|
Чувство вины. Часть 1: вина, стыд, ответственность.Автор статьи: Кузьмина Ася Анатольевна
Чувство вины портит жизнь многим людям, вынуждая их лишать себя отдыха и отказываться от удовольствий. Особенно часто оно встречается у взрослых, в детстве которых родителями были предъявлены слишком высокие требования. С раннего детства у них уже вошло в привычку соответствовать родительским ожиданиям. И это неудивительно, потому что только в этом случае они чувствовали свою ценность и нужность, ощущали любовь, принятие. Если родители были озабочены мнением окружающих, и им была важна оценка со стороны, то ребенка принуждали делать то, что он, в общем-то, и не обязан делать (быть самым-самым лучшим: послушным, тихим, аккуратным, умным…). Из любви к родителю ребенок старался соответствовать «идеальному» образу, но большинстве случаев этот «идеальный» образ был очень далек от настоящего ребенка с его недостатками и достоинствами, что и вызывало чувство вины. Такие дети пытаются искупить эту несуществующую вину услужливостью или незаметностью. Из-за отсутствия контакта с собой они перестают верить в себя. Повзрослев, когда они добиваются чего-то в жизни, то у них не возникает настоящего уважения к себе и своим заслугам. Поэтому, при воспитании необходимо разъяснять ребенку, что если он сделал ошибку (поступил плохо), то у него всегда есть ее шанс ее исправить. При данном психологически верном подходе воспитания, впоследствии, у ребенка не возникает глубокого чувства вины (виноват - исправлю). Но если родитель (а в последствии и ребенок) воспринимает ошибку как подтверждение плохости (виноват - плохой), то формируется психологическая установка, что нужно угождать, подстраиваться под других, и быть «хорошим». Во втором случае акцент делается на оценку личности в целом, а не на исправление конкретной ошибки, и впоследствии ребенок не понимает, что именно ему нужно делать, чтобы быть «хорошим» (ориентируется не на самооценку и свои поступки, а на одобрение и оценку окружающих). Именно во втором случае формируется склонность к манипулированию на чувстве вины - стыдить, обязывать, оценивать. Когда ребенок чувствует себя виноватыми, он теряет свой ресурс, обесценивает свои достоинства, хорошие качества, обижается, раздражается, и очень (ОЧЕНЬ) увеличивает свои недостатки. Уже во взрослом возрасте такой человек часто зафиксирован на одном чувстве вины и неспособен объективно принимать участие в социальной жизни, т.к. на все вещи он смотрит однобоко сквозь призму ощущения вины. При втором способе воспитания (виноват - плохой), реакцией на проблему могут быть вспышки гнева, в результате которых происходит разрядка накопившегося негатива с последующими приступами самобичевания и жалостью к себе. Но взрослый человек несет ответственность не только за свои эмоциональные реакции, но и действия (и может исправлять допущенные ошибки). Так же взрослый осознает и признает то, что многое в этой жизни – вне пределов его возможностей. Поэтому, когда появляются проблемы, он выбирает, что будет делать – страдать и искать виноватых, смиряться и терпеть или менять то, что возможно. То есть, противоположным чувством вины является ответственность. Таким образом, чувство вины возникает тогда, когда наше действие (либо бездействие) идет в разрез с представлениями о том, как мы должны действовать в данной ситуации. Возникновение чувства вины может сопровождаться самобичеванием, самоосуждением и самонаказанием (например, вегетативным: подъем температуры, боли в животе и т.д.). То есть, чувство вины - это «эмоциональное осуждение себя за что-то». Чувство вины следует различать от такого эмоционального состояния, как стыд. В основе стыда лежит осуждение, идущее из вне. А вина испытывается тогда, когда человек считает, что он переступил какие-то внутренние нормы, правила, принципы. То есть, человек может переживать стыд, не испытывая вины (и наоборот). Человек всегда знает, почему ему стыдно, даже если он не виноват. Но иногда, переживая вину, он затрудняется объяснить ее причины. В таких случаях, скорее всего, человек нарушил какие-то внутренние, неосознаваемые, или плохо осознаваемые нормы, которые заложены в него, возможно в раннем детстве. То есть, для возникновения вины необходимо, чтобы диктуемые обществом стандарты поведения, система ценностей, интернализировалась. Итог: Чувство вины возникает тогда, когда «я веду себя не так, как я сам того ожидаю». Стыд возникает тогда, когда «я веду себя не так, как от меня ожидают окружающие» (но эти ожидания я формирую сам для себя). Ответственность – «я признаю вину (если действительно виноват) и исправляю (компенсирую) ошибку». Это психологически зрелый способ построения отношений с собой и другими людьми, в отличии от вины, когда «я страдаю, но проблема остается». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|