Как терапевт выбирает клиента. Рациональное.

Предыдущая статья о выборе терапевта клиентом здесь.

Для людей, далёких от психологии и впервые окунающихся в эту сферу, психотерапевт иногда выглядит как мистическая фигура, потому интерес к тому, что происходит в момент встречи с клиентом, обычно высок. Многие клиенты интересуются вопросами, как работает психотерапевт, в том числе, как получается, что к одному терапевту приходят именно эти, а не другие клиенты.

В выборе клиента терапевт одновременно и более свободен, и более ограничен, чем клиент в выборе терапевта. Более свободен – потому что из профессиональной позиции, конечно же, не формируется такой же привязанности, которая может быть у клиента с выраженным переносом, и разрыв клиент-терапевтических отношений для терапевта, может быть, ударит по самолюбию, но вряд ли, даже в максимуме переживаний, будет болезненным как для клиента. В то же время профессиональная позиция ограничивает психотерапевта в инициативе прекращения клиент-терапевтических отношений со своей стороны, и если возникает такая необходимость, призывает сделать этот процесс по-возможности менее болезненным для клиента и ведущим к экологичному завершению, а не разрыву. 

Со стороны психотерапевта/психолога существуют рациональные и иррациональные «критерии» выбора клиента. 

Рациональные критерии отбора клиентов.

 1) Те, что определяются сферой, нишей, которую занимает терапевт. К примеру, терапевты с базовым психологическим образованием реже претендуют на психотерапию клиентов, имеющих психические расстройства, а предпочитают работать с практически здоровыми людьми, и конечно же есть психологи, имеющие хорошую клиническую подготовку и берущие таких клиентов, хотя чаще всего большей смелостью в этой сфере обладают врачи-психотерапевты. Помимо образования, ниша определяется, естественно, интересами специалиста. Вследствие этого она может меняться, дрейфовать, что будет отражено в текстах, видео и других коммуникативных сигналах, подаваемых терапевтом в профессиональное и клиентское пространство, и стимулирующих уже клиентский выбор.

Кстати, смена сигналов миру на новые может происходить из ещё иррациональной сферы, когда психолог сам ещё не определился с явными переменами, но сменилась формулировка фраз, акценты транслируемого, отчего меняется и характер клиентского потока. 

2) Практически всемогущий суперпсихолог/психотерапевт, способный справиться с любой проблемой, как бы ни мечталось многим клиентам попасться ему в руки, как сферический конь в вакууме, та ещё редкость. Как ни странно, чем квалифицированнее терапевт, тем тщательней отбор клиентов. Ну, во-первых, он может себе это позволить, так как клиентов достаточно, чтобы выбирать, во-вторых, по той же причине интерес преобладает над необходимостью зарабатывать деньги, в третьих, есть четкое понимание своих сильных и слабых сторон и пределов компетенции в силу опыта. Это новичку нужно набраться опыта и шишек, чтобы понять границы возможного и переносимого для себя.

Здесь специалист оценивает, а его ли это клиент пришёл. Нет ли здесь психиатрической патологии, надо ли направлять клиента к врачу или можно попробовать справиться без таблеток.

***К сведению, довольно часто проблемы клиентов могут быть разрешены (или облегчены) и с помощью психотропных препаратов и психотерапии в равной степени эффективно, но чаще лекарства в этих общих сферах дают быстрый и краткосрочный эффект, исчезающий после отмены, а психотерапия медленный, связанный со значительными переменами в жизни клиента, и более устойчивый. 

3) Есть специфические темы, которые психотерапевт может не брать в работу. Чаще всего это зоны собственных, ещё горячих, травм. Если же он в своё время справился со схожей проблемой/травмой, то вполне может оказаться лучшим терапевтом по подобным случаям, нежели специалист, знающий об этом теоретически. 

4) Симпатия/антипатия. Иногда симпатия или антипатия могут быть совершенно понятными большинству людей. Например, не все мои коллеги готовы работать с клиентами, от которых плохо пахнет, или к которым возникают сильные эротические чувства. Слишком яркие симпатия или антипатия, возникающие у терапевта к клиенту на первых встречах говорят о каком-то значительном переносе, возникающем у специалиста на данного клиента. Осознание того, что справиться с этими, никак не связанными с клиентом, а откликающимися из личной истории сильными чувствами быстро не получится – весомое основание отказаться от работы с этим клиентом, т.к . в таких случаях неизбежно привнесение собственных тем в работу или искаженное понимание клиента. Однако это же самое может быть искусно использовано на пользу клиенту, или исправлено в личной терапии самого терапевта или супервизии. Так что, как обращаться с таким явлением, это исключительно решение самого специалиста. 

5) Иногда банан – это просто банан. Случается в практике любого терапевта, что он осёдлывает волну из клиентов специфических групп, в которых становится модным посещать пси-специалиста. Так, ко мне в разные времена ходили программисты, художники, медицинские специалисты, передававшие меня из рук в руки, одна из моих коллег давным-давно делилась тем, что к ней зачастили представительницы первой древнейшей профессии. Хотя и здесь, конечно же, встаёт вопрос: а насколько это просто везение, и нет ли здесь личных, иррациональных, предпосылок специалиста для привлечения именно таких клиентов. 

Продолжение про иррациональный выбор терапевтом клиентов здесь.



Просмотров: 725
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Когда коуч может отправить клиента к психотерапевту?
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • О выборе психолога (из личного опыта и опыта клиентов, коллег и друзей).
  • Слияние у терапевта и клиента
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Как терапевт выбирает клиента. Иррациональное.
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Две стороны одной медали. Или про убеждения и веру в психотерапию с позиции клиента и психотерапевта.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Влияние контрпереноса специалиста в отношении клиента на динамику супервизионной группы
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Чем может быть полезен психолог или психотерапевт
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Чем может быть полезен врач-психотерапевт до родов и после?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь