ребенка и бежим выяснять:
Как ты? Все в порядке? Тут больно ? Погладить ручку ? Дай подую! Ах этот вредный стол!
А в глаза у нас страх и ужас, ведь могло быть быть все еще хуже! Нет, это хорошо, что он не сильно ударился, но испугались мы то на всякий случай по-настоящему. И ребенок видит этот наш страх. И постепенно осознает, что во-первых, когда он падает, тут же подбегает родитель, что во-вторых, любая боль должна быть обязательно обласкана и ребенок утешен (потому что прошел по краю пропасти), в-третьих, все новое - это очень опасно. И получаем мы в итоге безинициативного и пугливого ребенка.

Так что же, не жалеть? Вот, упал ребеночек. Может быть и такая реакция:
- Больно? Не реви ! Ерунда какая! Сам виноват, куда лез! Мальчики не плачут! Что за принцесса такая зареванная, замуж никто не возьмет! Ой, смотри самолет! А хочешь конфетку?

Тут вариантов тоже много, но все это опять таки не то, если в первом случае наше поведение обслуживало НАШ страх, то во втором случае, мы избегаем неприятных переживаний, игнорируем переживания ребенка. Ведь выдержать чужую боль это нужно уметь. Получается тут тоже мы обслуживаем свой страх, страх чужих реальных эмоций.

Так что же делать? Интересно, что именно годовалые малыши подсказывают нам, как поступить. Когда малыш падает, что он делает? Он смотрит на взрослого и ждет, ждет объяснений. Это разумеется в том случае, когда нет серьезной травмы. Когда она есть он орет так, что тут не надо думать, а надо вызывать скорую или бежать за аптечкой. Этот вариант узнает любая мать.В остальных случаях ребенок ждет. Он желает понять, что произошло и задача родителя вжиться в этот опыт,  пережить его вместе с ребенком, дать ему возможность разобраться в этот сложном законе всемирного тяготения. Кстати, что делает ребенок, если мамы нет рядом, и он еще не запуган - он ЭКПЕРИМЕНТИРУЕТ. Задел стол лбом - несколько раз стукнется специально, застрял между мебелью - развернется и пойдет еще раз, наступил на игрушку  - поднимет и опустит ногу еще раз, возьмет игрушку в руки и т.д.

Даже если новый опыт принес боль, это не повод ограничивать этой болью все выводы. Да, нужно проговорить ощущения, переживания, НО не забудьте поговорить о намерениях, о причинах, а различных вариантах.
Все это нужно конечно не только малышам, но и в 2 и в 3 и 4 года. А потом поверьте, никакой угол наскочивший на лоб, не остановит на пути к цели, но скорректирует к ней дорогу.

Что делать когда, уже установлена безусловная связь: упал - мама пожалей. Прежде всего подумать о своих страхах. Все ли они вам нужны? Если все ровесники ребенка гоняют на велосипедах, то  почему ваш не имеет права попробовать свои силы? Выявите те ситуации, когда вы не можете контролировать свой страх за ребенка,  и либо не допускайте этих ситуаций, либо не смотрите.

Например, не можете видеть как 4-летка взбирается на дерево, значит лазить по деревьям можно  только  с папой, боитесь, что ребенок ныряет с волнореза - нярять так можно только в секции с тренером. Ищите варианты, но страх в своих глазах нужно сократить. Ну и при неудачах и падениях  - проговариваем ощущения, переживания, намерения,  причины, возможные варианты  и т.д. Ничего  не пропускать, и чувства и описание опыта, ну и во возможности приправьте юмором, это даже годовалым помогает пережить неприятность, а уж для старших и говорить нечего.



Просмотров: 764
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда ребенок много читает
  • Что делать, если у ребенка отобрали игрушку?
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • Самый популярный женский страх. Страх всего и на всякий случай
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.2
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.1
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Когда ребенок очень подвижный
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Если очень нужно замуж, то побудь одна...
  • Когда ребенок мешает быть хорошим родителем.
  • Когда боль ребенка - это родительская боль
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Мануал, как быть, когда ребенок саботирует домашнее задание
  • Рождение ребенка – важный шаг, к которому нужно быть готовыми вместе!
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь