Психоаналитический анализ к/ф "Помни". О возможности выхода в депрессивную позицию

Психоаналитический анализ фильма "Помни".
О возможности выхода в депрессивную  позицию
-----
Аннотация:
Главный герой фильма Леонард Шелби, следователь страховой компании, разыскивает убийцу своей жены. Основная трудность заключается в том, что Леонард пережил тяжёлую травму головы и вследствие антероградной амнезии не может удержать в памяти ничего дольше 15 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать самому себе татуировки для напоминания о людях, местах и событиях, которых не может сохранить его память. В расследовании ему помогают человек по прозвищу Тедди и девушка Натали, но он не может доверять никому из них.

Психоаналитический анализ к ф Помни О возможности выхода в депрессивную позицию

------
Несмотря на ужасную историю убийством жены, которую расследует Леонард (Ленни), поражает при этом его нежная привязанность к жене и то, как болезненно он переживает ее "смерть". В финальных сценах мы видим, что жена Ленни жива (!), и они вместе лежат в постели. Но почему-то эти "хорошие" мгновения уже не остаются в памяти Ленни.

Если не настаивать на медицинских аспектах и возможно ли это в принципе, а рассмотреть происходящее с Ленни с аналитической позиции, то в фильме показано, как такая травма, как порча и утрата хорошего объекта, не проходит, даже если сам объект затем возвращается (жена Ленни жива, но он "не помнит" этого).

Ленни, несмотря на свой дорогой и "взрослый" внешний облик (модная прическа, элегантный костюм, дорогое авто), красивое тело - по сути, ребёнок, утративший значимый объект и бесконечно горюющий, не имеющий никакой надежды на дальнейшую (другую) жизнь. И не зря этого элегантного накаченного красавчика в фильме все персонажи называют  уменьшительным "детским" именем - Ленни.

Бесконечный ужасный день сурка для Ленни ограничен всегда только теми фактами, на которые он успевает обратить внимание и связать в единую картину прямо сейчас за 15 минут - и это всегда конечный небольшой промежуток, как краткое бодрствование младенца. И в каждый этот промежуток жизнь Ленни ограничена у воспоминаем об утраченном рае и ужасе потери (смерти). И он точно знает, что в он обречён на отсутсвие перспективы (нет возможности отгоревать горе и жить дальше). Ленни заперт в одном дне, точнее, в обрывке дня.

Показано, что происходит с психикой в ситуации, когда травма не может быть переработана (нет психического аппарата (как у младенца), а в фильме - это травма Ленни. Есть только закаливающие чувства тревоги, страха смерти, ярость, сексуальные влечения (секс с Натали, несмотря на тоску по жене) - либидо и танатос, постоянный вопрос - я  жив или я мертв? Ленни весь фильм бегает за кем-то или от кого-то и кого-то убивает.


Ребёнок, утративший значимый объект на параноидно-шизоидной позиции, не может снова поверить, что та мать, которая исчезла и его оставила, а потом вернулась - это та же самая мать, как Ленни не помнит, что его жена жива. В фильме эта ситуация обыгрывается как травма головы Ленни.

Согласно психоаналитической концепции Мелани Кляйн ("Зависть и благодарность", теория объектных отношений), мир объектов  младенца до 3-4 месяцев разделен на ужасные и прекрасные, которые сменяют друг друга и воспринимаются им тотально - так называемая шизоидно-параноидная позиция, для которой характерны расщепление, фрагментация, подозрение, изоляция, всемогущая самодостаточность, зависть, проекция, ярость - именно то, что происходит в фильме с Ленни.

В норме, по мере роста и развития, младенец ставится способен  соединять в себе ощущения от хорошего и плохого объекта единый образ, что это та же самая мать (грудь). Это достаточно болезненное открытие, потому что несет с собой беспокойство, что собственные агрессивные импульсы могли разрушить любимый объект, утрату и скорбь по утраченному прекрасному объекту, чувство вины. В фильме Ленни забывает, что сам непреднамеренно сам и убил жену, введя ей несколько доз инсулина - здесь важно, что эта информация появляется как версия в конце фильма, где герой может испытывать вину.
Часто эти чувства настолько непереносимы, что происходит возвращение на шизоидно-параноидную позицию - что и происходит с Ленни - каждый день - это бесконечная паранойя и гонка преследования.

Дальше, все, что ещё может Ленни - эти придать смысл тем фактам и обрывкам, на которых успеваете зафиксировать своё внимание.
Для человека, лишенного возможности продолжить жить после потери, Ленни находит блестящий выход из ситуации - и видимо, единственно  возможный - он придаёт смысл тому, что есть сегодня, сейчас, и берет управление своей краткосрочной жизнью  в свои руки - так он может жить, каждый день, имея этот смысл. И этот момент, безусловно, вдохновляет.

В реальной реальности жена Ленни жива, в реальности Ленни  - она всегда умерла "вчера". Психика Ленни находит выход в ярости - в смысл жизни того ограниченного ее кусочка, который способна удержать психика Ленни. Признать, что ты сам каким-то образом "портил" хороший объект - здесь невозможно, значит не рождается чувство вины и переход к следующему  уровню развития - замкнутый круг, день сурка.
Нормальное же развитие чувства вины имеет следствием способность переносить его, а не тормозить инстинктивные импульсы или регрессировать к примитивным защитам.

Здесь же лежит идея о том, что дальнейшая реальная новая жизнь после потери (смерти близкого) невозможна, если происходит капсуляция во времени, в агрессивных чувствах и когда нет возможности совершить репарацию и испытать чувство вины...


В развязке - главная идея фильма.
Ленни убивает полицейского  Тэдди, перестав быть его пешкой  и уничтожив эти воспоминания, чтобы иметь смысл жить дальше.
В финале, когда Ленни едет в машине, он размышляет о том что реально, что важно, и что делает таковым человека- человеком: "Я должен верить в тот мир, который создаёт мой разум. Я должен верить, что мои действия имеют смысл."
Тот смысл, который единственно возможен в условиях Ленни, который снова все забудет... но желание жить, быть человеком - значит иметь смысл, пусть на 15 минут, побеждает! Но это, увы, снова жизнь "в травме", а не за ее пределами...
------
У Ленни есть 15 минут на синтез фактов в единую картину мира. Но всегда ли мы сами можем положиться на свою память и ответить себе на вопрос, зачем мы делаем то или иное действие и почему на нас "такая одежда и откуда такая машина"(как в фильме Тэдди спрашивает  об этом Ленни)?

Каждый наш день так же состоит из набора определённых фактов, выбранных нашей заботливой психикой  из нашего прошлого и мы их сейчас и интерпретируем, как нам удобно, чтобы прожить сегодняшний день, и используем разные защиты, чтобы вытеснять, искажать, рационализировать или отрицать.

Вопрос "Кто ты сейчас?" - его тоже задаёт главному герою Тэдди - совсем не так прост и актуален до каждого в каждый момент времени. Всегда ли мы можем на него ответить? Думаю, нет.



Просмотров: 419
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Что такое "здравый смысл" и каким должен быть смысл?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Почему "умный" не всегда значит "успешный"?
  • Что значит жить "здесь и сейчас"?
  • Предчувствие вечности:декодируя смысл фильма "Прибытие".
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Королем может стать не каждый: любить да не заиграться в "ваятельницу" идеального мужчины
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • 21 день для Жизни. Практика "Мать и Жизнь"
  • Зависимость в любовных отношениях или "жизнь без него теряет смысл".
  • "33 несчастья", неудачный день или пора выключить "Автопилот"!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь