|
Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.Автор статьи: Шукшина Елена Владимировна
Предыдущая статья о выборе терапевта клиентом здесь. Для людей, далёких от психологии и впервые окунающихся в эту сферу, психотерапевт иногда выглядит как мистическая фигура, потому интерес к тому, что происходит в момент встречи с клиентом, обычно высок. Многие клиенты интересуются вопросами, как работает психотерапевт, в том числе, как получается, что к одному терапевту приходят именно эти, а не другие клиенты. В выборе клиента терапевт одновременно и более свободен, и более ограничен, чем клиент в выборе терапевта. Более свободен – потому что из профессиональной позиции, конечно же, не формируется такой же привязанности, которая может быть у клиента с выраженным переносом, и разрыв клиент-терапевтических отношений для терапевта, может быть, ударит по самолюбию, но вряд ли, даже в максимуме переживаний, будет болезненным как для клиента. В то же время профессиональная позиция ограничивает психотерапевта в инициативе прекращения клиент-терапевтических отношений со своей стороны, и если возникает такая необходимость, призывает сделать этот процесс по-возможности менее болезненным для клиента и ведущим к экологичному завершению, а не разрыву. Со стороны психотерапевта/психолога существуют рациональные и иррациональные «критерии» выбора клиента. Рациональные критерии отбора клиентов. 1) Те, что определяются сферой, нишей, которую занимает терапевт. К примеру, терапевты с базовым психологическим образованием реже претендуют на психотерапию клиентов, имеющих психические расстройства, а предпочитают работать с практически здоровыми людьми, и конечно же есть психологи, имеющие хорошую клиническую подготовку и берущие таких клиентов, хотя чаще всего большей смелостью в этой сфере обладают врачи-психотерапевты. Помимо образования, ниша определяется, естественно, интересами специалиста. Вследствие этого она может меняться, дрейфовать, что будет отражено в текстах, видео и других коммуникативных сигналах, подаваемых терапевтом в профессиональное и клиентское пространство, и стимулирующих уже клиентский выбор. Кстати, смена сигналов миру на новые может происходить из ещё иррациональной сферы, когда психолог сам ещё не определился с явными переменами, но сменилась формулировка фраз, акценты транслируемого, отчего меняется и характер клиентского потока. 2) Практически всемогущий суперпсихолог/психотерапевт, способный справиться с любой проблемой, как бы ни мечталось многим клиентам попасться ему в руки, как сферический конь в вакууме, та ещё редкость. Как ни странно, чем квалифицированнее терапевт, тем тщательней отбор клиентов. Ну, во-первых, он может себе это позволить, так как клиентов достаточно, чтобы выбирать, во-вторых, по той же причине интерес преобладает над необходимостью зарабатывать деньги, в третьих, есть четкое понимание своих сильных и слабых сторон и пределов компетенции в силу опыта. Это новичку нужно набраться опыта и шишек, чтобы понять границы возможного и переносимого для себя. Здесь специалист оценивает, а его ли это клиент пришёл. Нет ли здесь психиатрической патологии, надо ли направлять клиента к врачу или можно попробовать справиться без таблеток. ***К сведению, довольно часто проблемы клиентов могут быть разрешены (или облегчены) и с помощью психотропных препаратов и психотерапии в равной степени эффективно, но чаще лекарства в этих общих сферах дают быстрый и краткосрочный эффект, исчезающий после отмены, а психотерапия медленный, связанный со значительными переменами в жизни клиента, и более устойчивый. 3) Есть специфические темы, которые психотерапевт может не брать в работу. Чаще всего это зоны собственных, ещё горячих, травм. Если же он в своё время справился со схожей проблемой/травмой, то вполне может оказаться лучшим терапевтом по подобным случаям, нежели специалист, знающий об этом теоретически. 4) Симпатия/антипатия. Иногда симпатия или антипатия могут быть совершенно понятными большинству людей. Например, не все мои коллеги готовы работать с клиентами, от которых плохо пахнет, или к которым возникают сильные эротические чувства. Слишком яркие симпатия или антипатия, возникающие у терапевта к клиенту на первых встречах говорят о каком-то значительном переносе, возникающем у специалиста на данного клиента. Осознание того, что справиться с этими, никак не связанными с клиентом, а откликающимися из личной истории сильными чувствами быстро не получится – весомое основание отказаться от работы с этим клиентом, т.к . в таких случаях неизбежно привнесение собственных тем в работу или искаженное понимание клиента. Однако это же самое может быть искусно использовано на пользу клиенту, или исправлено в личной терапии самого терапевта или супервизии. Так что, как обращаться с таким явлением, это исключительно решение самого специалиста. 5) Иногда банан – это просто банан. Случается в практике любого терапевта, что он осёдлывает волну из клиентов специфических групп, в которых становится модным посещать пси-специалиста. Так, ко мне в разные времена ходили программисты, художники, медицинские специалисты, передававшие меня из рук в руки, одна из моих коллег давным-давно делилась тем, что к ней зачастили представительницы первой древнейшей профессии. Хотя и здесь, конечно же, встаёт вопрос: а насколько это просто везение, и нет ли здесь личных, иррациональных, предпосылок специалиста для привлечения именно таких клиентов. Продолжение про иррациональный выбор терапевтом клиентов здесь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|