"Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"

Рассматривая развитие личности в тренинге как цель, определяющую гармоничную жизнедеятельность ребенка и подростка, создающую условия для конструктивного преодоления трудностей, подразумевается, что в итоге вся работа в тренинге должна способствовать разрешению участниками каких-то личных проблем. Однако существуют специальные психотехнические упражнения, в которых целенаправленно акцентируется внимание на содержании конкретных проблем участников, и демонстрируются методы поиска конструктивных решений. В идеальном случае выполнение этих упражнений ведет к катарсису.

Разговор со сменой позиции

В этой психотехнике используются представления создателя психосинтеза Р. Ассаджоли о субличностях. По сути дела речь идет об образном моделировании процессов, происходящих в мотивационной сфере ребенка при осуществлении им выбора среди ряда поведенческих стратегий. "Озвучивание" внутреннего диалога, сопровождаемое физическими действиями, ведет к осознанию собственных мотивационных векторов и более четкому формулированию проблемной ситуации. Это способствует оптимальному решению проблемы.

Для проработки в этом упражнении достаточно сосредоточиться на проблеме средней сложности и значимости. Одно из преимуществ этой техники перед некоторыми другими состоит в том, что участники могут не предъявлять публично содержание своей проблемы; проработка происходит индивидуально во внутреннем плане.

Внутри каждого из нас живут разные составляющие нашего Я, каждая из которых имеет свой голос, свою позицию, свои потребности. Такие составляющие нашего Я называются субличностями. В непростых жизненных ситуациях, требующих от нас принятия определенного решения, субличности особенно ярко проявляют себя, спорят друг с другом, настаивают на исключительной правильности только собственной точки зрения. Обычно мы не осознаем, какая субличность превалирует, часто не можем дистанцироваться от неконструктивной субличности.

Представленное упражнение поможет ознакомиться с тремя из субличностей, являющихся структурными образованиями личности. Их зовут Мечтатель. Скептик и Реалист.

Мечтатель не знает преград своим фантазиям, он оптимист и верит в решение всех проблем. Он смело предлагает необычные, неожиданные ходы и способен к генерации нестандартных идей. Его не сковывают условности, он не замечает трудностей и парит в высях воображения.

Скептик – полная противоположность Мечтателю. Он – пессимист, его взгляд на мир окрашен в черный цвет. Он не верит в возможности счастливого случая и энергичных усилий. Он четко и аргументировано доказывает бесполезность любого действия по разрешению проблемы. Критикует всякое новое предложение.

Реалист – трезвомыслящий аналитик, умеющий продумывать каждый шаг и взвешивающий все "за" и "против". Он прочно стоит на земле. Будучи жестким прагматиком, он умеет видеть в вещах позитивные и негативные стороны и находить конструктивные, оправданные решения.

На занятии участникам предлагается представить и проработать выбранную проблему с использованием своих субличностей. Каждый участник проводит внутренний диалог, поочередно "входя" в различные ролевые позиции: Реалиста, Мечтателя и Скептика. Смена позиций должна сопровождаться реальным физическим перемещением на шаг в определенную точку пространства, например, по траектории круга. Переходы по команде руководителя, ведущего. Задача участников - внимательно слушать и выполнять инструкции.

Ход занятия

Определите в пространстве места, где находятся ваши субличности... Встаньте в позицию Реалиста... Подумайте о вашей проблеме. Сформулируйте ее как жесткий прагматик – предельно конкретно и точно... А теперь сделайте шаг и встаньте в позицию Мечтателя... Вы неуемный фантазер. Вы умеете придумывать интереснейшие решения, находить нестандартные выходы из сложнейших ситуаций. Вы только что выслушали формулировку проблемы, предложенную Реалистом. Подскажите ему, где и в чем можно искать нужное решение, как преодолеть имеющиеся трудности... Вы умеете отрываться от земли и видеть многое, что не видно прагматику. Вы можете смело фантазировать... Скажите двум другим субличностям о своем способе решения проблемы...

А теперь еще один шаг, и вы встаете в позицию Скептика... Вы – умный и критичный человек. Вы слышали предложение Мечтателя. Объясните ему, в чем он не прав, что он не учел в своих идеях. Покажите ему несостоятельность его взглядов...

Шаг в новую позицию. Вы – Реалист. Вы можете всесторонне оценить содержание спора, произошедшего между Мечтателем и Скептиком. Вы видите недостатки и достоинства каждой из позиций. Поблагодарите Скептика за глубокую и полезную критику и скажите ему, в чем ошибочность его взглядов, продемонстрируйте его заблуждения, опровергните его неверие... Обратитесь к Мечтателю. Скажите ему "спасибо" за его блестящие предложения, объясните, почему не все из его предложений приемлемы. Покажите, в чем рациональное зерно его идей...

Следующий шаг. Вы – в позиции Мечтателя. Перед вами стоят ваши коллеги. Разящая критика Скептика не повергла вас в уныние, а мягкая поддержка Реалиста придала новые силы. Подумайте, как можно изменить и дополнить ваши идеи, чтобы найти решение проблемы? Что можно предпринять еще?.. Ведь ваши собеседники – не враги вам. Они тоже хотят решить эту проблему, но только вы можете придумать что-то подходящее. Выскажите Скептику и Реалисту свои соображения...

Переход в новую позицию по кругу. Вы – Скептик. Вы видите перед собой восторженного и несколько наивного Мечтателя, предлагающего свои сумасбродные идеи. В принципе он – довольно симпатичный субъект. Но ему не хватает ваших аналитических способностей и умения видеть "подводные камни". Постарайтесь помочь ему деликатной критикой, подскажите, что в его предложениях, на ваш взгляд, абсолютно несбыточно, а что вполне конструктивно...

Новая смена позиции. Вы – Реалист. Ваш прагматизм позволяет вам дать разумные советы двум вашим оппонентам, учесть самое ценное из сказанного ими. Скажите им об этом... Обратите внимание Скептика на излишне мрачный взгляд на вещи, ведь это непродуктивно... Поддержите Мечтателя; несмотря на свои недостатки, он очень славный и искренне желает решить эту проблему. С вашей помощью и под контролем Скептика он вполне способен найти выход из ситуации. Выскажите свое мнение по поводу проблемы...

Затем снова осуществляется переход в позицию Мечтателя и стимулируется поиск нестандартного решения.

Ведущий может задать три-четыре круга по отработке ситуации, обычно этого хватает, если уделяется достаточное время решению проблемы в каждой позиции.

Эмпирические данные убеждают в том, что особенно у подростков наиболее сильной оказывается субличность Скептика. Иногда он полностью заглушает мнения других и доминирует над «Я» человека на пути к решению проблемы. Уже осознание этого факта в результате выполнения упражнения позволяет считать эту психотехнику полезной. Можно посоветовать участникам занятия практиковать "Разговор со сменой позиции" вне группы, активно поощряя Мечтателя и предоставляя Скептику меньшее, по сравнению с другими, время.

В результате обсуждения упражнения участники приходят к выводу о том, что в реалиях нашей жизни все три субличности являются для нас необходимыми. Через диалог, через сотрудничество между ними возможен конструктивный поиск оптимального решения возникающих проблем. Важно в итоге осуществить баланс между влияниями каждой, поскольку эти субличности выполняют различные функции. 



Просмотров: 184
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Хроники школьного психолога" Техника "Несказочные проблемы"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Упражнение "Мостик": от проблемы к решению
  • Психоаналитический анализ к/ф "Помни". О возможности выхода в депрессивную позицию
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • "Работа с МАК". Расклад "Я и МОИ СУБЛИЧНОСТИ". (авторский)
  • "Делай так!" - о том, как начать решение любой проблемы. Практическое.
  • "6 сексуальных проблем, которые требуют немедленного решения"
  • Как определить "НАСТОЯЩИЕ" проблемы (или наличие "СКРЫТЫХ").
  • Позиции "Контакт" и "Встреча" в отношениях
  • Развитие с позиции "я достаточно хорош"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Работа с МАК". Расклад "Диалог с 3-х позиций восприятия".
  • Люди с ментальным "ядом", у которых "нет проблем."
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Оптимист" и "Пессимист" внутри меня | Ресурсное упражнение
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Подводные камни" в работе психолога, о которых обычно молчат
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • С какой "стороны" начинать решение проблем?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Хроники школьного психолога" Упражнение "Зубы дареного коня"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь