|
Чувство вины как государствообразующее чувствоАвтор статьи: Швецов Денис Федорович
Очень часто, когда мы на “Психологическом антивирусе” разбираем тему вредности чувства вины, так или иначе всплывает вопрос: “Но если чувство вины так опасно, и даже для самого общества, а не только лично для человека — почему же тогда власти не трубят тревогу? Почему в школах и университетах не проходят специальные курсы по избавлению от этого психологического вируса? Они что, слепые?!”. Я к этой ситуации “инсценированной слепоты” отношусь спокойно-философски, и сейчас объясню почему. Дело все в том, что чувство вины существует с одной единственной целью: управление человеком извне. Да, некоторые люди по привычке пытаются приписать этому чувству другие цели, но на практике все рассыпается: 1. Чувство вины не помогает анализировать ошибки. Наоборот, находясь под давлением чувства вины, человек начинает играть “в несознанку” и вместо анализа собственных ошибок (и компенсации ущерба) плетет паутину оправданий и пытается перевалить ответственность на головы других — “а чего я, вот они сами первые начали…”. 2. Чувство вины не помогает стать добрее. Более того, именно из-за чувства вины люди становятся неуправляемо агрессивными, раздражаясь порой даже на ровном месте. Более того, именно чувство вины зачастую и становится тем главным фактором, из-за которого обычный с виду человек вдруг становится маньяком и садистом. 3. Чувство вины, к сожалению, не гарантирует разумности человека. Убить человека и после этого “замолить грехи” большой свечкой — это прям уже традиция у бандитского сословия. “Да, грешен, виноват, признаю. Но я же раскаиваюсь! И искренен! Вот, полегчало… Пойду дальше по делам, сегодня еще столько убийств — не знаю, когда все это успеть”. 4. И, наконец, чувство вины не помогает понять, какой поступок хороший, а какой плохой. Дело в том, что чувство вины (не путать с сочувствием) — это воспитываемое (точнее — дрессируемое) чувство, и, соответственно, чувство вины указывает на “плохие” поступки, которые считаются “плохими” именно с точки зрения воспитателя. Ладно, если чувство вины “наложили” на социально-осуждаемые разрушительные поступки: чувство вины за убийство, или чувство вины за кражу, за причинение откровенного вреда. Но как вам такие чувства вины: например, чувство вины за то, что счастлив; или чувство вины за то, что у тебя получилось что-то лучше, чем у других; а как вам перл моей коллекции — чувство вины за то, что нет чувства вины? А, каково?! И потом представьте жизнь этих людей, особенно когда они испытывают чувства вины в, казалось бы, противоречивых направлениях: чувство вины за то, что в жизни не успешен — и, напротив, чувство вины за то, что успеха вдруг пришло “неприличное” количество; чувство вины за то, оказался плохим родителем и не дал ребенку достаточно внимания — и чувство вины за разбалованного ребенка, которого как раз и сделал таковым своим чрезмерным вниманием и заботой. Шиза! Так вот, возвращаясь к вопросу о том, “почему об этом не трубят на всех углах официальные лица”. Дело в том, что чувство вины — это государствообразующее чувство. Как так? — А вы подумайте сами. Представьте себя на месте правителя (держащего “под собой” какую-то территорию), и представьте, будто вам нужно: 1. Чтобы ваши жители (ваши работники) не убегали на другие территории сразу же, как только им покажется, что там лучше. Одним словом, как сделать так, чтобы люди сами, “своим пешком”, делали то, что им невыгодно (отдавали вам последние деньги, умирали за вас, страдали и считали это нормой), и при этом чтобы они не возбухали бы и не шли на вас с оружием? Разумного человека на это развести не так-то просто, придется торговаться, пообещать солидные компенсации — и то не факт, что получится. А вот эмоционально больного человека, чей разум заражен чувством вины, направить в нужную сторону легче: сказал “убивать плохо, это ай-яй-яй” — и он не убивает (порой даже для самообороны не может это сделать, потому что выдрессирован и боится), а потом сказал ему “а вот врагов убивать — можно, и это даже не грех, а подвиг: за него полагается медалька”, и вот уже вчерашний “добропорядочный горожанин” идет и мочит “врагов” как заправский кровожадный монстр, ожидая от своего правителя хвалебного “молодец” и кусочка сахара в награду за контузию и оторванные ноги. Любой правитель, как правило, знает: да, чувство вины — это палка о двух концах, и чувство вины, наряду со сдерживающим эффектом, “награждает” человека еще и неуправляемой агрессией (такой же неуправляемой для этого человека, как и само чувство вины). Но если совсем без чувства вины — то люди становятся разумными. Они вдруг начинают ставить свои интересы выше интересов правителя, им вдруг становятся очевидными вещи, которые правителю очень хотелось бы скрыть, а это чревато излишним контролем со стороны “простых граждан” (что правителю не очень нравится, ведь так можно будет меньше забрать к себе в карман) и вообще можно потерять трон. А еще придется отвечать за свои слова, отвечать за ошибки и государственные просчеты и придется очень аккуратно использовать войска. Ведь это под прикрытием чувства вины (для благовидности замаскированным под “патриотизм”) можно, не моргнув глазом, послать миллионы своих граждан на верную смерть “за здорово живешь”, а под надзором разумных и внимательных горожан за это можно и самому отправиться к праотцам, испив ответственности за массовое убийство ни в чем не повинных людей. Ну и, спрашивается, какому правителю это надо? — Правильно: никакому. Ожидать от правительств (и от науки, курируемой чиновниками) бодрой борьбы с чувством вины на государственном уровне — это все равно что ожидать от волков, “курирующих” стадо овец, тренингов на тему “как не бояться волков”. А кто же те светлые люди, которые заинтересованы в освобождении вас от чувства вины? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|