Чувство вины и стыд

Вина и стыд сопровождают жизнь человека с самого раненого детства. 

Считается, что чувство вины начинает формироваться  у ребенка в возрасте 3-6  лет , когда согласно возрастным кризисам Д.Б. Эльконина, главным способом взаимодействия с миром у детей выступает исследование. Они изучают как он устроен и как можно его менять. 

И если данная деятельность эффективно подкрепляется со стороны родителя или значимого взрослого, то формируется задатки инициативной деятельности, ответственности за себя и свои действия, без боязни проявлять себя во внешнем мире.   Но если родитель на основе манипуляторных действий,  угрозой  наказания и отвержения  постоянно одергивает ребенка : критикует, поучает или наказывает , то ребенку ничего не остается, как чувствовать себя виноватым за свои желания, и поступки , отвергая ту часть себя, которая неугодна другим.  

Стыд возникает намного раньше , чем вина – пятнадцатимесячные младенцы уже испытывают задатки этой эмоции.

Чтобы разделить внутри стыд и чувство вины , многие определяют  стыд как непринятие   себя, а вину - как  непринятие своего поступка. Вектор стыда  направлен вовнутрь и способствует внутреннему расщеплению или разрыву. Стыд – говорит я плохой. или даже "я боюсь, что ты найдешь - откроешь во мне, то, что я недостойный"  тебя и других.

Где-то я нашла, что в русском языке слово  «стыд» имеет общие этимологические корни со словами  — «остужать», «охлаждать», «замораживать» . Ух, не хочется быть замороженным на всю жизнь!!! Не так ли?

В мир мы приходим с ощущением внутренней целостности, но взрослея , происходит нарушение внутренней картины мира и личности и не маловажную роль здесь играет эмоция стыда, которая направлена на отвержение какой-либо части, которая не находит одобрения или поддержания извне, основываясь при этом на страхе быть отвергнутым и непринятым обществом, то есть страхе изоляции. 

Этот страх формируется в раннем детстве и запускается ассоциативный маятник  «стыд –отвержение». Родитель игнорирует поведение ребенка и в ответ на такое игнорирование у ребенка  компенсаторно возникает стыд, как желание быть принятым и любимым, страх не потерять самое близкое и дорогое, то есть быть соответствующим чужой любви.

Например, ребенок,стремящийся получить одобрение или поддержку родителя , натыкаясь на игнорирование или отрицание его потребностей,  испытывает стыд за свои желание, которые не поддерживаются взрослым . Стыд возникает не как ощущение неправильности своего действия, а как ощущение неправильности себя и невозможности реализации своих неправильных желаний. Происходит унижение личной целостности, желание отказаться от идентичности себя и своих желаний, чем заслужить принятие других. Стыд формирует состояние внутренней недостаточности и несоответствия. Это основа самоотвержения  или самоизоляции.

Поэтому во многих случаях исцеляющим будет  противоположность отвержению  - принятие и самопринятие, выстраивание связей и диалогов с людьми и с самим собой, таких, где нет понятий ,   плохо и хорошо, а тех, кто сумеет поддержать в пережитом отвержении и ужасе. 

Теперь про чувство вины...

Вина и стыд неразрывно связаны друг с другом. 

Чувство вины – это социально сформированное чувство, оно комплексное и неврождённое.  Так же как и стыд оно формируется   близким окружением  ребенка. Иногда, осознанно формируя чувство вины,  родитель получает способы управления и манипуляции, закрепляя за ребенком память об наказании за проступок, конечно же, не без чувства стыда, ребенок понимает , что поступил неправильно и компенсацией за нежелательные поступки – является наказание.

Мысли, которые преобладают в момент переживания вины, направленны «на прошлое, на будущее («в следующий раз буду умней, буду делать правильно») и на разрешение ситуации, связанной с виной («надо извиниться»)…. недоумение («как я мог / могла так поступить?!»), иногда – растерянность («что же делать?»).»

