Как использовать эмоциональный интеллект и отстаивать свои интересы. Злость и защита границ.

Эмоциональный интеллект. Как отстаивать свои интересы.
ЗЛОСТЬ и ЗАЩИТА  ГАРНИЦ.

Эмоциональный интеллект базируется на чувствах. 
Зачем нужны чувства? 
Чувства возникают как следствие стимула, чтобы мы совершили нужную для самосохранения реакцию. 
Есть цепочка: 
СТИМУЛ – ЧУВСТВО – РЕАКЦИЯ. 
Например, дотронулись до сковороды горячей – обожглись, почувствовали боль и отдернули руку. 
Горячая сковорода - это стимул. Чувство боли – это следствие. А далее для самосохранения человек совершает реакцию – отдергивает руку, чтобы не произошло более сильного ожога. 
Чувство боли помогло уберечься! 
Это был телесный пример. А теперь давайте рассмотрим пример в сфере отношений. 
Итак, вы приготовили себе еды, т.к. решили позаботиться о себе. Принесли ее на работу и положили в холодильник. А в обед увидели, что я достала ваш контейнер и ем вашу еду. Какое чувство у вас бы возникло? 
Предполагаю, недоумение (откуда Света взялась на моей работе? )) ) 
И, думаю, недовольство – злость. 
Злость говорит о том, что я присвоила ваше себе. 
Я посягаю на ваше. Я нарушаю границу дозволенного. Я нарушаю вашу границу. 
Нужно ли меня отучить от такого поведения? Пресечь это? 
Конечно! 
И тогда встает вопрос о том, чтобы пресечь мое поведение. 
Злость дана человеку, чтобы защищать себя. 
И какой выход? 
Сказать «Какого хрена ты берешь мою еду?!» Ну например. 
Или «Я злюсь, когда без спроса берут мой контейнер. Эта еда была рассчитана, в столовой я себе такую не смогу купить. Недопустимо, чтобы брали мои контейнеры. Пожалуйста, не делай так больше». 
Есть разные варианты того, как пресечь недопустимое поведение. И можно придумать сотни ответов. 
Казалось бы, что всё просто: 
Был стимул – без спроса взяли ваше. 
Возникла злость. 
Злость формирует нужную для самосохранения реакцию – отстаивание своих прав на свою еду. И пресекание нарушения. 

Но трудность возникает с 
1) Идентификацией чувства. 
2) С реакцией. Люди вообще не привыкли делать полезный для самосохранения выбор, который вытекает из чувства. В данном примере из злости. 
То есть люди НЕ ПРИВЫКЛИ САМОСОХРАНЯТЬСЯ и ЗАЩИЩАТЬСЯ! 
Какие оправдания возникают перед адекватной реакцией отстаивания своей еды? 
Приблизительно следующие: 
• Мне что жалко? Пусть кушает (стыд). 
• Как я буду выглядеть? Жмотничество какое-то (стыд). 
• Надо делиться. Мы должны помогать друг другу (долг и вина). 
• Бедненькая! Она, наверное, голодная (жалость). 
• Она обидится, осудит меня, что я не делюсь. Начнет хуже ко мне относиться. И мы перестанем общаться (страх потерять контакт). 
САМОЗАЩИТУ БЛОКИРУЮТ: 
Жалость, стыд, вина и страх. Эти чувства токсично отравляют человека и мешают отстаивать свои права. 

Как же человек перестал преследовать защиту своих интересов? 
Дело в том, что на злость накладывают запрет. Люди, которые злятся и с помощью злости отстаивают свои интересы – это ОЧЕНЬ не выгодные люди. Они мешают. Они очень не удобны. И прежде всего такие люди не удобны своим родителям. 
Ребенок хотел бы поиграть в свою новую игрушку, а ему говорят «Ты, что такая жадина! Дай поиграть». На плач ребенка реагирует порицанием. И тогда ребенок научается отказываться от своего. Со временем ребенок перестает чувствует злость. И просто отдает. Перестает чувствовать право обладать. И подсаживается на долг и вину. 
Или ребенок плачет и кричит, когда одевают в неприятный колючий свитер. Хотелось бы одеться в мягкий. Но родитель навязывает свой выбор (т.к. лень разобраться, чего хочет ребенок и почему плачет). И ответ на реакцию ребенка «Ты что кричишь! Так вести себя не красиво!». То есть родитель запрещает выражать недовольство и стыдит ребенка. А можно сказать «Ты что кричишь! Я так для тебя стараюсь, а ты совсем этого не ценишь!». Тогда ребенка погружают в чувство вины. С помощью вины, либо стыда - запрещают хотеть своего. 
Бывает так, что просто кричат, когда ребенок злится. Например, хочется пойти играть во двор, родитель заставляет что-то сделать по дому. Ребенок бунтует, выражает недовольство. И на него начинают орать. Тогда формируется страх. 
Стыд, вина и страх - очень выгодные механизмы управления детьми. Ребенку отключают его желания. Такой ребенок будет очень удобен родителям. Но этот человек в жизни не сможет реализоваться, делать то, что нравится, конкурировать. Потому что у человека с детства отобрали право защищать свои интересы. 

Развитый эмоциональный интеллект – это умение идентифицировать свои чувства и делать жизненные выборы на их основе. Так же это умение понимать чувства других людей и исходя из этого коммуницировать с ними. 
И тогда как же развить эмоциональный интеллект, начать слышать свои чувства и адекватно реагировать из них? 
Начать идентифицировать их. Для этого я приложила словарь чувств. 
Я предлагаю начать с чувства злости. То есть разблокировать себе свои желания и права, которые были отобраны с помощью вины, стыда и страха. 
Как это делать? 
1. ПИСЬМЕННЫЙ АНАЛИЗ. Когда возникает неприятная ситуация – спросить себя, что я чувствую. Посмотреть в таблицу. И записать: а) ситуацию, б) чувство и в) причину – в причине всегда лежит нарушение прав / интересов, а так же неучтенные желания. 
«Когда произошло а)….. то у меня возникла б) злость (раздражение, недовольство, досада), т.к. было нарушено моё в) … (не учли / наплевали /проигнорировали ….)» 
Например: 
• Когда (ситуация) подруга забыла о встрече, не предупредила меня и не пришла, то я (чувство) рассердилась, т.к. (причина в нарушении моих прав и интересов) она нарушила договоренность и отнеслась неуважительно к моим планам и времени моей жизни. 
• Когда (ситуация) мужчина не целует меня, а лишь быстро совершает фрикции, быстро достигает своего оргазма, а потом отворачивается к стене, то я (чувство) испытываю досаду и возмущение т.к. (причина в не реализации моих прав и желаний) я не получила удовольствия и не было реализовано моё право получить наслаждение от секса. 
2. ОСОЗНАНИЕ. Выпишите это. Напишите: ситуация – чувство – причина. Это работает! И после этого станет ясно, сколько желаний и прав растоптано. Это больно осознавать. Но это первый шаг к радостной и свободной жизни. 
3. КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОЙ РЕАКЦИИ. Попробуйте написать ответы людям из ваших нереализованных потребностей, желаний, неучтенных прав. 
Например: 
• Для меня очень важно, чтобы люди предупреждали об отмене встречи. Мое время распланировано. Звони мне, пожалуйста, если ты не можешь прийти вовремя. 
• Я нуждаюсь в твоих поцелуях и объятиях до секса. Поцелуй меня в шейку, дорогой. 
4. ДЕЙСТВИЕ. На пути у этих ответов встанут вина, стыд и страх. Знаейте, это навязанные чувства. Так делали удобного для родителей ребенка. И можно всю жизнь прожить в рабстве у вины, стыда и страха. Попробуйте отреагировать по новому. Скажите о своем недовольстве, заявите о своем желании, скажите «нет», если вам не нравится что-то. Если в одиночку тяжело, то подумайте, к кому бы вы могли обратиться за поддержкой. Мне очень помогает обращаться за помощью к людям, которые меня поддерживают. Я звоню им и проговариваю ситуации, чувства и причины. И что боюсь (стыжусь) выражать своё недовольство, желания, интересы, потребности. 

Итак, эмоциональный интеллект помогает выгодно действовать в мире, опираясь на понимание своих чувств. Чувства нужны для того, чтобы реагировать на стимулы из окружающей среды и определить верную для самосохранения реакцию. О чем говорит чувство злости? О том, что нарушены границы, права, интересы, не учтены желания. В детстве для осуществления контроля родители стыдили, винили или вводили в страх, когда ребенок выражал свое недовольство или желания. Ребенку запрещали злиться. Запрещали с помощью злости отстаивать себя. И во взрослом возрасте человек с запретом на злость не может реализовать свой потенциал и защищать свои права. Что делать? Я предлагаю анализировать неприятные ситуации. И выявлять заблокированное чувство злости и нереализованные желания и права. Написать новые реакции. И попробовать действовать по новому. Говорить о том, что вас что-то не устраивает будет страшно или стыдно. Но представьте, что вы будете бояться или стыдиться всю жизнь. Всю жизнь! Попробуйте услышать свою злость, увидеть нарушенные права и сказать о том, что вы хотите другого отношения к себе. Это правда работает! Если говорить страшно, то найдите поддерживающего друга или подругу. И попросите стать их вашей группой поддержки. Попросите помощи у них. И проговорите ситуацию, чувство злости, потребность /желание/право, которое не реализовали. И далее расскажите о том, какие слова вы собираетесь сказать, чтобы защитить свои интересы. Проговорите страх, стыд и вину, которые встанут на пути. Получите слова одобрения и поддержки. И действуйте. И жизнь постепенно изменится! 

Желаю получать то, что вам хочется. И отказываться от того, что не нравится.



Просмотров: 617
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Какую роль играют наши чувства во взаимодействии. Чувство злости.
  • Чувство стыда или чувства вины - в чем разница?
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • Идеальный родитель. Раннее детство. Чувство безопасности и умение слышать свои потребности.
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Меня все бесит или что делать, когда злость зашкаливает?
  • Чувство вины, когда ребенок попал в беду
  • Чувства, которыми мы не умеем пользоваться себе во благо. Злость.
  • Стыд, вина и чувство вины
  • Обида и чувство вины. Как эти чувства отражаются на этапе похудения и как с ними совладать
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Чувство вины. Часть 1: вина, стыд, ответственность.
  • Когда ребенок вызывает злость...
  • Как научить ребёнка отстаивать свои интересы?
  • Тревога или агрессия? Как отстаивать свои интересы?
  • Когда ребенок вызывает злость (продолжение)
  • Злость, раздражение, мизантропия. Если вы устали от собственной злости.
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Как составить разговор с престарелыми родителями, чтобы отстоять свои интересы и не обидеть их.
  • Как отстаивать свои интересы и сохранять уважительное отношение с собеседником!
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Вина...Моя вина... Я виноват, как искупить?! Или почему чувство вины дает право безответственности
  • Про чувства. Злость
  • Я имею право на свои чувства
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Нужно ли мне слушать свои чувства? Или же я не могу разрешать себе их проживать?
  • Великолепная шестерка эмоциональных разрушителей   СТРАХ, ОБИДА, ЗЛОСТЬ, ВИНА, ЗАВИСТЬ, ЖАЛОСТЬ   
  • Надо ли выражать свои чувства?
  • Как начать действовать? Страх и злость как ресурс.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь