|
Злость - наш помощник. Терапевтическая функция злостиАвтор статьи: Тулинова Ольга Владимировна
Злой человек… злиться… зло… - сколько отрицательного заряда несут эти слова в нашей культуре... Мы традиционно считаем злость плохим чувством. Культурные традиции и нормы предписывают нам сдерживать злость и агрессию при взаимодействии с окружающими. «Хорошие девочки не злятся…» «Злой мальчик – это плохо. Мальчик должен быть вежливым джентльменом» Раз за разом дети слышат запрет на проявление злости и учатся ее прятать. А что такое злость на самом деле? Что это за чувство? Как оно проявляется? Окунемся в детство... В песочнице отобрали мою игрушку. Я разозлился и попытался ее вернуть, закричал и вырвал ее из рук захватчика. Мама меня отругала за то, что я такой злой… Что здесь произошло с точки зрения психологии? Были жестко нарушены границы хозяина игрушки – у него, без его согласия, отобрали принадлежащую ему вещь. Естественной реакцией на грубое нарушение границ поднялось чувство злости, которое дало энергию для защиты своих границ - «закричать и вернуть своей обратно», ведь «я сам хотел этой игрушкой еще поиграть». А тут пришла мама и отругала, транслировав таким образом сразу несколько посланий: «твои границы можно беспардонно нарушать», «ты – никто, твои желания неценны, ценнее желание другого», «у тебя нет права отстаивать себя», «ты не имеешь право чувствовать то, что ты чувствуешь». Эти детские ситуации повторяются из раза в раз на протяжении всего периода взросления ребенка. И постепенно ребенок становится нечувствительным к тому, что с ним происходит – нечувствительны к своим границам, нечувствителным к своим желаниям, нечувствительным к аутентичному себе. И потом, уже во взрослом возрасте, сидя напротив меня в кабинете, эти мальчики и девочки рассказывают, что «не знают, что хотят в этой жизни», что не слышат своих желаний и не могут сказать, что наполняет их радостью и дает им жизненный ресурс. Вопрос: «В чем твоя ценность?» ставит таких мальчиков и девочек в тупик. Они привыкли мерить свою ценность оценками других, и без этой внешней оценки «ты молодец» они просто теряются… Мы многократно ходим с ними по кругу в поисках ответов на экзистенциальные вопросы: «А кто я такой? Что мне нравится в жизни? Зачем я живу? И где брать силы для этой самой жизни?» И вот тут приходит на помощь злость. В ходе этих хождений по кругу я пытаюсь нащупать у такого «нечувствующего» клиента какую-то ценность (в идеале – ценность его «Я»), и потом откровенно «задеть» ее, вызвав естественную в такие моменты злость, поднимающуюся в защиту уязвленной ценности. И именно в этот момент, когда клиент начинает злиться (возможно, впервые за долгое-долгое время) и рождается возможность прикоснуться к его душе и чувствам, услышать столь долго молчавшее его «Я» и начать действительно терапевтическую работу – работу с чувствами. Мы обсуждаем возникшую злость, ее причины, откуда он появилась, в защиту какой ценности поднялась. Исследуем, как клиент проживает эту злость, как он ее чувствует и как ему вообще «чувствовать». Мы смотрим в саму ценность, которую защищает клиент, учимся видеть и признавать ее, давать ей право «быть», и исследуем ее в терапии. Помогая клиенту проявить свою злость, прожить ее и отреагировать, я помогаю ему прикоснуться к себе настоящему, заметить себя и услышать то, что происходит у него внутри. Злость делает то, что иными способами осуществить не удается – она пробивает толстенные железобетонные стены императивов и интроектов, за которыми скрываются настоящие чувства, желания и устремления клиента. Злость запускает чувствительность у нечувствительного клиента, и благодаря ей клиент начинает чувствовать себя и свое истинное «Я». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|