|
МАК-обоз. Метафорические карты "Созерцание": обзор, пример работыАвтор статьи: Инна Гребельная
Набор метафорических карт Марики Саард "Созерцание" я приобрела с прицелом на работу с детьми – «для работы с системами и ситуациями в системах». Также автор рекомендует набор «для работы с чувствами и ситуациями». Очень качественная сочная полиграфия, добротная упаковка. Есть цветной вкладыш-буклет, содержащий достаточно информации о наборе, его возможностях, а также примеры работы с картами. Понравилась идея сочетания крупных «атмосферных» карт и карточек с изображениями животных. По моим наблюдениям, человек легче, охотнее ассоциирует себя с изображением животного, чем других людей (в портретных наборах). Тем более ребёнок. Итак, 50 красочных ландшафтных (атмосферных) карт размером 14,7 см на 21 см (половина альбомного листа) – практически все вообразимые и невообразимые земные ландшафты – море, горы, водопады, пустыни, поля, сады, джунгли, заснеженные просторы… Изображения различных природных явлений – смерч, пожар, гроза, извержение вулкана, радуга… Примерно поровну «условно позитивных»: и «условно негативных» изображений: Также в наборе есть 54 маленькие карточки размером 2,5 см на 3,5 см с чёрно-белыми изображениями всевозможных животных – тут и звери, и домашние животные, и птицы, и насекомые, и грызуны, и рептилии... Эти карточки двухсторонние, поворачиваются «лицом» в нужную сторону, поэтому им легко «взаимодействовать» между собой. Я так и не разгадала замысел автора, почему изображения животных чёрно-белые. На мой взгляд, они в таком виде плохо вписываются в ландшафт и выглядят на его фоне чем-то инородным. Какой-то дополнительной эмоциональной или смысловой нагрузки я в этом пока не нашла. Эти карточки показались мне слишком маленькими и невыразительными. По глянцевой поверхности атмосферных карт скользят и легко «уходят» со своих мест. Это немного осложняет работу, отвлекает. Карточек с изображением домашних животных (более знакомых и понятных нам) часто не хватает. Возможно, в связи с отсутствием цветов и характеров у животных на этих карточках ассоциации затруднены. Атмосферные карты легко вызывают ассоциации. Не знаю как для работы с чувствами – на мой взгляд, «ЭККО» или «Тело чувств» тут более удобны. А вот для передачи атмосферы очень хороши, я других карт такого рода пока не знаю. Мне в этой коллекции не хватает только каких-нибудь урбанистических, «мусорных» сюжетов. Это конечно не универсальный, а тематический набор. Словом, идея очень хорошая, попробую дополнять «животную» часть набора другими карточками. Как я уже упомянула, автор предлагает несколько вариантов работы, в том числе и групповой. Но, как это всегда происходит с метафорическими картами, техники рождаются сами собой вслед за запросом клиента. Я предлагаю свой пример работы, который назвала «ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА». Публикуется с согласия клиента. Такую технику предлагаю использовать в случаях ощущения «тупика», растерянности, потери «курса». Она даёт возможность обнаружить и «подобрать» свои собственные ресурсы, рассмотреть своё «завтра» и выстроить вектор в будущее, наметить первые шаги на этом пути. Здесь, кроме метафорических карт «Созерцание», я использовала МАК «Roads» (Дороги) Gali Salpeter, «Зонтики» Г.В. Гераськиной и «OH Cards» Moritz Egetmeyer. Работе с метафорическими картами предшествовал опрос, беседа, обозначение проблемы (на уровне чувств, эмоций, ощущений, мыслей). Клиентка - 44 года, проблему обозначает как нехватка ресурса, «пинка» для выхода из зоны комфорта, принятия имеющейся возможности изменить свою жизнь: боязно, тревожно. Инструкция:
МОЁ ПРОШЛОЕ МОЁ НАСТОЯЩЕЕ МОЁ БУДУЩЕЕ. Расположить перед собой по своему усмотрению (в нашем случае – карточки расположились сверху вниз): 2. В открытую выбрать 3 карточки с изображениями животных и разместить их на соответствующих картах Я В ПРОШЛОМ Интерпретация: «Моё прошлое – что-то неупорядоченное. То одно что-то, то другое, не связанное с прежним: учёба в разных направлениях, работа в разных направления, вечный поиск себя. Змея – мудрая, но холодная, неэмоциональная, зависимая какая-то (зависит от погоды, температуры окружающей среды); закрытая, изолированная, никто ей не нужен». Я В НАСТОЯЩЕМ Интерпретация: «Моё настоящее – между двух берегов. Жираф добрый и открытый, его не беспокоит, что он большой, заметный и его все видят (оказывается, я сильно изменилась за эти годы). Он любознательный, ему хочется узнать, что на другом берегу, но есть страх, что не выдержит это бревно и проломится под ним. Жираф тогда получит травму, неприятности». Я В БУДУЩЕМ Интерпретация: «Плодотворность, простор творчеству и инициативе, покой, стабильность. Кошка – независимая, уверенная в себе. Делает что ей нравится, живёт в своё удовольствие, без оглядки на других". 3. Инструкция: оглядываясь в прошлое, анализируя настоящее – подумать, какие сильные качества себя-прошлой и себя-настоящей я возьму в своё будущее? Что оставлю в прошлом? Возьму - мудрость, открытость, любознательность. Оставлю – закрытость, холодность, отстранённость. "Я в будущем – мудрая, любознательная, открытая, независимая и уверенная в себе - наслаждаюсь плодами своей деятельности, творческим простором и покоем". 4. Инструкция: взакрытую из набора карт «Roads» выбрать изображение, которое станет напутствием, укажет нужный путь, дорогу в это будущее. Интерпретация: «Надо же, дорога, соединяет два берега! Это подвесной мост. Он крепкий. Эта падающая дощечка показывает, что ошибки могут быть, но в целом мост останется и выдержит, не надо бояться». 5. Инструкция: взакрытую из набора карт «Зонтики» выбрать изображение, которое подскажет нужную стратегию на этом пути – от чего избавиться, что усилить… Интерпретация: «Главная стратегия – не прилипать к паутине страха, пролетать мимо неё».
Интерпретация: «для меня это значит, что стакан наполовину полон. Я иду в правильном направлении, нужно продолжать наполнять этот стакан мудростью. Я всё делаю правильно и первым шагом моим будет участие в семинаре, решение о котором я никак не могла принять». P.S. Не устаю удивляться возможностям метафорических карт. Они идеально подходят для «беседы» с самим собой, при этом изображения не «ускальзают» от внимания, а позволяют вглядываться, пересматривать и видеть детали и более глубокие смыслы. В данной работе ярко проиллюстрирована универсальность карт - каким бы двойным смыслом ни обладало изображение (хорошо заметно на примере карт дорога, зонтик, кувшин со стаканом), клиент получит ту подсказку, которую уже готов принять, примет то решение, которое у него уже созрело. Также хочу подчеркнуть нюанс открытого и закрытого выбора карт. Считается, что нужно идти за клиентом – следовать его предпочтению. Мне кажется целесообразным для описания имеющихся, устоявшихся состояний предлагать делать открытый выбор, ожидая определённого отклика, резонанса. А на этапах, где требуется разобраться в себе, получить подсказку из своего подсознания или его некое бессознательно избегаемое сообщение – думаю, целесообразней делать выбор взакрытую. Благодарю за внимание! Всем удачи в работе! И.Гребельная Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|