Агрессия клиента: как быть

Агрессия клиента: как быть.

Агрессивное поведение - одно из самых осуждаемых в социуме.  И понятно почему - в социальной коммуникации важны правила и безопасность, вряд ли кому-то будут приятны крики и ругань.   К агрессивному поведению приравниваются и чувства. Быть агрессивным, злым, недовольным – не одобряется социумом.  С «благими намерениями» детям в семье прививается запрет на злость. Запрещенное не осваивается. Сложности с проявлением и восприятием агрессии могут быть как у клиентов, так и у терапевтов.

«Назвался груздем, полезай в кузов»

Стоит сказать, что восприятие агрессии и отношение к ней у терапевта в социуме и в терапии могут отличаться. В профессиональной позиции предполагается открытость всем чувствам клиента, в том числе агрессии. Слова – «твоя враждебность мне мешает, я с Тобой работать (разговаривать) не буду» - уместны в какой-то социальной, бытовой ситуации. Но странно  было бы услышать это от терапевта в адрес клиента. Для агрессии клиента  мы предоставляем пространство в терапии также как и для других чувств. Это равнозначное другим чувство, не менее и не более важное, чем тревога, радость, стыд, вина или какое-то другое. Тем не менее, для многих коллег агрессия, идущая от клиента - трудное для выдерживания и контакта переживание.

«Нет» вслух и «нет» про себя – об агрессии открытой и пассивной.

Один хороший терапевт говорил: «Есть два главных слова – «да» и «нет». Агрессия, для меня, это способ, которым  клиент говорит «нет» чему-то в своей жизни,  проявляет свое несогласие с кем-то или с чем-то. Порой  «нет», не реализованное в здоровых действиях или даже неосознанное, упаковываясь в агрессию, накапливается годами и десятилетиями. И в этом случае ее проявление на терапевтическом часе может быть неадекватным, сильным.  Крик, плач ребенка, который не может справиться с обстоятельствами, выдвигаемыми миром,  вызывает сострадание. Крик взрослого человека с теми же чувствами, когда в капсуле злости, скрыты  бессилие,  отчаяние, выдержать без отвержения намного сложнее.

Но как бы нелегко было выдерживать открытую агрессию, еще труднее, на мой взгляд,, быть с тем, кто пассивно агрессивен. То, что прячется, имеет волшебную власть морока: нам плохо, а почему непонятно. Не случайно в фильмах ужасов самые пугающие моменты, когда мы не видим «страшное», а имеем какие-то намеки на его присутствие – шорохи, хруст ветки и т.д. Пассивная агрессия может быть отслежена терапевтом по сопротивлению клиента: опоздания, забывание, путаница в оплате и другое. Она может проявляться точно также как и в социальной ситуации - вроде, ничего плохого клиент не сказал, а как-то неприятно, неуютно. В случаях, когда клиент сам не проявляет агрессию открыто, терапевт в контрпереносе может чувствовать злость, как бы вместо клиента. Если коллега  не достаточно ориентируется в своих чувствах, в частности агрессивных, то может переживать и вину за эту злость, сворачивать оба чувства и, отгораживаясь от них, угодничать клиенту – и это ловушка. Терапевт с опытом может уже знать, как его тело реагирует на пассивную агрессию клиента – например, головной болью или внезапным желанием спать – и использовать это для понимания состояния клиента.

Что значит выдерживать агрессивное переживание клиента?

  • Во-первых, это не защищаться. Если воспринимать агрессию как нападение, то реактивной может быть попытка защиты и при этом – всегда потеря терапевтической позиции.
  • Не запрещать, устроиться в терапевтической позиции, чтобы была возможность понять клиента, его переживание.
  • Выдерживать – это значит не утопать и не втягиваться в ситуацию агрессии.
  • У терапевта могут быть свои личные стереотипы ответной реакции на агрессию. Растерянность, страх и ступор. Злость, нападение и обида. Вина и желание оправдаться.

 

Важно, зная свои особенности, сдерживать автоматическое реагирование и выбирать себя, свой ответ рядом с клиентом сообразно тому, что происходит в пространстве терапии сейчас.

https://www.psyoffice.ru/trainings/masterskaia_konsultirovania/



Просмотров: 380
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О пользе злости, а может быть и агрессии…
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Поддержка клиента в Риске Быть Живым
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Злость клиента – подарок психотерапевту
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что помогает чувствам клиента в терапии.
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.
  • Три позиции клиента при обращении к психотерапевту.
  • Нейротрансформинг (НТФ) в социальной адаптации клиента с ограниченными возможностями
  • Слияние у терапевта и клиента
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Улыбки и аплодисменты могут быть признаками агрессии. Обезьяны и люди.
  • Портрет современного клиента: динамика клиентской позиции
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь