Вернее, мне всегда нелегко с моими личными переживаниями по поводу чьей-то злости на меня. Я чувствую тревогу, страх, растерянность, напряжение, ответную (защитную) злость, иногда гнев, ярость, вину. Они могут комбинироваться, видоизменяться, дополняться, но всегда неприятны, болезненны, тяжелы для меня.
Клиенты редко приходят на терапию с радостными, светлыми чувствами, переживаниями (хотя это тоже случается!). Чаще - с тяжёлыми, непонятными, сумрачными… В том числе, со злостью. Например, на терапевта.
Для меня главное в такие моменты – уловить свои переживания и обозначить (символизировать) их для себя. Если мне удаётся сосредоточиться и сделать это, во мне освобождается место для очень важного, на мой взгляд, чувства – моего интереса к тому, с какими переживаниями клиента связана его злость на меня. Иными словами, когда мне удаётся контейнировать своё собственное переживание чужой злости, я могу шире открыться для переживаний клиента в момент его злости на меня.
Как правило, за злостью клиента обязательно есть какие-то другие его, возможно, дополняющие, возможно, более глубокие (и болезненные для него) чувства, переживания. Они могут быть связаны с нашими отношениями, могут быть не связаны. Но они всегда есть. И это очень ценные переживания для терапевтического процесса.
В иные моменты очень сложно их нащупать, уловить, вступить с ними в контакт. Порою уходят недели, месяцы(!) регулярных встреч, но контакта с этими переживаниями клиента так и не происходит. И в этом смысле злость клиента может быть надеждой для меня всё-таки как-то «зацепиться» за этот контакт. Мне в этом помогает мой интерес к клиенту, к тому, что может быть за его злостью ко мне.
Очень важно, мне кажется, не путать свой интерес с желанием защититься от злости клиента путём «анализирования» его переживаний. Довольно легко перепутать (со мной неоднократно случалось). Разницу, я думаю, можно почувствовать по собственному напряжению. Искренний интерес к клиенту, к его переживаниям «за злостью» сам по себе ощущается как лёгкий, естественный, непринуждённый.
Мне трудно с чужой злостью, в том числе и с клиентской. Но там, где трудно, может оказаться больше пользы: я получаю шанс лучше узнать моего клиента, его внутренний мир. Тогда клиентская злость становится истинным подарком и для углубления наших терапевтических отношений, и для продвижения в темах клиента.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.