Чувство  вины состоит из сожаления, аутоагрессии, злости, тоски, огорчения и страха наказания. 

И получается дальше очень не весело:    в ходе воспитания у ребенка остаются разрешенными всего лишь  несколько способов реализации своих желаний и потребностей, его остальные желания ( причем которые в большей своей степени являются соответствующими его индивидуальности, внутренней силе и целостности )  – могут вызывать у него чувство вины и стыда,  так не принимаются его близкими людьми.

Например, потребность быть любимым. 

Ее верная реализация: « Я всегда любим, чтобы не случилось и какой бы я не был».

Неверная реализация: «Я любим, когда учусь на пятерки…»«Я любим, когда не обижаю маму…»«Я любим, когда такой же как и все …»«Я любим , когда довожу дело до конца..»

Ну и конечно же та часть , которая может злиться на маму, или хочет быть собой, или еще что-нибудь неудобное обществу  – будет отвергаться человеком , ведь если он позволит себе - то будет наказан ,отвергнут и лишен любви.

Именно поэтому  чувство вины и стыда  несут в себе основания для депрессий, неуверенности в себе, психосоматических заболеваниях, постоянного ощущения, что должен кому-то, социальной неустроенности, отсутствия внутренней целостности, социальных страхов, невозможность реализации.

Так жить тяжело и не просто. Ведь, нереализованные потребности и потенциал, никуда не уходят, они копятся, формируя у человека состояние глубокой внутренней неудовлетворенности от жизни и себя в ней.

Ну и в конце немножко об ответсвенности, совсем -совсем чуть-чуть 

Многие знают, что взрослый человек - это тот, кто ответственен за себя и  за свои поступки, что именно передача  ответсвенности отличает взрослого человека от ребенка. И да, это конечно хорошее замечание! Но! Со временем я поняла, что зрелая, взрослая, психологически здоровая ответственность за себя  - возможна только через любовь и заботу. И это фактор меняющий все, ведь тогда чувство вины может видоизмениться  в  сожаление о случившемся или не случившемся и взрослым выбором для себя своих путей жизни !

Разрешите себе жить счастливо, согласно своим внутренним желаниям и потребностям.

Любите и берегите себя

Искренне Ваша Анна Климовская

 © оригинал моей статьи  статьи здесь http://psy.su/feed/5585/  



Просмотров: 610
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чувство вины. Часть 1: вина, стыд, ответственность.
  • Стыд, вина и чувство вины
  • Стыд и чувство вины. Две стороны одной медали?
  • Чувство вины и стыда - как в психике появляется то, чего там быть не должно?
  • Гипноз и чувство вины перед ушедшими: простить себя и жить дальше
  • Чувство вины: как простить себя?
  • Чувство вины, стыда и ответственность.
  • Чувство стыда или чувства вины - в чем разница?
  • Убеждения, чувство вины (стыда), подавленные эмоции (обиды) и травматичные эпизоды (психотравмы)…
  • Без вины виноватые. Или как мнимое чувство вины отравляет нам жизнь.
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Чувство вины, когда ребенок попал в беду
  • Стыд, как перенятое чувство
  • Как формируется чувство вины
  • Ненавистное чувство вины! Как быть?
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Чувство вины. Часть 2: психотехника "трансформация вины".
  • Чувство вины в жизни человека.
  • С.О.В.А. - чем отличается стыд от вины и обида от агрессии
  • Когда чувство вины решает за нас
  • Чувство вины за "особого ребенка"
  • Чувство вины. Как с ним жить? И что с этим делать?
  • Чувство вины и наказания. Как освободиться.
  • Чувство вины ищет наказания
  • Стыд и другие внутренние "остановки" на пути реализации себя
  • Чувство вины за действия государства
  • Так-себе-мать. Снимаем чувство вины
  • Чувство вины, или без вины виноватые.
  • Вина...Моя вина... Я виноват, как искупить?! Или почему чувство вины дает право безответственности
  • Чувство вины как государствообразующее чувство



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь