Упражнение "Мостик": от проблемы к решению

Упражнение Мостик от проблемы к решению

Консультирование с помощью проективных карт – это особый вид общения, позволяющий в очень сжатые сроки получить необходимый объем информации для качественной диагностической, коррекционной и терапевтической работы, разобраться в психологических причинах происходящих с человеком событий  (Тина Уласевич)

В настоящее время широко распространена проработка психологических проблем и блоков, решение сложных жизненных ситуаций посредством метафорических, проективных и  ассоциативных карт (МАК).

Мало у кого возникают сомнения в эффективности и результативности их использования.

Сегодня я подробно остановлюсь на применении  в психологическом консультировании и психотерапии проективных сказочных карт (ПСК).

Обожаю работать с клиентами через сказки, рисунки и все «сказочное»!

Почему?

Для этого есть ряд причин:

  • Сказки – это универсальные культурные ключи, общедоступные символы для всего человечества. Сказки позволяют открывать «ворота сознания», обходить сознательные фильтры и защиты. В результате появляется уникальная возможность для работы с бессознательными процессами.
  • В силу своей «простоты и понятности» сказки и рисунки создают положительную атмосферу, снимая блоки в установлении контакта и эмоционально раскрепощают человека.
  • Благодаря проективным картам глубинные переживания человека, страхи, внутренние конфликты, желания, цели осознаются и выражаются легко и свободно.
  • Сказка, ПСК создают обстановку безопасности и доверия для клиента, так как это очень мягкие методы работы. Устраняет дополнительную травматизацию.
  • Карты помогают формулировать, выражать и передавать сообщение, заложенное внутри человека, во внешний мир без особого усилия с его стороны (что очень ценно для «не определившегося» клиента). Это происходит за счет переноса собственных психологических явлений и событий клиента на сказочный сюжет, на образ, изображенный на карте.
  • На первый план выходит личность человека, его Я, его восприятие и ощущение мира и себя.
  • Возрастает уверенность клиента в своих силах, повышается собственная значимость и самостоятельность. Это происходит за счет того, что человек сам выбирает карты и сам их анализирует, объясняет. Зависимость от терапии снижается и клиент понимает, «что все в его руках, он справится»!
  • Проективные карты – это наглядный инструмент. В результате для решения проблемы задействуются не только мыслительные процессы человека, но и его анализаторы . Участвует «весь» человек.

Положительные стороны использования данного метода можно перечислять бесконечно, но я пока остановлюсь.

В этой статье я хочу рассказать об одном из моих любимых упражнений в ПСК – «Мостик».

Цель упражнения: осознание человеком своей проблемы и запроса, поиск ресурсов (средств) и  формулирование итогового результата (цели).
Ход упражнения: из колоды  клиент выбирает одну карту – это проблема, то, что волнует, что хочется  решить или от чего хочется избавиться. Данная карта кладется по левой стороне. Далее выбирается вторая карта (кладется по правой стороне). Эта карта – цель, результат, к которому клиент хочет прийти.

Теперь у нас есть запрос и цель консультирования. И возникает самый главный вопрос: «А как достичь этого? С помощью чего?».

Третий шаг – это выбор от 3 до 5 карт, которые будут символизировать шаги, мешающие факторы или ресурсы клиента на пути к его цели.

Я предпочитаю в качестве шагов 3 карточки, но бывают ситуации, когда человек не может определиться. В таком случае я не ставлю жесткого условия и разрешаю остановиться на 5 картах. Практика показывает, что клиент потом сам отсеет 2 карточки.

Дальнейшая работа состоит в анализе и интерпретации выбранных карт.

Пример (разрешение клиентки на публикацию есть).

Я не буду описывать весь консультативный процесс. Опишут только выборы карт.

М. пришла с жалобами на эмоциональное состояние и ухудшение отношений с мужем. Описание эмоционального состояния и семейной ситуации было обобщённым и расплывчатым. Чего хотела клиентка?

- Что бы все было хорошо!

Вот такое начало. В результате стали работать через карты.

Первая карта

В итоге М. сказала, что она чувствует себя одиноко, ей грустно, есть ощущение покинутости (то, что она выбрала не просто "одиночество",  а "одинокое дитя" анализировалось отдельно).

Вторая карта (итог)

М. хотела любить и быть любимой со всеми вытекающими из этого последствиями.


Карточки - шаги

                   

М. говорила, что Мудрец - это человек из окружающего мира, помощник, т.к. одна она не справится. Внешний ресурс.
Следующая карта "Уводящая от реальности" тоже характеризовало проблему клиентки. Это ее качество, которое по ее мнению привело к актуальной ситуации. От этого она хотела избавиться.
Естественно, в процессе консультирования выяснялись все нюансы, касаемые этой карты: кто уводящая, от куда уводящая, зачем уводящая и т.д.



Следующие 2 карты "мостика" были достаточно близки по теме ("поддерживающая и заботящаяся"). В процессе выбора карт клиента пришла к выводу, нашла ресурс для достижения цели в поддержке и заботе. И в заключении появилось "Принятие". Принятие себя и мужа.
.
Таким образом, от "уходящей" М. пришла к "принимающей". И через это к "Любящим"
Я не стала загружать статью всей работой "между строк". Я хотела показать путь от бессознательного к сознательному и активным результативным действиям (которые М. стала совершать) через работу с проективными картами. И то, что мы можем "увидеть в живую", а что же у нас там - внутри!

Желаю всем свободы от своих "цепей" и гармонии во всем.

              

Сокинина Анастасия, психолог, арт-терапевт, медиатор.

За консультацией или терапией вы можете обратиться ко мне через мою страницу psyoffice.ru/sokinina/ или по тел: +7920-033-08-13.

 



Просмотров: 897
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • "Я, мы, вы они" – техника работы с повествовательными колодами проективных карт
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Техника "Колесо отношений" с использованием МАК (метафорических ассоциативных карт)
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как отпустить отношения. Консультация с помощью метафорических карт "Персона".
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Три дороги, три судьбы.... Метафорические карты "ОН" и "Sаgа"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Упражнение "Колесо Жизни" с использованием метафорических карт
  • Техника МАК - карт "Проблема ребенка как симптом семейной дисгармонии"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Созерцание": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Ассоциативные карты "ДОМ": обзор, пример работы
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь