Психоаналитический анализ фильма "Помни".
О возможности выхода в депрессивную позицию
-----
Аннотация:
Главный герой фильма Леонард Шелби, следователь страховой компании, разыскивает убийцу своей жены. Основная трудность заключается в том, что Леонард пережил тяжёлую травму головы и вследствие антероградной амнезии не может удержать в памяти ничего дольше 15 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать самому себе татуировки для напоминания о людях, местах и событиях, которых не может сохранить его память. В расследовании ему помогают человек по прозвищу Тедди и девушка Натали, но он не может доверять никому из них.
------
Несмотря на ужасную историю убийством жены, которую расследует Леонард (Ленни), поражает при этом его нежная привязанность к жене и то, как болезненно он переживает ее "смерть". В финальных сценах мы видим, что жена Ленни жива (!), и они вместе лежат в постели. Но почему-то эти "хорошие" мгновения уже не остаются в памяти Ленни.
Если не настаивать на медицинских аспектах и возможно ли это в принципе, а рассмотреть происходящее с Ленни с аналитической позиции, то в фильме показано, как такая травма, как порча и утрата хорошего объекта, не проходит, даже если сам объект затем возвращается (жена Ленни жива, но он "не помнит" этого).
Ленни, несмотря на свой дорогой и "взрослый" внешний облик (модная прическа, элегантный костюм, дорогое авто), красивое тело - по сути, ребёнок, утративший значимый объект и бесконечно горюющий, не имеющий никакой надежды на дальнейшую (другую) жизнь. И не зря этого элегантного накаченного красавчика в фильме все персонажи называют уменьшительным "детским" именем - Ленни.
Бесконечный ужасный день сурка для Ленни ограничен всегда только теми фактами, на которые он успевает обратить внимание и связать в единую картину прямо сейчас за 15 минут - и это всегда конечный небольшой промежуток, как краткое бодрствование младенца. И в каждый этот промежуток жизнь Ленни ограничена у воспоминаем об утраченном рае и ужасе потери (смерти). И он точно знает, что в он обречён на отсутсвие перспективы (нет возможности отгоревать горе и жить дальше). Ленни заперт в одном дне, точнее, в обрывке дня.
Показано, что происходит с психикой в ситуации, когда травма не может быть переработана (нет психического аппарата (как у младенца), а в фильме - это травма Ленни. Есть только закаливающие чувства тревоги, страха смерти, ярость, сексуальные влечения (секс с Натали, несмотря на тоску по жене) - либидо и танатос, постоянный вопрос - я жив или я мертв? Ленни весь фильм бегает за кем-то или от кого-то и кого-то убивает.
Ребёнок, утративший значимый объект на параноидно-шизоидной позиции, не может снова поверить, что та мать, которая исчезла и его оставила, а потом вернулась - это та же самая мать, как Ленни не помнит, что его жена жива. В фильме эта ситуация обыгрывается как травма головы Ленни.
Согласно психоаналитической концепции Мелани Кляйн ("Зависть и благодарность", теория объектных отношений), мир объектов младенца до 3-4 месяцев разделен на ужасные и прекрасные, которые сменяют друг друга и воспринимаются им тотально - так называемая шизоидно-параноидная позиция, для которой характерны расщепление, фрагментация, подозрение, изоляция, всемогущая самодостаточность, зависть, проекция, ярость - именно то, что происходит в фильме с Ленни.
В норме, по мере роста и развития, младенец ставится способен соединять в себе ощущения от хорошего и плохого объекта единый образ, что это та же самая мать (грудь). Это достаточно болезненное открытие, потому что несет с собой беспокойство, что собственные агрессивные импульсы могли разрушить любимый объект, утрату и скорбь по утраченному прекрасному объекту, чувство вины. В фильме Ленни забывает, что сам непреднамеренно сам и убил жену, введя ей несколько доз инсулина - здесь важно, что эта информация появляется как версия в конце фильма, где герой может испытывать вину.
Часто эти чувства настолько непереносимы, что происходит возвращение на шизоидно-параноидную позицию - что и происходит с Ленни - каждый день - это бесконечная паранойя и гонка преследования.
Дальше, все, что ещё может Ленни - эти придать смысл тем фактам и обрывкам, на которых успеваете зафиксировать своё внимание.
Для человека, лишенного возможности продолжить жить после потери, Ленни находит блестящий выход из ситуации - и видимо, единственно возможный - он придаёт смысл тому, что есть сегодня, сейчас, и берет управление своей краткосрочной жизнью в свои руки - так он может жить, каждый день, имея этот смысл. И этот момент, безусловно, вдохновляет.
В реальной реальности жена Ленни жива, в реальности Ленни - она всегда умерла "вчера". Психика Ленни находит выход в ярости - в смысл жизни того ограниченного ее кусочка, который способна удержать психика Ленни. Признать, что ты сам каким-то образом "портил" хороший объект - здесь невозможно, значит не рождается чувство вины и переход к следующему уровню развития - замкнутый круг, день сурка.
Нормальное же развитие чувства вины имеет следствием способность переносить его, а не тормозить инстинктивные импульсы или регрессировать к примитивным защитам.
Здесь же лежит идея о том, что дальнейшая реальная новая жизнь после потери (смерти близкого) невозможна, если происходит капсуляция во времени, в агрессивных чувствах и когда нет возможности совершить репарацию и испытать чувство вины...
В развязке - главная идея фильма.
Ленни убивает полицейского Тэдди, перестав быть его пешкой и уничтожив эти воспоминания, чтобы иметь смысл жить дальше.
В финале, когда Ленни едет в машине, он размышляет о том что реально, что важно, и что делает таковым человека- человеком: "Я должен верить в тот мир, который создаёт мой разум. Я должен верить, что мои действия имеют смысл."
Тот смысл, который единственно возможен в условиях Ленни, который снова все забудет... но желание жить, быть человеком - значит иметь смысл, пусть на 15 минут, побеждает! Но это, увы, снова жизнь "в травме", а не за ее пределами...
------
У Ленни есть 15 минут на синтез фактов в единую картину мира. Но всегда ли мы сами можем положиться на свою память и ответить себе на вопрос, зачем мы делаем то или иное действие и почему на нас "такая одежда и откуда такая машина"(как в фильме Тэдди спрашивает об этом Ленни)?
Каждый наш день так же состоит из набора определённых фактов, выбранных нашей заботливой психикой из нашего прошлого и мы их сейчас и интерпретируем, как нам удобно, чтобы прожить сегодняшний день, и используем разные защиты, чтобы вытеснять, искажать, рационализировать или отрицать.
Вопрос "Кто ты сейчас?" - его тоже задаёт главному герою Тэдди - совсем не так прост и актуален до каждого в каждый момент времени. Всегда ли мы можем на него ответить? Думаю, нет.