Чувство вины у опекуна и его влияние на взаимоотношения с приемным ребенком.

 Чувство вины у опекуна и его влияние на взаимоотношения с приемным ребенком.

 

            В своей статье я хочу обсудить актуальную для меня тему, с которой приходится постоянно сталкиваться при сопровождении замещающих семей - это чувство вины у опекунов и его влияние на взаимоотношение с приемным ребенком.

            Анализируя случаи работы с замещающими семьями, изначально видишь их различия по запросам, с которыми они обращаются: проблемы у ребенка с учебой из-за низкого прилежания, нежелание ребенка выполнять правила семьи, воровство и обман ребенка, другие темы. Однако, в дальнейшем анализ анамнеза семьи в целом, анамнеза семьи опекуна заставил меня прийти к выводу о том, что очень во многих случаях существует влияние одного, единого для разных семей фактора – чувства вины у опекуна.

            По отношению к кому или к чему возникает это чувство вины? Варианты различны. При кровной опеке (особенно если опекун бабушка) чувство вины возникает по отношению к опекаемому ребенку, внуку, из-за того, что воспитание собственных детей было неудачным – собственные дети лишены родительских прав. Если опека не кровная чувство вины может возникать у опекуна как реакция на несоответствие ожиданиям своих родителей, супругов, общества в лице и надзирающих органов, и школы, и окружающих людей. Чувство вины у опекуна может возникать и перед самим собой, как результат гиперответственности самого опекуна.

            Чувство вины вызывает достаточно сильные последствия, как для опекуна, так и для ребенка и семьи в целом. Прежде всего, надо отметить, что это чувство зачастую не осознается людьми, маскируется под другие эмоции и ощущения. И скрываемое чувство вины может проявляться и в негативном отношении к ребенку, злости на него, обвинении во всех семейных проблемах; может появиться ощущение безысходности, когда опекун считает, что исправить он уже ничего не может; в депрессии; в нежелании работать с психологом по решению накопившихся проблем; в отказе от ребенка. А кроме этого, интуитивно вычисляемое ребенком чувство вины опекуна, может приводить к манипуляции опекуном со стороны ребенка.

            Как видим, последствия достаточно серьезные. И что с этим делать? Для себя я пришел к выводу, что начинать работу с семьей, будь то кровная или опекаемая семья, всегда надо с работы с родителями. И это условие я теперь изначально ставлю перед опекунами уже на первой встрече, предупреждая, что возможно потребуется не менее четырех-пяти встреч сначала с ними, а лишь затем с ребенком. Либо, если это устраивает опекунов, работа может вестись параллельно.

            В работе с чувством вины у опекуна я применяю техники когнитивно-поведенческой терапии, вычленяя автоматические мысли, вызывающие чувство вины и корректируя их совместно с опекуном. Для демонстрации подобной работы я опишу один подобный случай.

            Случай из практики.

            Анамнез семьи.

          Семья состоит из 6 членов: мама, папа, двое приемных детей (мальчик 10 лет, девочка 8 лет) и кровный ребенок (мальчик 3 лет), бабушка мамы. Мальчик под опекой в семье 4 года, девочка 3 года. Для обоих супругов брак второй. У женщины есть старшая дочь, которая проживает отдельно. У супруга других детей нет. Со слов опекуна девочка ранее была под опекой в другой семье, которая от нее отказалась.

           Заявляемая проблема.

           Со слов опекуна девочка слабо реагирует на воспитательные воздействия со стороны опекунов, при этом слушается других лиц, бабушку, прабабушку, работников Службы сопровождения. Наблюдается низкая мотивация к школьному обучению у девочки. Был случай воровства в школе. Опекун проговаривает проблему собственного бессилия изменить поведение ребенка. 

           Наблюдения за семьей.

         Наблюдения за семьей на празднике показали признаки яркого неприятия и отторжения девочки матерью: девочка постоянно была одна, семья разворачивалась к ней спиной, мать к ней не прикасалась.

      В разговоре с женщиной выявились признаки негативных установок ее восприятия девочки. 

          Медицинский анамнез девочки.

         Девочка находится на учете у невролога, но интеллектуально сохранна. 

          Результаты диагностики семейной системы.

      Для диагностики использованы методики ЦТО и FAST. По результатам диагностики выявлена заниженная самооценка у матери, что, однако, не сильно сказалось на эмоциональной близости с девочкой – девочка по результатам теста ЦТО находилась в зоне ее эмоционального приятия. А вот для девочки мать не заняла значимой позиции, на первом месте был сводный брат. Эмоциональное состояние девочки было в норме, у матери наблюдалось снижение настроения.

          Обоснование выбора терапевтического направления.

          Работу с семьей было решено разбить на два этапа:

- работа с мамой по коррекции ее негативных установок по поводу девочки и своих возможностей справиться с ее поведением;

- работа со всей семьей по развитию навыков эффективного взаимодействия между членами семьи.

      Для работы с мамой был выбран метод когнитивно-поведенческой терапии, как наиболее эффективный при коррекции негативных установок. С мамой проговаривались и обозначались наиболее значимые для нее мишени воздействия (ее эмоциональные состояния), которые ей мешали эффективно взаимодействовать с ребенком. К ним она отнесла следующие эмоции: раздражение, злость, обида, бессилие. Анализ дневника АВС, который по заданию психолога вела мама, выявил два типа наиболее раздражающих ситуаций: подготока домашних заданий с ребенком и звонки со школы по поводу проблем с поведением ребенка. Второй тип ситуаций являлся наиболее раздражающим для клиентки (раздражение, обида и злость в них достигала 10 баллов по 10 бальной шкале). Работа по анализу автоматических мыслей в этих ситуациях показал, что все они связаны с ощущением клиенткой того, что девочка специально ее раздражает – «Она все делает специально против меня!». Кроме этого с мамой удалось прояснить еще одну автоматическую мысль – «Я плохая мать, потому что не могу справиться с поведением ребенка». Работа по коррекции данных автоматических мыслей позволила выявить причины, которые повлияли на их формирование и закрепление. Одна из веских причин это то, что мама была внучкой учителя (бабушка мамы, к тому же, проживает в одной квартире с семьей) и часто слышала от бабушки, что она неправильно воспитывает детей. Замечания со школы, которые получала мама по поводу девочки, лишь сильнее закрепляли это негативное убеждение. Как защитной реакцией психики мамы появилось второе убеждение, что девочка все делает ей назло. Работа по коррекции данных убеждений началась с бесед по поводу причин, которые в реальности могли вызывать поведение ребенка. Это позволило значительно обесценить негативные убеждения. После этого подбирались альтернативные убеждения – «ребенок не настроен против меня, он импульсивен, и просто не может совладать с собственным поведением», «я взрослый человек, мать, и я не обязана во всем слушаться и подчиняться бабушке». Эти убеждения удалось закрепить, и женщина научилась заменять ими негативные убеждения. Негативные эмоции в конфликтогенных ситуациях удалось снизить до уровня трех баллов и ниже. В общей сложности на подобную коррекцию потребовалось три недели.

        Результатом подобной работы с мамой стало то, что количество конфликтных ситуаций в семье значительно снизилось, а девочка стала проявлять признаки образования стойкой привязанности к опекунам. Девочка стала дразнить своего старшего сводного брата, тоже опекаемого ребенка, что ее мама родила, а его нет.

           Таким образом, применение техник когнитивно-поведенческой терапии в работе с замещающими семьями по коррекции чувства вины у опекуна достаточно эффективны и полезны.

          Еще одно направление терапии, которое можно применять для коррекции последствий чувства вины у опекуна, может быть гештальт терапия. В рамках этого направления я разработал упражнение «Коллаж семьи».

          Тренинговое упражнение Коллаж «Семейное фото».

        Цель упражнения: определение психологических границ внутри семейной структуры, как в родительских семьях кандидатов, так и в их собственных, теперешних семьях; проработка скрытых эмоциональных состояний по отношению к родителям и домочадцам кандидатами.

     Оборудование: канцелярский клей, листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, отсканированные семейные фото, из которых можно выполнить коллаж.

          Ход выполнения упражнения.

  • Кандидатам заранее предлагается заготовить отсканированные копии семейных фотографий с изображением их родителей из того времени, когда они были молодыми (2 экземпляра каждого фото), свои современные и детские фото, фото их теперешней семьи (по 2 экземпляра каждого фото).
  • Кандидатам предлагается выполнить несколько коллажей:

- коллаж «Моя родительская семья, как я ее помню»;

- коллаж «Моя родительская семья, какой бы я хотел ее видеть»;

- коллаж «Моя семья сейчас, как я ее вижу»;

- коллаж «Моя семья сейчас, какой бы я хотел ее видеть».

  • На обратной стороне каждого коллажа кандидаты записывают свои обращения к тем членам семьи, которые изображены на коллажах. В обращениях необходимо отразить следующие моменты:

- почему я запомнил или вижу свою семью именно так;

- что мне нравилось или сейчас нравится в моей семье;

-  что мне не нравилось или сейчас не нравится в моей семье;

- чтобы я хотел изменить в своей родительской или собственной семье сейчас;

- личное обращение к каждому члену семьи с коллажа: «Мамапапамужребенокбратсестра, я хочу тебе сказать …».

  • Закончив работу с коллажами, кандидаты делятся с группой пережитыми эмоциями, мыслями, воспоминаниями, выводами.

         Это упражнение может быть использовано как в работе с замещающими семьями, так и в работе с кандидатами в замещающие родители в период их подготовки в «Школе приемных родителей».

        В своей статье я попытался отразить свои взгляды и наблюдения по проблеме влияния чувства вины у опекунов на всю семью в целом. Проблема остается для меня актуальной. Мнение коллег по данному вопросу и отзывы опекунов были бы для меня крайне полезны.



Просмотров: 593
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О чём может рассказать Ваше чувство вины?
  • Обида и чувство вины. Как эти чувства отражаются на этапе похудения и как с ними совладать
  • Без вины виноватые. Или как мнимое чувство вины отравляет нам жизнь.
  • Убеждения, чувство вины (стыда), подавленные эмоции (обиды) и травматичные эпизоды (психотравмы)…
  • Про родителей, детей, центрированность на ребенке и чувство вины.
  • Чувство вины меня больше не беспокоит!
  • Обратная сторона вины родителей перед ребенком – злость и обида на собственных родителей
  • Чувство вины, или без вины виноватые.
  • Ниточки, за которые нас дергают... Про чувство вины
  • Так-себе-мать. Снимаем чувство вины
  • Чувство вины мамы!
  • Что скрывает чувство вины? Случай из практики.
  • Слова которые тобой управляют. Чувство вины.
  • Чувство стыда или чувства вины - в чем разница?
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Чувство вины за "особого ребенка"
  • Кардиофобия и чувство вины: случай из психотерапевтической практики
  • Случай из практики: чувство вины за право на свободу
  • Чувство вины. Часть 2: психотехника "трансформация вины".
  • Стыд и чувство вины. Две стороны одной медали?
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Чувство вины - что оно делает с нами
  • Чувство вины, когда ребенок попал в беду
  • Чувство вины Адама как субъективно переживаемой эмоции.
  • Стоит ли изменять, чтобы отомстить. Чувство вины и обида
  • Чувство вины как государствообразующее чувство
  • Чувство вины и его проработка
  • Чувство вины можно преодолеть?
  • Чувство вины за несоответствие маминым идеалам.
  • Чувство вины. Как с ним жить? И что с этим делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь