Злость клиента – подарок психотерапевту

Автор статьи: Бакай Игорь Юрьевич

Я не люблю, когда на меня злятся.

Вернее, мне всегда нелегко с моими личными переживаниями по поводу чьей-то злости на меня.
Я чувствую тревогу, страх, растерянность, напряжение, ответную (защитную) злость, иногда гнев, ярость, вину.
Они могут комбинироваться, видоизменяться, дополняться, но всегда неприятны, болезненны, тяжелы для меня.

Клиенты редко приходят на терапию с радостными, светлыми чувствами, переживаниями (хотя это тоже случается!).
Чаще - с тяжёлыми, непонятными, сумрачными…
В том числе, со злостью.
Например, на терапевта.

Для меня главное в такие моменты – уловить свои переживания и обозначить (символизировать) их для себя.
Если мне удаётся сосредоточиться и сделать это, во мне освобождается место для очень важного, на мой взгляд, чувства – моего интереса к тому, с какими переживаниями клиента связана его злость на меня.
Иными словами, когда мне удаётся контейнировать своё собственное переживание чужой злости, я могу шире открыться для переживаний клиента в момент его злости на меня.

Как правило, за злостью клиента обязательно есть какие-то другие его, возможно, дополняющие, возможно, более глубокие (и болезненные для него) чувства, переживания.
Они могут быть связаны с нашими отношениями, могут быть не связаны.
Но они всегда есть.
И это очень ценные переживания для терапевтического процесса.

В иные моменты  очень сложно их нащупать, уловить, вступить с ними в контакт.
Порою уходят недели, месяцы(!) регулярных встреч, но контакта с этими переживаниями клиента так и не происходит.
И в этом смысле злость клиента может быть надеждой для меня всё-таки как-то «зацепиться» за этот контакт.
Мне в этом помогает мой интерес к клиенту, к тому, что может быть за его злостью ко мне.

Очень важно, мне кажется, не путать свой интерес с желанием защититься от злости клиента путём «анализирования» его переживаний.
Довольно легко перепутать (со мной неоднократно случалось).
Разницу, я думаю, можно почувствовать по собственному напряжению.
Искренний интерес к клиенту, к его переживаниям «за злостью» сам по себе ощущается как лёгкий, естественный, непринуждённый.

Мне трудно с чужой злостью, в том числе и с клиентской.
Но там, где трудно, может оказаться больше пользы: я получаю шанс лучше узнать моего клиента, его внутренний мир.
Тогда клиентская злость становится истинным подарком и для углубления наших терапевтических отношений, и для продвижения в темах клиента.

Злость клиента  подарок психотерапевту



Просмотров: 497
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с травматическими переживаниями. Монолог клиента
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Почему для меня как клиента психотерапия работает
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Как справиться со злостью, гневом, негативными переживаниями?
  • Запрос клиента "меня бросают мужчины"
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • Меня все бесит или что делать, когда злость зашкаливает?
  • Агрессия клиента: как быть
  • Желая себе – желаешь другому или «концепция счастья моего клиента»…
  • Поддержка клиента в Риске Быть Живым
  • Картина мира психотерапевта, или почему у клиента есть шанс
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Какие эмоции скрываются за словами клиента.
  • Травмировать клиента на сессии, возможно ли это?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Злость, раздражение, мизантропия. Если вы устали от собственной злости.
  • У меня есть я, хорошо быть мной!
  • Магия vs психология, а есть ли разница для клиента?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Ликбез для начинающего клиента.
  • Портрет современного клиента: динамика клиентской позиции
  • «То, что тебе нужно знать о моей злости. Особенно, если ты любишь меня…»
  • Подслушать клиента, когда он нас не видит
  • Узнать стретегию клиента
  • Злость - наш помощник. Терапевтическая функция злости



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь