Данная статья имеет личный отклик, поэтому считаю, важным поделится этими мыслями.
Рассмотрим вариант зависимых отношений личности с патологическим чувством вины, и возможный выход из подобного рода зависимых отношений.
Зависимые отношения, выстроенные на чувстве вины, обычно имеют второй полюс чувство обиды, они как бы дополняют друг друга. Поэтому часто можно увидеть пары, в которых один партнер постоянно заглаживает свою вину, а другой постоянно ищет поводы для обиды, хотя они могут и сменять друг друга. Зависимые отношения так же характеризуются большим уровнем взаимных манипуляций, в которых погрязли участники этих отношений. Вина если она имеет патологическую выраженность, в первую очередь блокирует любые проявления агрессии, точнее затрудняют ее адекватное проявление во взаимоотношениях. Отношения, если они полноценны, никогда не обходятся без конфликтов, но в случае если одним из партнёров управляет чувство вины, эти конфликты принимают вид искупления им любых своих проявлений агрессии. При этом не важно, затрагиваются ли в споре истинные и имеющие право на существование потребности человека. В любом случае он стремится загладить вину даже за отстаивание своих ключевых потребностей. Так вот, когда наступает момент что человек понимает что больше не может находится в этой роли, он встречает очередную порцию манипуляций в свой адрес основной целью которых является запустить проживание чувства вины, и вернуть все на прежние места, на прежний формат отношений. Это обычно кризисный момент для человека, ему приходится решиться на очень важный шаг, начать нащупывать границы своей личности, научится отстаивать их, т.е. защищать свои интересы. Поэтому это ключевой этап, на котором начинает зарождаться новый формат отношений. По сути, этот новый формат отношений может не устраивать тех людей, которые привыкли к его стандартной форме поведения. В итоге это часто приводит к разрыву отношений, так как начинает пропадать ключевой элемент зависимости, начинает выясняться, что многие взаимоотношения существовали только лишь на основе вторичной выгоды от этой зависимости, что в их основе не было изначального взаимного интереса друг к другу и возможности свободного развития в этих отношениях. Партнёры просто проецировали свои детские модели поведения друг на друга.
Повторимся, что чувство вины, так или иначе, основывается на личном запрете к проявлению агрессии человеком, такие люди часто могут характеризоваться мягким характером, или другими словами очень удобными людьми для окружающих. Все бы ничего, но человек не может жить полноценно лишь на одном полюсе, важна свобода выражения своих чувств и эмоций, в том числе и агрессивных. Если человек сдерживает свои агрессивные порывы, они еще больше его захватывают, что часто может приводить к их неконтролируемому проявлению, в том числе в виде аффекта. Возвращаясь к процессу осознания человеком, страдающим от гипер выраженного чувства вины, мы можем увидеть, что он неминуемо сталкивается с ситуацией разрыва большого количества социальных контактов построенных на прежней модели и это может сильно напугать человека. Могут появиться тревожные мысли о полной социальной изоляции, чувство вины начинает давить с удвоенной силой. Здесь, важно иметь ввиду что это необходимый этап, после которого человек в любом случае может начать строить новые отношения, и они будут развиваться на новом уровне идентичности человека. Когда он принимает для себя факт, что у него есть возможность, как и у других, отстаивать свои ключевые потребности и имеет право на то, чтобы с ними считались окружающие. Принятие происходит постепенно, и основываются именно на проживании всей той гаммы негативных эмоций. Необходимо осознание их как имеющих право быть, и не винить себя за них. Если человек долгий период был под подавляющим влиянием чувства вины, можно представить какой уровень заряда агрессивных эмоций находится в нем, и все они нуждаются в постепенном проживании, понимании их целей. Под каждой агрессивной эмоцией таится потребность человека, которую он очень долго игнорировал, здесь есть опасность впасть в другую крайность, попасть под влияние это теневой энергии личности, если говорить термином аналитической психологии, быть поглощенным «тенью». Изначально там нет ничего разрушающего, а есть всего лишь обычное детское инфантильное стремление удовлетворить свою потребность, и эта потребность не в агрессии как самой по себе. Это потребность требует в первую очередь внимания к себе, поэтому процесс проживания позволяет в дальнейшем проработать эту потребность и выразить её и себя в социально приемлемой форме. Но конечно если говорить о человеке, который далек от мира психологии и к тому же погружён в свои переживания, ему очень сложно найти в этих переживаниях этот лучик света, образный «маяк», который позволит адекватно пройти этот этап. Здесь конечно неоценима помощь грамотного психолога, способного вместе с клиентом или с парой прожить это нелегкое время.
Всем гармонии и мира в душе.