"Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"

Рассматривая развитие личности в тренинге как цель, определяющую гармоничную жизнедеятельность ребенка и подростка, создающую условия для конструктивного преодоления трудностей, подразумевается, что в итоге вся работа в тренинге должна способствовать разрешению участниками каких-то личных проблем. Однако существуют специальные психотехнические упражнения, в которых целенаправленно акцентируется внимание на содержании конкретных проблем участников, и демонстрируются методы поиска конструктивных решений. В идеальном случае выполнение этих упражнений ведет к катарсису.

Разговор со сменой позиции

В этой психотехнике используются представления создателя психосинтеза Р. Ассаджоли о субличностях. По сути дела речь идет об образном моделировании процессов, происходящих в мотивационной сфере ребенка при осуществлении им выбора среди ряда поведенческих стратегий. "Озвучивание" внутреннего диалога, сопровождаемое физическими действиями, ведет к осознанию собственных мотивационных векторов и более четкому формулированию проблемной ситуации. Это способствует оптимальному решению проблемы.

Для проработки в этом упражнении достаточно сосредоточиться на проблеме средней сложности и значимости. Одно из преимуществ этой техники перед некоторыми другими состоит в том, что участники могут не предъявлять публично содержание своей проблемы; проработка происходит индивидуально во внутреннем плане.

Внутри каждого из нас живут разные составляющие нашего Я, каждая из которых имеет свой голос, свою позицию, свои потребности. Такие составляющие нашего Я называются субличностями. В непростых жизненных ситуациях, требующих от нас принятия определенного решения, субличности особенно ярко проявляют себя, спорят друг с другом, настаивают на исключительной правильности только собственной точки зрения. Обычно мы не осознаем, какая субличность превалирует, часто не можем дистанцироваться от неконструктивной субличности.

Представленное упражнение поможет ознакомиться с тремя из субличностей, являющихся структурными образованиями личности. Их зовут Мечтатель. Скептик и Реалист.

Мечтатель не знает преград своим фантазиям, он оптимист и верит в решение всех проблем. Он смело предлагает необычные, неожиданные ходы и способен к генерации нестандартных идей. Его не сковывают условности, он не замечает трудностей и парит в высях воображения.

Скептик – полная противоположность Мечтателю. Он – пессимист, его взгляд на мир окрашен в черный цвет. Он не верит в возможности счастливого случая и энергичных усилий. Он четко и аргументировано доказывает бесполезность любого действия по разрешению проблемы. Критикует всякое новое предложение.

Реалист – трезвомыслящий аналитик, умеющий продумывать каждый шаг и взвешивающий все "за" и "против". Он прочно стоит на земле. Будучи жестким прагматиком, он умеет видеть в вещах позитивные и негативные стороны и находить конструктивные, оправданные решения.

На занятии участникам предлагается представить и проработать выбранную проблему с использованием своих субличностей. Каждый участник проводит внутренний диалог, поочередно "входя" в различные ролевые позиции: Реалиста, Мечтателя и Скептика. Смена позиций должна сопровождаться реальным физическим перемещением на шаг в определенную точку пространства, например, по траектории круга. Переходы по команде руководителя, ведущего. Задача участников - внимательно слушать и выполнять инструкции.

Ход занятия

Определите в пространстве места, где находятся ваши субличности... Встаньте в позицию Реалиста... Подумайте о вашей проблеме. Сформулируйте ее как жесткий прагматик – предельно конкретно и точно... А теперь сделайте шаг и встаньте в позицию Мечтателя... Вы неуемный фантазер. Вы умеете придумывать интереснейшие решения, находить нестандартные выходы из сложнейших ситуаций. Вы только что выслушали формулировку проблемы, предложенную Реалистом. Подскажите ему, где и в чем можно искать нужное решение, как преодолеть имеющиеся трудности... Вы умеете отрываться от земли и видеть многое, что не видно прагматику. Вы можете смело фантазировать... Скажите двум другим субличностям о своем способе решения проблемы...

А теперь еще один шаг, и вы встаете в позицию Скептика... Вы – умный и критичный человек. Вы слышали предложение Мечтателя. Объясните ему, в чем он не прав, что он не учел в своих идеях. Покажите ему несостоятельность его взглядов...

Шаг в новую позицию. Вы – Реалист. Вы можете всесторонне оценить содержание спора, произошедшего между Мечтателем и Скептиком. Вы видите недостатки и достоинства каждой из позиций. Поблагодарите Скептика за глубокую и полезную критику и скажите ему, в чем ошибочность его взглядов, продемонстрируйте его заблуждения, опровергните его неверие... Обратитесь к Мечтателю. Скажите ему "спасибо" за его блестящие предложения, объясните, почему не все из его предложений приемлемы. Покажите, в чем рациональное зерно его идей...

Следующий шаг. Вы – в позиции Мечтателя. Перед вами стоят ваши коллеги. Разящая критика Скептика не повергла вас в уныние, а мягкая поддержка Реалиста придала новые силы. Подумайте, как можно изменить и дополнить ваши идеи, чтобы найти решение проблемы? Что можно предпринять еще?.. Ведь ваши собеседники – не враги вам. Они тоже хотят решить эту проблему, но только вы можете придумать что-то подходящее. Выскажите Скептику и Реалисту свои соображения...

Переход в новую позицию по кругу. Вы – Скептик. Вы видите перед собой восторженного и несколько наивного Мечтателя, предлагающего свои сумасбродные идеи. В принципе он – довольно симпатичный субъект. Но ему не хватает ваших аналитических способностей и умения видеть "подводные камни". Постарайтесь помочь ему деликатной критикой, подскажите, что в его предложениях, на ваш взгляд, абсолютно несбыточно, а что вполне конструктивно...

Новая смена позиции. Вы – Реалист. Ваш прагматизм позволяет вам дать разумные советы двум вашим оппонентам, учесть самое ценное из сказанного ими. Скажите им об этом... Обратите внимание Скептика на излишне мрачный взгляд на вещи, ведь это непродуктивно... Поддержите Мечтателя; несмотря на свои недостатки, он очень славный и искренне желает решить эту проблему. С вашей помощью и под контролем Скептика он вполне способен найти выход из ситуации. Выскажите свое мнение по поводу проблемы...

Затем снова осуществляется переход в позицию Мечтателя и стимулируется поиск нестандартного решения.

Ведущий может задать три-четыре круга по отработке ситуации, обычно этого хватает, если уделяется достаточное время решению проблемы в каждой позиции.

Эмпирические данные убеждают в том, что особенно у подростков наиболее сильной оказывается субличность Скептика. Иногда он полностью заглушает мнения других и доминирует над «Я» человека на пути к решению проблемы. Уже осознание этого факта в результате выполнения упражнения позволяет считать эту психотехнику полезной. Можно посоветовать участникам занятия практиковать "Разговор со сменой позиции" вне группы, активно поощряя Мечтателя и предоставляя Скептику меньшее, по сравнению с другими, время.

В результате обсуждения упражнения участники приходят к выводу о том, что в реалиях нашей жизни все три субличности являются для нас необходимыми. Через диалог, через сотрудничество между ними возможен конструктивный поиск оптимального решения возникающих проблем. Важно в итоге осуществить баланс между влияниями каждой, поскольку эти субличности выполняют различные функции. 



Просмотров: 769
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Расщепленный диалог" как инструмент решения проблемы собственными силами
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Несказочные проблемы"
  • "У мужа кроме меня еще три женщины, но его все устраивает!"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Делай так!" - о том, как начать решение любой проблемы. Практическое.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Скажите любимому человеку и его системе "ДА"!
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • "Он хороший, прямо подкаблучник - я его уже не хочу". Комплекс "рыцаря-развратника"
  • Что скрывает жалость? или "Делай добро и бросай его в воду".
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • "А давайте мы ему что-нибудь подарим?!"
  • "Брошу учебу!". Как построить разговор с ребенком и переубедить его.
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • О том,что "Все в нас"... И немного об ответственности.
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь