О выборе психолога (из личного опыта и опыта клиентов, коллег и друзей).

 

Статья будет долгая и несколько занудная, потому вначале кратко:  Лучше посмотрите нескольких и выбирайте как сердцем, так и умом.

Далее более подробно.

 

   Хотел бы поделиться с посетителями мыслями и опытом своим и чужим о выборе психолога/психотерапевта.  Опыта и историй накопилось уже достаточно, надеюсь, он будет вам не только интересен, но и полезен.

Тема востребована даже для специалистов, это я понял в беседах с коллегами, которые сами обращались  за опытом личной психотерапии в роли клиента.  На правах друга и коллеги несколько человек я перенаправил  к новому терапевту после длительных терапевтических отношений у сомнительной репутации терапевтов по месту учебы, и успех этого шага был проверен временем и впоследствии благодарностями.

Еще на этапе завершения обучения после некоторого конфликта я поменял психолога-мужчину на психолога-женщину,  также одну из ведущих нашей программы, и в результате познал на себе что значит "видимость квалифицированной терапии". Чуть позже выйдя за рамки  системы, выбрав чужой интенсив с совершенно другим тренерским составом (это разрешается, но, почему-то этого почти никто не делает – предпочитают оставаться в том же окружении, где начали и продолжали обучение) я  узнал о репутации специалистов и начал более уверенно ориентироваться в том, кто есть кто в белорусском психотерапевтическом сообществе. И вот лично мои выводы, которые великолепно соотносятся с тем, что я увидел у других либо узнал от других:

1)      В Беларуси есть квалифицированные психологи/психотерапевты, но вероятность попасть к такому специалисту без критического отбора не очень высока.

2)      Выбравший себе психолога либо обучающийся гештальт-терапии человек начинает ценить своего психолога/своих учителей, утрачивая к нему изрядную часть критического отношения.

3)      Иногда только через продолжительное время может  выясниться, что "двигались-то не совсем туда". Обидно, если "совсем не туда". 

4)      Государственное образование психолога – не более чем обзорный экскурс определений, теорий и методик и само по себе не дает никакой гарантии умения работать.

5)      Эффективность образования гештальт-терапевта в значительной мере зависит от того, у кого специалист проходил практическое обучение и личную проработку  – качество образования у разных групп тренеров может разниться на порядок.

6)      Гештальт-терапия не задумывалась как методика для лечения ЛЮБЫХ расстройств. Попытки использовать гештальт для лечения любого расстройства свидетельствуют о степени профессионализма терапевта/психолога.

7)      Государственная немедикаментозная психотерапия бывает приемлемой, если специалист имеет значительный опыт, особенно если он подкреплен длительными негосударственными программами обучения (вопрос "у кого" с повестки дня, тем не менее, не снимается).

8)      Традиционного белорусского очковтирательства в психотерапии никто не отменял. Сертификаты сексолога на 20 часов от "общества Знание", кроаткосрочных лекционных курсов повышения квалификации в педагогической  гос.образовательной программе и т.п. документы об образовании гордо выкладываются как свидетельства квалифицированности специалиста.

9)       Вопрос о том у кого и как долго психолог проходил личную проработку (психотерапию) вполне оправдан и его можно и нужно задавать. Если в ответ следует, что такой необходимости не было -- можно смело разворачиваться и уходить сразу. Если называются лица и цифры количества часов, имеет смысл во-первых уточнить репутацию названных фамилий в психотерапевтическом сообществе, и при положительной репутации (которой люди, вероятно, дорожат), уточнить  у них действительность данной Вам информации и спросить, могут ли они дать рекомендацию на начало терапии с их бывшим учеником в качестве психотерапевта.

 Таким образом, к выбору психолога имеет смысл подойти тщательно и дело не только в деньгах, которые вы платите за прием. Ибо если специалист не будет  явно бездарен и Вы его выберете, Вы, вероятно, перестанете на некоторое время относиться к нему в полной мере критически и, тем самым, у него появится возможность в некоторой степени влиять на Вашу жизнь. Важно, чтобы это не происходило в большей степени либо в другом направлении, нежели это требуется Вам. (Подробнее эта тема будет раскрыта в статье «Как работает психотерапия»).

 На что же следует опираться в выборе психолога?  Тут может быть несколько подходов. Можно пойти по рекомендации. Но рекомендация одного человека в общем-то не говорит о квалификации и успешности работы со всеми. Более точно позволяет сориентироваться рекомендация нескольких людей, в том числе завершивших психотерапию у данного специалиста. Также, как было написано в пункте 9, важна рекомендация личного терапевта специалиста, если он авторитетная фигура в сообществе.

 При отсутствии такой возможности, либо при ограниченности денежных ресурсов (мной недавно была замечена заявленная цена консультации в Минске у известного, хотя тоже не бесспорного специалиста  – 70 долларов) можно попробовать выбрать несколько психологов здесь на сайте и посетить нескольких специалистов по очереди, познакомиться с ними спросить у них рекомендации с мест образования от их личных терапевтов. Составив свое мнение можно определиться  в пользу одного из них. При личных встречах, что немаловажно, можно проверить не только квалификацию, но и взаимную совместимость, наличие интереса и чувственной вовлеченности в личный контакт. Моменты это важные и с разными людьми они могут складываться по-разному.

При отсутствии средств на оплату психотерапии можно обратиться за бесплатной психотерапевтической помощью в один из государственных центров, там могут выписать таблетки и помочь снять острые состояния, также могут провести несколько психотерапевтических встреч. Дальнейшие регулярные встречи с психологом в таких центрах (психотерапия) бывают также платными, либо возможен  переход в частную практику к ведущему Вас специалисту.

 Надеюсь, этот обзор поможет вам сориентироваться в выборе и принимать правильные решения.

В дополнение Вы можете посмотреть также менее объемную и менее формальную статью:

 КАК ВЫБРАТЬ психотерапевта, или фактор "выбора сердцем" - единственный или последний?

 



Просмотров: 564
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • КАК ВЫБРАТЬ психолога или фактор "выбора сердцем" - единственный или последний?
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • На что опираться при выборе психолога "для себя"
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Как выбрать " своего" психолога/психотерапевта
  • А если на приёме у психолога Вам что-либо не понравилось?
  • Как найти психолога? На что опираться при выборе специалиста?
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • "Как выбрать курсы по раннему развитию? Рекомендации психолога".
  • Зарок "Если любить - можно потерять" .
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Почему после первой встречи психолога и подростка родители говорят:"Спасибо!"
  • Помощь психолога. Что можно сделать, если муж пьёт?
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • О словаре, или отличия психолога и психотерапевта (из цикла "Инструменты")
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Как выбрать психолога? (инструкция для "начинающих клиентов")
  • Кого выбрать психолога/ психотерапевта мужчину или женщину?
  • Кого выбрать психолога/ психотерапевта мужчину или женщину?
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • 5 "супер техник" психолога, которые действительно помогают
  • Психотерапия "глазами практического медицинского психолога"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Хроники школьного психолога" Упражнение "Зубы дареного коня"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"
  • "Самотерапия" и "Навык осознавания факта" помогут развиваться без психолога.
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь