Чувство вины как государствообразующее чувство

Чувство вины как государствообразующее чувство

Очень часто, когда мы на “Психологическом антивирусе” разбираем тему вредности чувства вины, так или иначе всплывает вопрос: “Но если чувство вины так опасно, и даже для самого общества, а не только лично для человека — почему же тогда власти не трубят тревогу? Почему в школах и университетах не проходят специальные курсы по избавлению от этого психологического вируса? Они что, слепые?!”.

Я к этой ситуации “инсценированной слепоты” отношусь спокойно-философски, и сейчас объясню почему.

Дело все в том, что чувство вины существует с одной единственной целью: управление человеком извне. Да, некоторые люди по привычке пытаются приписать этому чувству другие цели, но на практике все рассыпается:

1. Чувство вины не помогает анализировать ошибки. Наоборот, находясь под давлением чувства вины, человек начинает играть “в несознанку” и вместо анализа собственных ошибок (и компенсации ущерба) плетет паутину оправданий и пытается перевалить ответственность на головы других — “а чего я, вот они сами первые начали…”.

2. Чувство вины не помогает стать добрее. Более того, именно из-за чувства вины люди становятся неуправляемо агрессивными, раздражаясь порой даже на ровном месте. Более того, именно чувство вины зачастую и становится тем главным фактором, из-за которого обычный с виду человек вдруг становится маньяком и садистом.

3. Чувство вины, к сожалению, не гарантирует разумности человека. Убить человека и после этого “замолить грехи” большой свечкой — это прям уже традиция у бандитского сословия. “Да, грешен, виноват, признаю. Но я же раскаиваюсь! И искренен! Вот, полегчало… Пойду дальше по делам, сегодня еще столько убийств — не знаю, когда все это успеть”.

4. И, наконец, чувство вины не помогает понять, какой поступок хороший, а какой плохой. Дело в том, что чувство вины (не путать с сочувствием) — это воспитываемое (точнее — дрессируемое) чувство, и, соответственно, чувство вины указывает на “плохие” поступки, которые считаются “плохими” именно с точки зрения воспитателя. Ладно, если чувство вины “наложили” на социально-осуждаемые разрушительные поступки: чувство вины за убийство, или чувство вины за кражу, за причинение откровенного вреда. Но как вам такие чувства вины: например, чувство вины за то, что счастлив; или чувство вины за то, что у тебя получилось что-то лучше, чем у других; а как вам перл моей коллекции — чувство вины за то, что нет чувства вины? А, каково?! И потом представьте жизнь этих людей, особенно когда они испытывают чувства вины в, казалось бы, противоречивых направлениях: чувство вины за то, что в жизни не успешен — и, напротив, чувство вины за то, что успеха вдруг пришло “неприличное” количество; чувство вины за то, оказался плохим родителем и не дал ребенку достаточно внимания — и чувство вины за разбалованного ребенка, которого как раз и сделал таковым своим чрезмерным вниманием и заботой. Шиза!

Так вот, возвращаясь к вопросу о том, “почему об этом не трубят на всех углах официальные лица”.

Дело в том, что чувство вины — это государствообразующее чувство. Как так? — А вы подумайте сами. Представьте себя на месте правителя (держащего “под собой” какую-то территорию), и представьте, будто вам нужно:

1. Чтобы ваши жители (ваши работники) не убегали на другие территории сразу же, как только им покажется, что там лучше.
2. Чтобы ваши жители не жили слишком долго, а иначе их придется “кормить” пенсией, которую лучше бы использовать на другие “нужды государства”.
3. Чтобы ваши жители сами, бесплатно и для вас воевали с “чужими” и прочими “врагами”, защищая неприкосновенность вашей территории.
4. Чтобы ваши жители были заняты ворохом проблем (личных, семейных, жизненных) и не думали лишних мыслей про то, что “правитель-то то наш гонит какую-то пургу: зарплаты своим чиновникам, которые натворили делов, повысил, а наши зарплаты урезал, да еще и свалил на нас бремя собственных же ошибок!”.
5. Чтобы ваши жители, пытаясь избавиться от проблем, заодно пополняли казну, пользуясь для временного расслабления узаконенными вами наркотиками: алкоголем, табаком и прочими “лекарствами”.

Одним словом, как сделать так, чтобы люди сами, “своим пешком”, делали то, что им невыгодно (отдавали вам последние деньги, умирали за вас, страдали и считали это нормой), и при этом чтобы они не возбухали бы и не шли на вас с оружием? Разумного человека на это развести не так-то просто, придется торговаться, пообещать солидные компенсации — и то не факт, что получится. А вот эмоционально больного человека, чей разум заражен чувством вины, направить в нужную сторону легче: сказал “убивать плохо, это ай-яй-яй” — и он не убивает (порой даже для самообороны не может это сделать, потому что выдрессирован и боится), а потом сказал ему “а вот врагов убивать — можно, и это даже не грех, а подвиг: за него полагается медалька”, и вот уже вчерашний “добропорядочный горожанин” идет и мочит “врагов” как заправский кровожадный монстр, ожидая от своего правителя хвалебного “молодец” и кусочка сахара в награду за контузию и оторванные ноги.

Любой правитель, как правило, знает: да, чувство вины — это палка о двух концах, и чувство вины, наряду со сдерживающим эффектом, “награждает” человека еще и неуправляемой агрессией (такой же неуправляемой для этого человека, как и само чувство вины). Но если совсем без чувства вины — то люди становятся разумными. Они вдруг начинают ставить свои интересы выше интересов правителя, им вдруг становятся очевидными вещи, которые правителю очень хотелось бы скрыть, а это чревато излишним контролем со стороны “простых граждан” (что правителю не очень нравится, ведь так можно будет меньше забрать к себе в карман) и вообще можно потерять трон. А еще придется отвечать за свои слова, отвечать за ошибки и государственные просчеты и придется очень аккуратно использовать войска. Ведь это под прикрытием чувства вины (для благовидности замаскированным под “патриотизм”) можно, не моргнув глазом, послать миллионы своих граждан на верную смерть “за здорово живешь”, а под надзором разумных и внимательных горожан за это можно и самому отправиться к праотцам, испив ответственности за массовое убийство ни в чем не повинных людей. Ну и, спрашивается, какому правителю это надо? — Правильно: никакому.

Ожидать от правительств (и от науки, курируемой чиновниками) бодрой борьбы с чувством вины на государственном уровне — это все равно что ожидать от волков, “курирующих” стадо овец, тренингов на тему “как не бояться волков”.

А кто же те светлые люди, которые заинтересованы в освобождении вас от чувства вины?
Подойдите к зеркалу, посмотрите, познакомьтесь. Это и есть тот человек, который либо заинтересован, либо нет. И если этот человек заинтересован, то ему нужно будет приготовиться к тому, что уж кто-кто, а правительство ему за это избавление себя “от оков” точно спасибо не скажет. Зато, кстати, скажут спасибо родные и близкие. Ведь им, после первого перенесенного шока, связанного с невозможностью вами управлять с помощью манипуляций, будет очень хорошо рядом с вами. Почему? — Потому что человек с другими людьми делится тем, что у него самого внутри. А без чувства вины вас начнет переполнять любовь и хорошее настроение. Приятный довесок к укрепленному разму и невозможности вами манипулировать, да? Чего вам и желаю!



Просмотров: 789
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Без вины виноватые. Или как мнимое чувство вины отравляет нам жизнь.
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Чувство вины, или без вины виноватые.
  • Чувство стыда или чувства вины - в чем разница?
  • Чувство вины. Часть 2: психотехника "трансформация вины".
  • Чувство вины в жизни человека.
  • Обида и чувство вины. Как эти чувства отражаются на этапе похудения и как с ними совладать
  • Патовая позиция или «почему я ни жив, ни мертв»? (Чувство вины и его отпечаток на судьбу человека).
  • Чувство вины можно преодолеть?
  • Отчаяние, чувство вины и смешной человек……
  • Стоит ли изменять, чтобы отомстить. Чувство вины и обида
  • Слова которые тобой управляют. Чувство вины.
  • Ниточки, за которые нас дергают... Про чувство вины
  • Если в вас погрузили чувство вины (про заражение чужими чувствами).
  • Когда чувство вины решает за нас
  • О чем нам говорит чувство вины? На что оно нам указывает?
  • Откуда берётся чувство вины, и как от него избавиться?
  • Чувство вины за действия государства
  • Чувство вины после насилия
  • Зачем нужно чувство вины?
  • Три причины, почему вы легко испытываете чувство вины
  • Чувство вины...
  • Чувство вины
  • Про чувство вины
  • Чувство вины
  • Чувство вины
  • Чувство вины
  • Чувство вины
  • Чувство вины
  • Про чувство вины...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь