|
Когда мама - психолог или неидеальной быть можноАвтор статьи: Фролова Мария Геннадьевна
КОГДА МАМА – ПСИХОЛОГ или НЕИДЕАЛЬНОЙ БЫТЬ МОЖНО Очень часто от заботливых мам слышу: «Может быть, я не правильно делаю?», «Как правильно было поступить…?», «Как правильно сказать?». И, действительно, в наше время просто огромное количество информации, которое предлагается для изучения молодым мамам. Многие теории просто противоречат друг другу. Кто-то пишет о том, как быть хорошей мамой, другие же – почему хорошей мамой быть не обязательно. Недавно моей дочери исполнился год. А, это значит, что можно подвести некоторые итоги и проанализировать свое материнство, в том числе с профессиональной точки зрения. Современным мамам тяжело – ведь на наши плечи постоянно сваливается огромное количество информации. Поступать правильно, контролировать каждое слово, быть примерной – порой просто нереально. И нисколько не легче приходится, когда сама мама специалист. Многие мои коллеги, мамы с большим и не очень стажем материнства отмечают, что быть мамой и одновременно специалистом в области развития и воспитания детей – достаточно сложно. Почему? Кому, как не нам, знать о нормах развития детей, о том, как и что лучше сказать, и как себя вести, чтобы показывать детям достойный пример. Но…Мы ведь тоже люди, и ничто человеческое (усталость, раздражение, замешательство) нам не чуждо!!! Это будет очень честный пост! Прежде всего обо мне, моем материнстве и моей профессиональной позиции. Итак, буду анализировать по схеме: ситуация, мой профессиональный взгляд, мое отношение, как мамы. 1. Врачи и медицинское обслуживание. С момента рождения дочери начала отмечать косяки врачей: недосмотрели…, не приняли во внимание…, не приложили сразу к груди…, не проинформировали вовремя и т.д. Поликлиника: гигантские очереди, проблемы с записью и, вообще, с тем, чтобы дозвониться. С момента своего нахождения в роддоме начала в буквальном смысле контролировать всё и вся. Что-то не сразу (поскольку долго отходила от КС), но зато потом – в двойном размере. Узнала, всё, что могла: начиная от количества баллов по шкале Апгар, заканчивая вопросом про ступни ребенка (на выяснение которого, кстати, я пошла почти в полночь). Мое профессиональное отношение: амбивалентное (двойственное). С одной стороны, много упущений, недосмотров, недоработок, с другой – в таких вопросах, как очереди и проблемы с записью, как человек, длительное время проработавший в системе образования – понимаю, что это проблемы всей системы и сами специалисты ничего не могут с этим поделать. Не могут ведь они принимать пациентов в нерабочее время или у себя дома?!. Это абсурд! Но, некоторые родители, практически открывая двери специалистов ногой, наверное, так и думают. Опять же – быть более внимательным, перепроверять данные, объяснять родителям необходимость предложенного лечения – это может каждый, но…не каждый делает. И это огромный минус, который сказывается на качестве всего медицинского (и не только) обслуживания. Мое отношение, как мамы: хочется попадать к тем специалистам, которым можно доверять целиком и полностью. Очень огорчилась упущениям в роддоме (отсутствие телесного контакта с ребенком сразу после рождения и др.). Опять же, не знаю, как бы к этому отнеслась, если бы не знала об огромной пользе и даже необходимости первого контакта. Проблемы с записью в поликлиниках огорчают, но.. ни с кем не ругаюсь и ничего не пытаюсь доказывать, поскольку знаю особенности системы. 2. Нормы развития. Я и многие мои коллеги – мамы в достаточно откровенных разговорах отмечают, что волей-не волей, но отслеживают: а вовремя ли начался комплекс оживления? Соответствует ли развитие ребенка условно-возрастной норме? Говорит ли он положенное количество слов? Достаточно ли быстро он понимает инструкцию и т.д. Если постоянно диагностировать своего ребенка: с ума можно сойти! Профессиональное отношение. В какой-то момент определила для себя развитие своего ребенка, как нижняя граница нормы. Была несколько забавная ситуация, когда на плановом приеме у невролога специалист помимо своих рекомендаций отметила: «Раз говорит мало слов - видимо, Вы с ней мало разговариваете». Сказала она все, конечно же, правильно. И если бы я сама не работала с детьми и не понимала, что развитие детей до трех лет особенно - идет очень и очень неравномерно, то, возможно, огорчилась бы. Благодаря тому, что на лице у меня не написано, что я тоже специалист – поняла, что есть врачи, которые пусть и небольшие, но дают рекомендации родителям по развитию детей. Материнская позиция: Какими бы темпами не развивался мой ребенок - он мой и я люблю его таким, какой он есть. 3. Режим дня, прогулки, занятия с ребенком. Профессиональное отношение: режим дня, особенно сна и приема пищи должен быть – он в помощь. Гулять с ребенком желательно каждый день, если позволяет погода. Разговаривать с ребенком нужно постоянно, пальчиковая гимнастика, развивающие игры и просто игры – должны быть каждый день по несколько подходов. Материнская позиция и то, как оно есть на самом деле. Так сложилось по объективным причинам, что режима дня у нас нет до сих пор. Без него достаточно тяжело, поэтому в скором времени начнем вводить. Отсутствие режима не считаю своим упущением и чувства вины из-за этого не испытываю. Гуляем тогда, когда у меня на это есть физические силы. И даже если на улице прекрасная погода, а я всю ночь не спала и успокаивала свою малышку – никуда не пойду и лягу днем спать вместе с ней. Хорошая мама – отдохнувшая мама и это мое глубокое убеждение. Что касается занятий. Разговариваем постоянно, играем вместе – несколько раз в день, пальчиковая гимнастика, повторяшки и другие занятия – по мере возможности. 4. Про возрастные кризисы, усталость и раздражение. Я поняла, что у моего ребенка кризис одного года тогда, когда она стала отказываться есть из моих рук: крутила головой, плакала, выбивала из рук ложку, смыкала челюсть. Я достаточно долго не понимала, что произошло. Пока, в один прекрасный момент не догадалась дать ей в руку ложку и отойти в сторону. С этого момента у меня началась еще более веселая жизнь: вдобавок к увеличившемуся числу переодеваний добавилось бесконечное мытье стола, пола, обоев и всей кухонной утвари. Профессиональное отношение: «Ребенку необходимо проявлять свою самостоятельность в техситуациях,где родитель это может позволить (т.е. ситуациях, в которых ребенок сам способен выполнить желаемые действия, при этом его жизни и здоровью ничего не угрожает)», - сколько раз мне приходилось говорить эту фразу. И, конечно, сейчас мое мнение относительно правильности этой позиции не изменилось. В таких ситуациях нужно понимать, во-первых, что такое поведение проходящее, во-вторых - что это задача возраста, получить тот или иной навык, в-третьих – ребенок не делает это назло. Материнская позиция: «Когда уже это закончится?!». Порой создается впечатление, что только назло и делает. Такое поведение изрядно подшатывает родительские нервы. Раздражаюсь ли я? Да, раздражаюсь и порой злюсь. Когда дочь видит мои отрицательные эмоции, ее это еще больше раззадоривает: она и смеется громче и повторяет все, что делает в разы чаще. И это понятно, ведь даже отрицательные эмоции – это уже отклик родителя на поведение ребенка. Что я делаю? Прежде всего я стараюсь понять, какие именно чувства испытываю и что является первопричиной моего нарастающего напряжения: усталость, боль (когда начинает хватать за волосы это особенно актуально), плохое самочувствие, лень или по-другому, отсутствие желания мыть пол 100-ый раз в день и др. Исходя из первопричины – дальнейшие действия: тянет за волосы – убираю ее руки (или сажусь с ней на пол и стараюсь переключить на игрушки), усталость – минимизирую выполнение всех домашних дел и, если получается, сплю вместе с дочей днем, ну, а в сотый раз протирая пол напоминаю себе про задачи возраста и про то, что ребенок должен учиться, без этого никуда. 5. Ребенок и работа. Профессиональное отношение. Чем больше времени мама может посвящать ребенку – тем лучше. Внимание и любовь еще никому не повредили. При этом отлучаться от ребенка нужно хотя бы для эмоционального благополучия самой мамы. А вот резкое и длительное отлучение от ребенка вероятнее всего скажется на нем негативно. Для меня моя работа – это ресурс, то, что заряжает меня какой-то совершенно отличной от других видов энергией, то, что постоянно стимулирует к развитию и не дает стоять на месте. С маленьким ребенком сложно работать в полную силу, но делать это дозированно – вполне возможно. Материнская позиция. К нашим расставаниям я готовила Алёну постепенно. Сначала оставляла ее на 1, потом 2-3 часа. Переносила она безболезненно. В прошлом месяце дважды оставляла на 7-8 часов, при этом время предыдущих расставаний не превышало 4 часов. Конечно, волновалась, как она там без меня, особенно в первый раз, но она была спокойна и весела, в отличии от меня. И тут опять я поймала себя на мысли: «Когда мы вынужденно оставляем с кем-то ребенка, за кого мы прежде всего переживаем, за себя или ребенка?!». Я поняла, что с моей стороны волнений было больше. Пожалуй, остановлюсь на этом, т.к. продолжать могу бесконечно. Что я хотела показать своей статьей? Прежде всего то, что делать все и всегда правильно не только невозможно, но и не нужно и даже вредно. Эта опасная гонка за идеалом не приносит пользу ни родителям, ни детям. Какой я считаю себя мамой? Лучшей для своего ребенка. У моей дочери нет другой мамы, а значит она, как и любой другой ребенок будет адаптироваться и приспосабливаться под те нормы и правила, которые существуют в нашей семье. Лучшее, что мы можем сделать для своих детей – быть счастливыми. И тогда они будут учиться у нас прежде всего этому. А, чтобы быть счастливым, нужно прежде всего доверять себе, своей интуиции, своим чувствам. Свои промахи считать не ошибками, а опытом и стараться извлечь из них максимум пользы, в том числе, чтобы проанализировав, расширять свои поведенческие стратегии в дальнейшем. Доверяйте себе и будьте счастливы. Вы – лучший родитель своему ребенку! С уважением, Мария Фролова.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|