Без вины виноватые: застревание в чувстве вины

Автор статьи: Ирина Ребрушкина

Как формируется невротическая вина, в которой мы застреваем?

В детстве ребенок 1) зависит от родителей физически и эмоционально, 2) имеет эгоцентрическую картину мира ("все зависит от меня, я – причина всего", это нормальная особенность детского восприятия). 

Поэтому, даже когда ребенка не обвиняют напрямую, он может бессознательно винить себя в том, что происходит со взрослыми, например, в разводе, алкоголизме, болезни, неблагополучии, плохом настроении родителей. А уж если они обвиняют ("ты нас расстраиваешь"), то и подавно.

Когда ребенка обвиняют, он может переживать много разных сильных чувств (не только вину, но и гнев, обиду, боль, страх), с которыми обвиняющий родитель, понятно, не помогает ему справляться и не дает их выражать. И поэтому ребенок заворачивает эти чувства на себя (родителей обвинять нельзя, злиться на них нельзя, а на себя – можно) и формирует идею "я плохой, я должен срочно все исправить". 

Ведущим чувством здесь, скорее всего, является страх – страх отвержения, страх потери привязанности. Он может не осознаваться, но ребенку крайне важно (на глубинном, инстинктивном уровне), чтобы родители его не отвергали, потому что это вопрос выживания. Генетически в нашей психике закреплено, как важно принадлежать своей стае, как важно ребенку быть рядом со своим взрослым, иначе – смерть (см. об этом, например, в книгах Людмилы Петрановской "Если с ребенком трудно", "Тайная опора: привязанность в жизни ребенка"). 

Потом мы вырастаем и уже можем выжить без родителей и без партнера. Это не значит, что мы должны жить в одиночестве и отказываться от отношений, а значит, что, вырастая, мы приобретаем ресурсы для самоподдержки и можем жить какое-то время самостоятельно, чтобы искать, выбирать подходящего спутника, завершать одни отношения и начинать новые, иметь возможность искать свою «стаю», а не быть привязанным к какой-то одной.

Но если в детстве нам была нанесена травма отвержения, то сформированная когда-то зависимость закрепилась на уровне инстинктов самосохранения и из-за этого остается актуальной и по сейчас. Единственным способом отношений для такого человека продолжает быть подчинение другому ради безопасности, выживания. Или разрыв:

В созависимых отношениях ведь как: то "лучше уж это, чем ничего", то "лучше уж ничего, чем ЭТО!" (Татьяна Мартыненко)

И тот способ, что помогал выживать ребенку (цепляться за другого), теперь мешает взрослому строить отношения.

Кроме страха одиночества, в отношениях, построенных на невротической вине, играет свою вторую (или для кого-то – первую) скрипку детская иллюзия всемогущества, особенно подкрепленная родительским посылом ("я расстраиваюсь из-за тебя!"), приводит к страху "разрушить" другого ("я такой плохой, из-за меня мама может умереть"). Для ребенка это и правда непереносимо. 

И именно страх ранить, разрушить, сломать другого потом держит без вины виноватых взрослых в дисфункциональных отношениях ("не представляю, как уйти, она не сможет без меня", "не могу сказать нет, он обидится").

То есть такие отношения стоят на двух подпорках: "я без тебя не выживу" и "ты без меня не выживешь".

Но вообще взрослые люди способны выжить самостоятельно и сами ответственны за свои чувства. И если нам что-то не нравится, мы способны с этим справляться без шантажа и манипуляций ("ты плохой, а ну-ка быстро переделайся-исправься, чтобы мне стало хорошо") и не разрушаться. И то же самое справедливо для наших партнеров. Я могу сказать другому о своих чувствах  и желаниях, попросить его не делать так, как мне не подходит, и он может пойти мне навстречу, а может и не пойти: он не обязан меняться под меня, подчиняться мне. И дальше мы можем вместе с ним думать, как быть с этим противоречием. Иногда разрешить конфликт без потерь невозможно – например,  какое-то решение, убеждение партнера противоречит моим потребностям (я хочу сохранить отношения, а он – завершить, или наоборот). И тогда остается только это принять и пережить боль утраты. (Речь, конечно, идет о боли от  разочарования, несовпадения целей, непонимания, а не о тех случаях, когда партнер применяет к вам любого рода насилие – психологическое, экономическое, физическое, сексуальное. Тут стоит в первую очередь подумать, как можно защититься, спастись.)

И наоборот: имея осознанный опыт прохождения через трудные, сильные чувства, получив адекватную поддержку в своих переживаниях, мы перестаем бояться разрушить другого отказом, несовпадением, различием, конфликтом: я выдерживаю свои сильные переживания – значит, и другой взрослый способен справиться со своими и вынести мой отказ, мое "нет", наши различия. Взрослому человеку это вполне под силу, это нормальная, неотъемлемая часть жизни. 

Так происходит освобождение от невротической вины.



Просмотров: 554
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Нельзя злиться" значит "стань немножечко мертвым"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь