|
Гипноз и чувство вины перед ушедшими: простить себя и жить дальшеАвтор статьи: Елена Закаблуцкая
Спешите делать добрые дела
Мне с отчимом невесело жилось, Все ж он меня растил — И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его. Когда он слег и тихо умирал,— Рассказывает мать,— День ото дня Все чаще вспоминал меня и ждал: «Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!» Бездомной бабушке в селе родном Я говорил: мол, так ее люблю, Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю, Хлеба воз куплю. Мечтал о многом, Много обещал... В блокаде ленинградской старика От смерти б спас, Да на день опоздал, И дня того не возвратят века. Теперь прошел я тысячи дорог — Купить воз хлеба, дом срубить бы мог. Нет отчима, И бабка умерла... Это стихотворение написано в 1958 году советским поэтом А.Я. Яшиным. В нем заключено немало смыслов. И, на мой взгляд, один из важнейших — ощущение невыполненных обязательств; чувство вины перед людьми, которых уже нет, и понимание того, что изменить уже ничего нельзя. Само назидание, вынесенное в название этого стихотворения — спешите делать добрые дела! — безусловно, является мощным воспитательным посылом для каждого человека, который в него вслушается. Но чем дальше мы живем, тем явственнее становится факт: очень многого мы сделать не успеваем. Не успеваем в спешке, не успеваем из-за глупых амбиций, не успеваем из-за того, что в нашу жизнь вошли другие обязательства или форс-мажоры… Наверное, это нормально, так бывает у всех. И мы долгое время успокаиваем себя тем, что «вот с делами разберусь и…». Иногда речь идет о категориях материальных — финансовой помощи, вещах. Иногда — о категориях нематериальных — времени, психологической поддержке. Потом, задним числом, мы понимаем, что возможность сделать то самое «доброе дело» имелась и тогда, и вовсе не обязательно было выжидать благоприятного момента. Но парадокс нашей жизни заключается в том, что понимаем мы это, когда тот, кому адресовано будущее «доброе дело», уходит. Совсем уходит. Умирает. А нам остается самый тяжелый вариант чувства вины — перед теми, кто ушел. Жизненное наблюдение: абсолютно не принципиально, каков в действительности был объем выполненных обязательств перед умершим человеком. Чувство вины фиксируется на обязательствах невыполненных. Конечно, может быть и так, что речь идет о реальном несоблюдении обязательств. Например, человек обещал приезжать к родителям каждый год из другой страны, куда он перебрался на новое местожительство — и ни разу не сделал этого. Или: пожилая мама просила дочь купить новый телевизор, потому что старый барахлит, та пообещала — а покупка все откладывалась. Или: старый друг обратился с просьбой занять некую сумму и получил согласие — но потом ситуация была спущена на тормозах, и не потому что решительно не хотелось одалживать, а просто как-то не до того было… А потом — поздно. Но, пожалуй, чаще бывает так, что тому, кто ушел, отдавалось много времени, душевных сил, денег, но ощущение все равно оказывается такое: «недодал». И у части людей это ощущение со временем проходит. Кому-то религия помогает, кого-то время лечит. И все равно остается довольно большой процент тех, кто несет это чувство вины всю жизнь. Но сил на подобное не у всех хватает — ведь обычные наши обязанности перед социумом никто не отменял. Поэтому в какой-то момент такой человек понимает, что тащить дальше груз вины перед тем, кто ушел, он уже не может. И начинает искать варианты помощи. Многие обращаются к магам и экстрасенсам. Гораздо меньшее количество — к психологам и психотерапевтам. И какая-то часть из обратившихся к психологам и психотерапевтам попадает к специалистам по гипнозу. Причем запрос в таком случае чаще всего выглядит так: «Мучает чувство вины. Самое страшное — я понимаю: ничего уже не исправить, потому что человек умер». То есть в запросе одновременно присутствуют и жалоба, и уверенность в том, что помощь невозможна. Помощь возможна. И гипноз тут — очень хороший инструмент. Но какие есть варианты? Во-первых, есть техники регрессивного гипноза: можно вернуться в прошлое и получить поддержку и своеобразное «отпущение грехов» от того, кто ушел. Это самый распространенный вариант. Во-вторых, могут быть использованы техники рифрейминга — когда клиент получает возможность заново оценить все то, что он сделал для ушедшего. Обычно оказывается, что сделано было очень много. В-третьих, работают и техники работы с будущим — многим людям помогает подсказка, полученная от себя самого — из грядущего. И регрессивный гипноз, и рифрейминг, и техники работы с будущим работают на то, чтобы клиент переключился с прошлого, в котором уже ничего не изменить, на настоящее и будущее. А для этого ему надо себя простить — за реальные или выдуманные вины. Как правило, те, кто ушел, и о ком мы сожалеем — любили нас и вряд ли хотели бы, чтобы мы страдали. На рациональном уровне мы это понимаем, но — по самым разным причинам — не можем воздействовать на свои эмоции. А гипноз помогает все-таки это сделать. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|