|
МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работыАвтор статьи: Инна Гребельная
Эти карты настолько известны и настолько широко используемы, что я долго сомневалась, делать ли на них обзор. Но для тех, кто только знакомится с этим инструментом и теряется в многообразии предложений, думаю, моё мнение лишним не будет. К тому же предложу два универсальных подхода с использованием этих карт. Итак, портретные наборы карт немецкого издательства OH Verlag (Germany). У меня есть оба набора – Persona и Personita. Persona – 77 портретов взрослых людей разного пола, цвета кожи, расовой принадлежности. Здесь же есть 5 или 6 изображений детей: Вторая часть колоды - 33 карты-взаимодействия: Карты-взаимодействия схематично отражают разные варианты коммуникаций от 2 до 5 человек. Людям с недостаточно развитым образным мышлением иногда легче работается именно с этими схемами. Оба типа карт можно использовать по отдельности, вместе и комбинировать с другими колодами. Образы на портретах настолько метафоричны (наверное, как раз благодаря нечеткости, размытости), что легко работают и как реальные персонажи (мать-отец-сестра-коллега…), и как субличности (я-мать, я-дочь, я-женщина…), и как непосредственно метафоры (выбор, болезнь, обида…). Карты несомненно подтверждают свой авторитет универсальных. Многие опытные специалисты рекомендуют к покупке именно их, если у вас есть возможность приобрести пока только одну колоду. Personita – 77 портретов детей и подростков разного пола, расовой принадлежности и я бы сказала - степени социализации. Так же есть 44 карты-взаимодействия, больше напоминающие людей (скелетики такие), в отличие от своих «братьев» из Persona. Этот набор появился у меня не сразу, я пыталась обходиться одним набором Persona, тем более, что детские образы там тоже есть. Но этого оказалось всё же недостаточно – например, в работе с эго-состояниями Взрослый-Родитель-Ребёнок. Очень пригодился, чем можно заменить - даже не знаю. С детьми и подростками использовать пока не пришлось, но думаю, он прекрасно отработает любую конфликтную ситуацию в семье или группе. Предлагаю два примера работы (публикую с согласия клиентов). В обоих случаях использована методика, описанная Н.В.Буравцовой в работе «Возможности реформирования «Я-образа» посредством метафорических ассоциативных карт». 1. Анализ самооценки Вообще, при наличии времени и возможности, считаю целесообразным начинать своё знакомство с клиентом, знакомство клиента с метафорическими картами и самим собой с этого простого упражнения. Интересно "замерить" уровень самоотношения в начале и по окончании сессии, например по 10-балльной шкале. Предлагаем клиенту осознанно выбрать карту, наиболее точно характеризующую его представления о себе. Обсуждаем возникающие мысли, ощущения, эмоции, желания и побуждения: - кто этот человек? - в чем его отличие от других? как он к себе относится? - как к нему относятся другие? - какого отношения он заслуживает? Я завершаю такой анализ вопросом: - чего не хватает этому человеку, в чём он нуждается? И предлагаю представить себя всемогущим волшебником и подарить ему то, чего не хватает: любви, заботы, спокойствия, отдыха, денег… Эти дары можно выбрать из тематических наборов карт или нарисовать рядом (вокруг) с выбранным изображением. Часто такое участливое отношение к самому себе обычно вызывает слёзы умиления, расслабление и приводит в замене карты на другую, соответствующую произошедшей трансформации. В этом примере, женщина (потерявшая себя домохозяйка) одарила Персону уверенностью (я-королева), свободой (птица), подарками (кубок), оценённостью своего труда (сеятель), спокойствием (рассвет), любовью детей и упавшим с неба каким-то чудом. Это фото финального расклада, здесь уже произошла замена первоначально выбранного образа. Дополнительно здесь использовались карты из наборов «OH-cards» и «Saga» того же издательства OH Verlag. 2. Анализ эго-состояний Этот подход я также считаю универсальным: прежде чем «по-взрослому» решать любую свою проблему, клиенту не помешает «просканировать» - в каком состоянии этот его Внутренний Взрослый находится? Есть ли вообще-то сейчас у него ресурсы для этого? Как правило, люди, обращающиеся за консультацией к психологу, испытывают полнейшую дисгармонию в отношениях своих субличностей. А если «бузит» Внутренний Ребёнок – тут ждать вообще можно чего угодно, только не конструктивной работы. Добавьте к этому ещё детско-родительские проекции, переносы/контрпереносы… В данном примере клиентка – женщина с запросом на отсутствие взаимопонимания в семье (муж, дочь-подросток). Предлагаем выбрать карты, символизирующие Внутренних Родителя, Взрослого и Ребёнка (неосведомлённых предварительно вводим в курс основных положений концепции эго-состояний Э.Берна). Обсуждаем каждого по-отдельности: - кто изображён? - чем он занимается, что думает, чем озабочен? - что стремится до Вас донести? Выясняем - как эти Персоны взаимодействуют друг с другом? На этом этапе мне нравится подключать карточки с выражениями из набора Н.Буравцовой «ДОМ»: Следующий этап - Анализ психологических потерь и вторичной выгоды от активизации каждого из эго-состояний: -какие потребности Вы удовлетворяете, находясь в этом образе? -от чего, наоборот, отказываетесь, чего себя лишаете? -как эти потребности можно удовлетворить другим способом? -что важного можно для себя приобрести, выйдя из этого образа? Далее – терапевтическая фаза, направленная на гармонизацию отношений в этой тройке: -что на самом деле стремится донести до Вас Родитель/Взрослый/Ребёнок? Здесь мне нравится использовать приём «замены посланий»: Важный этап – актуализация Взрослого: -как он относится к происходящему? -какое его поведение, установки, мысли были бы (более) рациональными в сложившейся ситуации? И – трансформация внутренних образов: - каким бы Вам хотелось видеть Вашего Внутреннего Родителя/Взрослого/Ребёнка? - с какими словами Вы можете обратиться к ним? - как меняется Ваше отношение к ним/ситуации/себе?
Выбираем новые, соответствующие изменениям образы: Обсуждаем новую стратегию поведения: -как новый Родитель/Взрослый/Ребёнок выражает свои чувства, желания? -как новый Родитель/Взрослый/Ребёнок реагирует на происходящие события, окружение? - что меняется в Вашем отношение к себе? Важно: на каждом этапе отслеживать иерархию в отношениях этой «троицы» (буквально - как изображения располагаются на столе). В идеале на вершине пирамиды находится Внутренний Взрослый. В приводимом примере в начале работы «верховодил» Внутренний Ребёнок. По завершении этой сессии его место занял Внутренний Родитель. Позднее работа была продолжена до полноценной актуализации Внутреннего Взрослого. Результат: налаживание отношений в семье (у клиентки не стало конкуренции с дочерью за «место» ребёнка, вместо молчаливых обид на «непонятливость» мужа удалось начать проговаривать свои чувства и эмоции).
Всем успехов в работе! И.Гребельная Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|