Эмоциональный интеллект. Как отстаивать свои интересы. ЗЛОСТЬ и ЗАЩИТА ГАРНИЦ.
Эмоциональный интеллект базируется на чувствах. Зачем нужны чувства? Чувства возникают как следствие стимула, чтобы мы совершили нужную для самосохранения реакцию. Есть цепочка: СТИМУЛ – ЧУВСТВО – РЕАКЦИЯ. Например, дотронулись до сковороды горячей – обожглись, почувствовали боль и отдернули руку. Горячая сковорода - это стимул. Чувство боли – это следствие. А далее для самосохранения человек совершает реакцию – отдергивает руку, чтобы не произошло более сильного ожога. Чувство боли помогло уберечься! Это был телесный пример. А теперь давайте рассмотрим пример в сфере отношений. Итак, вы приготовили себе еды, т.к. решили позаботиться о себе. Принесли ее на работу и положили в холодильник. А в обед увидели, что я достала ваш контейнер и ем вашу еду. Какое чувство у вас бы возникло? Предполагаю, недоумение (откуда Света взялась на моей работе? )) ) И, думаю, недовольство – злость. Злость говорит о том, что я присвоила ваше себе. Я посягаю на ваше. Я нарушаю границу дозволенного. Я нарушаю вашу границу. Нужно ли меня отучить от такого поведения? Пресечь это? Конечно! И тогда встает вопрос о том, чтобы пресечь мое поведение. Злость дана человеку, чтобы защищать себя. И какой выход? Сказать «Какого хрена ты берешь мою еду?!» Ну например. Или «Я злюсь, когда без спроса берут мой контейнер. Эта еда была рассчитана, в столовой я себе такую не смогу купить. Недопустимо, чтобы брали мои контейнеры. Пожалуйста, не делай так больше». Есть разные варианты того, как пресечь недопустимое поведение. И можно придумать сотни ответов. Казалось бы, что всё просто: Был стимул – без спроса взяли ваше. Возникла злость. Злость формирует нужную для самосохранения реакцию – отстаивание своих прав на свою еду. И пресекание нарушения.
Но трудность возникает с 1) Идентификацией чувства. 2) С реакцией. Люди вообще не привыкли делать полезный для самосохранения выбор, который вытекает из чувства. В данном примере из злости. То есть люди НЕ ПРИВЫКЛИ САМОСОХРАНЯТЬСЯ и ЗАЩИЩАТЬСЯ! Какие оправдания возникают перед адекватной реакцией отстаивания своей еды? Приблизительно следующие: • Мне что жалко? Пусть кушает (стыд). • Как я буду выглядеть? Жмотничество какое-то (стыд). • Надо делиться. Мы должны помогать друг другу (долг и вина). • Бедненькая! Она, наверное, голодная (жалость). • Она обидится, осудит меня, что я не делюсь. Начнет хуже ко мне относиться. И мы перестанем общаться (страх потерять контакт). САМОЗАЩИТУ БЛОКИРУЮТ: Жалость, стыд, вина и страх. Эти чувства токсично отравляют человека и мешают отстаивать свои права.
Как же человек перестал преследовать защиту своих интересов? Дело в том, что на злость накладывают запрет. Люди, которые злятся и с помощью злости отстаивают свои интересы – это ОЧЕНЬ не выгодные люди. Они мешают. Они очень не удобны. И прежде всего такие люди не удобны своим родителям. Ребенок хотел бы поиграть в свою новую игрушку, а ему говорят «Ты, что такая жадина! Дай поиграть». На плач ребенка реагирует порицанием. И тогда ребенок научается отказываться от своего. Со временем ребенок перестает чувствует злость. И просто отдает. Перестает чувствовать право обладать. И подсаживается на долг и вину. Или ребенок плачет и кричит, когда одевают в неприятный колючий свитер. Хотелось бы одеться в мягкий. Но родитель навязывает свой выбор (т.к. лень разобраться, чего хочет ребенок и почему плачет). И ответ на реакцию ребенка «Ты что кричишь! Так вести себя не красиво!». То есть родитель запрещает выражать недовольство и стыдит ребенка. А можно сказать «Ты что кричишь! Я так для тебя стараюсь, а ты совсем этого не ценишь!». Тогда ребенка погружают в чувство вины. С помощью вины, либо стыда - запрещают хотеть своего. Бывает так, что просто кричат, когда ребенок злится. Например, хочется пойти играть во двор, родитель заставляет что-то сделать по дому. Ребенок бунтует, выражает недовольство. И на него начинают орать. Тогда формируется страх. Стыд, вина и страх - очень выгодные механизмы управления детьми. Ребенку отключают его желания. Такой ребенок будет очень удобен родителям. Но этот человек в жизни не сможет реализоваться, делать то, что нравится, конкурировать. Потому что у человека с детства отобрали право защищать свои интересы.
Развитый эмоциональный интеллект – это умение идентифицировать свои чувства и делать жизненные выборы на их основе. Так же это умение понимать чувства других людей и исходя из этого коммуницировать с ними. И тогда как же развить эмоциональный интеллект, начать слышать свои чувства и адекватно реагировать из них? Начать идентифицировать их. Для этого я приложила словарь чувств. Я предлагаю начать с чувства злости. То есть разблокировать себе свои желания и права, которые были отобраны с помощью вины, стыда и страха. Как это делать? 1. ПИСЬМЕННЫЙ АНАЛИЗ. Когда возникает неприятная ситуация – спросить себя, что я чувствую. Посмотреть в таблицу. И записать: а) ситуацию, б) чувство и в) причину – в причине всегда лежит нарушение прав / интересов, а так же неучтенные желания. «Когда произошло а)….. то у меня возникла б) злость (раздражение, недовольство, досада), т.к. было нарушено моё в) … (не учли / наплевали /проигнорировали ….)» Например: • Когда (ситуация) подруга забыла о встрече, не предупредила меня и не пришла, то я (чувство) рассердилась, т.к. (причина в нарушении моих прав и интересов) она нарушила договоренность и отнеслась неуважительно к моим планам и времени моей жизни. • Когда (ситуация) мужчина не целует меня, а лишь быстро совершает фрикции, быстро достигает своего оргазма, а потом отворачивается к стене, то я (чувство) испытываю досаду и возмущение т.к. (причина в не реализации моих прав и желаний) я не получила удовольствия и не было реализовано моё право получить наслаждение от секса. 2. ОСОЗНАНИЕ. Выпишите это. Напишите: ситуация – чувство – причина. Это работает! И после этого станет ясно, сколько желаний и прав растоптано. Это больно осознавать. Но это первый шаг к радостной и свободной жизни. 3. КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОЙ РЕАКЦИИ. Попробуйте написать ответы людям из ваших нереализованных потребностей, желаний, неучтенных прав. Например: • Для меня очень важно, чтобы люди предупреждали об отмене встречи. Мое время распланировано. Звони мне, пожалуйста, если ты не можешь прийти вовремя. • Я нуждаюсь в твоих поцелуях и объятиях до секса. Поцелуй меня в шейку, дорогой. 4. ДЕЙСТВИЕ. На пути у этих ответов встанут вина, стыд и страх. Знаейте, это навязанные чувства. Так делали удобного для родителей ребенка. И можно всю жизнь прожить в рабстве у вины, стыда и страха. Попробуйте отреагировать по новому. Скажите о своем недовольстве, заявите о своем желании, скажите «нет», если вам не нравится что-то. Если в одиночку тяжело, то подумайте, к кому бы вы могли обратиться за поддержкой. Мне очень помогает обращаться за помощью к людям, которые меня поддерживают. Я звоню им и проговариваю ситуации, чувства и причины. И что боюсь (стыжусь) выражать своё недовольство, желания, интересы, потребности.
Итак, эмоциональный интеллект помогает выгодно действовать в мире, опираясь на понимание своих чувств. Чувства нужны для того, чтобы реагировать на стимулы из окружающей среды и определить верную для самосохранения реакцию. О чем говорит чувство злости? О том, что нарушены границы, права, интересы, не учтены желания. В детстве для осуществления контроля родители стыдили, винили или вводили в страх, когда ребенок выражал свое недовольство или желания. Ребенку запрещали злиться. Запрещали с помощью злости отстаивать себя. И во взрослом возрасте человек с запретом на злость не может реализовать свой потенциал и защищать свои права. Что делать? Я предлагаю анализировать неприятные ситуации. И выявлять заблокированное чувство злости и нереализованные желания и права. Написать новые реакции. И попробовать действовать по новому. Говорить о том, что вас что-то не устраивает будет страшно или стыдно. Но представьте, что вы будете бояться или стыдиться всю жизнь. Всю жизнь! Попробуйте услышать свою злость, увидеть нарушенные права и сказать о том, что вы хотите другого отношения к себе. Это правда работает! Если говорить страшно, то найдите поддерживающего друга или подругу. И попросите стать их вашей группой поддержки. Попросите помощи у них. И проговорите ситуацию, чувство злости, потребность /желание/право, которое не реализовали. И далее расскажите о том, какие слова вы собираетесь сказать, чтобы защитить свои интересы. Проговорите страх, стыд и вину, которые встанут на пути. Получите слова одобрения и поддержки. И действуйте. И жизнь постепенно изменится!
Желаю получать то, что вам хочется. И отказываться от того, что не нравится.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.