МАК-обоз. Ассоциативные карты "ДОМ": обзор, пример работы

Автор статьи: Инна Гребельная

МАК обоз Ассоциативные карты ДОМ обзор пример работы

       Хочу поделиться впечатлениями от работы с набором ассоциативных карт «ДОМ» Наталии Буравцовой. Эти карты в моём личном рейтинге стоят на первом месте. Есть в этом рейтинге колоды хорошие, есть очень хорошие, есть незаменимые, есть неудачные (для меня)… Эта же стоит особняком, потому что (опять же, для меня) она оказалась универсальной и при этом ошеломляющей одновременно.



Упаковка добротная – твёрдая. Нет разделителей между тремя видами карточек – я использую резинки. Полиграфия отличная. Смысловая наполненность меня удовлетворяет на 100%, не возникало желания чем-то дополнить. В то же время изображения не переполнены лишними ненужными деталями.

 Цена 2000 рублей.

В колоде 72 карточки с изображениями различных домов:  

150 карточек со словами и выражениями: 75 из них передают всевозможные родительские и партнёрские послания и установки,

 

75 карточек со словами называют различные чувства и эмоции, помогая описать словами атмосферу, царящую в Доме:



Цитата из инструкции к набору:

 

Согласно теоретическим концепциям, архетипический и символдраматический образ дома представляется и переживается человеком как выражение его личности, одной или некоторых ее частей. Карты, со специально подобранными изображениями домов или того, что может рассматриваться человеком в контексте дома, помогают исследовать и анализировать неосознаваемые структуры, в которые он проецирует самого себя, свои потребности, желания, побуждения, страхи тревоги, защитные установки и т.п. Представление и работа с образом дома облегчает оценку и психокоррекцию домашней ситуации ребенка.

Всё так и есть. Всякий раз, выполняя задание выбрать изображение дома, созвучное с обозначенной им проблемой, клиент без труда находит «дом, похожий на меня», и каким-то чудесным образом следующим шагом,  буквально вспышкой «опознаёт» в нём дом своего детства – «ну вот же и магазин в доме…», «ой, я же в таком жила в детстве, вот наша квартира на втором этаже…» и т.п. Одна клиентка при обсуждении чувства стыда выбрала дом, похожий на её симптом – «он стоит у всех на виду, нет возможности укрыться от чужих глаз; красный цвет – это краска стыда, которая заливает лицо…» - и тут же возникает ассоциация с домом её бабушки («такой же белый с коричневой крышей»), где они летом с соседскими детьми играли в «больницу», и где ей это чувство стыда пришлось испытать в первый раз:


И такое «проваливание» в самую суть проблемы происходит настолько неожиданно и быстро, что у клиента практически всегда включается сильнейшее сопротивление – к этому нужно быть готовым при работе с набором.

Карточки со словами настолько универсальны, что я их использую довольно часто вкупе с другими колодами (например, при проработке детско-родительских отношений – совместно с портретными колодами). Очень хорошие рисунки в комфортном цветовом решении (художники Мария Машталир и Екатерина Ломакина). Картинки приятно рассматривать, они дополняют атмосферу работы какой-то «домашнестью» (и это я объяснить уже не могу).

Словом, эта колода – мой любимец и фаворит, рекомендую от всей души.

Предлагаю пример работы (публикуется с согласия клиента).

 Здесь помимо ассоциативных карт «ДОМ» использованы МАК «В поисках смысла» (автор Юлия Демидова). По желанию клиентки выбор всех карточек осуществлялся в открытую.

Клиентка – женщина 48 лет, замужем, двое взрослых детей, работает в бюджетной организации.

 Проблема – на работе ужесточились дисциплинарные меры – увеличилась продолжительность рабочего дня, каждый выход за пределы организации нужно согласовывать с руководителем, «отпрашиваться». Эта «привязанность» в рабочему месту ощущается клиенткой как ограничение (даже отсутствие) свободы действий и права распоряжаться своим временем (= жизнью)  и вызывает сильные негативные эмоции – раздражение, протест, слезы (чувствую себя как баран на колышке). Возможным решением проблемы видит свободный рабочий график, устанавливаемый самой собой (например, работать репетитором), но в настоящее время такой вариант неосуществим – нужны дополнительные усилия на подготовку, «умение самому решать ЕГЭ на 100 баллов». Да и на этой работе при обсуждении выявилось много плюсов: работа нравится, иногда приходит чувство удовлетворения от ее итогов, зарплата устраивает, условия труда тоже.

 Запрос: разобраться с чувством «баран на колышке»: "Связано ли чувство именно с этой работой, исчезнет ли оно при переходе на другую?  Или оно связано со мной и перейдет на любую другую работу следом за мной?"

Ход работы:

1. После обсуждения предлагаю выбрать из набора изображений МАК «ДОМ» изображение дома, которое соответствует озвученной проблеме:

Интерпретация клиентки: дом деревянный, добротный, в нем никто не живет. Не новый, но и не совсем «древний замок». Вокруг заброшенный парк, возможно, это даже кладбище, вокруг нет жилых домов, все дома вокруг такие же заброшенные, в этом городе вообще нет людей. Свет в окнах горит потому, что за домом ухаживает Дворецкий. Ухаживает по своей инициативе, его никто не просит – «так надо», он «не переживёт», если такой добротный дом рухнет. Дворецкий тратит примерно два часа в день на работу в этом доме, ему не сложно. Если нужно будет, Дворецкий готов посвятить дому сто процентов своего времени, перевезти в этот дом свою семью, «лишь бы дом не рухнул».

В процессе происходит осознание: «это дом моего детства»; «Дворецкий – это я».

2. Далее предлагаю выбрать из набора слов-описаний те, которые соответствуют актуальной ситуации (чувства Дворецкого):

3. Выбрать из набора фраз-установок те, которые звучали в этом доме (и привели к сложившейся ситуации):

Поразмыслив, клиентка отметила: «Это слова, которые мне всегда говорила моя мама». Она и сама жила по этим установкам. Эти установки вынуждают Дворецкого  "по своей воле" делать то, о чём его никто не просит.

4. Обсуждение (суть):

-Насколько необходимо Дворецкому «спасать» этот дом?»

              -Он спокойно перестанет это делать, если будет кому передать заботу об этом доме.

- Что (кто) может освободить Дворецкого от этой обязанности?

               – Любой человек.

- Предположим, что такой человек нашёлся. В его власти изменить послания на карточках-установках, чтобы освободить Дворецкого. Как бы он это сделал?

 Далее клиентка меняет запрещающие установки на разрешающие, заклеивая надписи на карточках новыми, записанными от руки:

с этого дня ничего терпеть не надо;

никто тебя не просит о помощи;

лучше будет;

ты можешь желать себе своих желаний и удовольствий

ты на 100% сделал все нужное правильно;

можно по-разному;

все будет только лучше;

надо делать, если ты сам хочешь этого, ты уже все сделал;

это полная ерунда;

ты уже полностью, всеобъёмно, до всех глубин своего существа самостоятелен;

тебе высшие силы разрешают не делать этого:

5. Обсуждаем, что изменилось в самочувствии Дворецкого – предлагаю выбрать из набора слов-описаний те, которые соответствуют новой актуальной ситуации:


Размышления клиентки: «И правда, как нелепо выглядит позиция Дворецкого – зачем, почему нужно сберегать никому не нужный дом? Как изящно все разрешилось! Дом стал ему безразличен. Все стало понятно, встало на свои места. Я теперь удивляюсь, почему Дворецкий отстаивал необходимость бессмысленной работы.

6. Далее предлагаю обсудить новую изменённую жизнь Дворецкого: из карточек набора МАК «В поисках смысла» выбрать те, которые бы её могли проиллюстрировать. Чем теперь станет заниматься Дворецкий, получивший освобождение от обязанности стеречь дом?


Интерпретация клиентки: "Это дом Дворецкого и его семьи – он жилой и живой в отличие от первого. В этом городе кипит жизнь – рынок, цирк шапито… Эта парочка на картинке поражает меня своей беспечностью и беззаботностью (=отсутствием ограничивающих установок)– занимается любовью, где пришлось… Вот уж кому не пришло бы в голову ухаживать за каким-то домом да еще по собственной инициативе. Моя проблема была связана не с местом работы (подобные я испытывала и в других местах), а с моим нежеланием тратить свою жизнь на бессмысленную работу. А вот четвертая карточка (руки)  - символ того, что любая работа, деятельность  Дворецкого наполнена смыслом -  а не только спасение дома. Любая его деятельность одинаково ценна и оценена Богом".

 

Благодарю за внимание! Буду рада, если вы поделитесь своими впечатлениями от работы с этим набором.

И.Гребельная

 



Просмотров: 146
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Созерцание": обзор, пример работы
  • Опыт регрессии в прошлую по запросу "Хочу понять, что меня держит в этом городе"
  • "Ты у меня теперь до 18 лет дома сидеть будешь!". Про последовательность и санкции.
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • Что будет с миром если меня не станет? (пишу по просьбе моей клиентки)
  • "Я, мы, вы они" – техника работы с повествовательными колодами проективных карт
  • 20 способов использования карточек с вопросами для себя и для работы с клиентами
  • "Полюби меня такой, какая я есть!.."
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что такое "чувство дома"?
  • Одинока, потому что "выбрать мужа не из кого, всех породистых щенками разобрали"...
  • 100 000 рублей на счету клиентки, уже после первого занятия и глубинной работы с сопротивлением!
  • Три принципа продуктивной работы из дома
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • "Я подумаю об этом завтра. А сейчас…" Причины прокрастинации и что с ней делать.
  • Я живу ради своих детей...."а мы тебя об этом не просили"...
  • Про жизнь в доме престарелых (из опыта работы)
  • Деньги в дом. Пять вещей, которые надо успеть сделать в этом месяце
  • Человеку нужен человек (в поисках чувства дома)
  • "Такой(ая), какой(ая) есть". Почему мы не меняемся?
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Как выбрать нишу, тему, направление работы с помощью метафорических карт?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь