|
Техника работы с субличностями при помощи карт Персона.Автор статьи: Зиновьева Наталья Юрьевна
После работы на картах ЭККО, состояние человека, с которым обращался первично, становится стабильным, эмоциональный ровный фон дает возможность начать пересматривать, анализировать то, что послужило запуском негативного состояния. Поэтому чаще всего на второй прием люди приходят с конкретными осознаниями, пониманием проблемы. Звучат запросы такого рода: я хочу понять, осмыслить, отпустить обиды, страхи адресованные прошлому. Мне хочется сохранить состояние равновесия, но всплывает в памяти из детсва боль, как ее отпустить? Я хочу ощущтить себя взрослым, свободным. Я хочу ощутить себя взрослой женщиной/ мужчиной. Эти и подобные запросы легко разрешаются в этом упражнении. 1.Выслушав человека, из его рассказа или запроса мы письменно или устно выделяем ключевые слова, которые будем использовать в технике. Печаль, страх, обида, злость, гнев, взрослое, детское, панцирь, защита, привязанность, ущербность, мужское, женское. Те, которые неоднократно повторяются в запросе, эмоционально окрашены. Формируем, уточняем запрос. Чаще всего запрос формулируется так - Я хочу прожить, принять или отпустить нечто и почувствовать или вырастить в себе нечто. Из моей последней работы, второе посещение, интервал между 1 и 2 приемом 9 дней. На первом приеме, женщина 39 лет –« Мне плохо, меня обижают, я ничего им не делаю, а они почему то агрессирует, я держусь,не могу им ответить тем же, показываю, что меня это не трогает, я выше этого, умнее, но чувствую себя все хуже и хуже. Такое ощущение что весь мир против меня». Текст клиентки на втором приеме –« Я поняла, что ощущаю и на самом деле веду себя как беспомощная, маленькая девочка, притягиваю к себе агрессивных людей, обижаюсь и злюсь на них, еще сильнее чувствую свою слабость, не могу ответить им тем же. Хочу понять, почему я это делаю с собой? Хочу ощутить себя взрослой женщиной, способной выбирать, реагировать и управлять своей жизнью». Ключевые слова – дитя, обида, злость, слабость, взрослая, свободная выбирать и управлять своей жизнью. Записываем эти слова на листках 1.Я сейчас. 2 Дитя. 3 Обида.4 Злость. 5 Слабость. 6 Взрослая женщина.7 Мне помогло. 8 Я взрослая, свободная выбирать и управлять своей жизнью женщина через пол года. Клиент раскладывает все карты картинкой наверх, держа стопку листков, получает задание выбрать на каждый листок с надписью одну картинку, которая откликается, вызывает яркое чувство, не важно, положительное или ярко отрицательное. Не привязываясь к возрасту, гендерному, национальному. Выкладываем с 1 по 8 перед собой, картинка ближе к человеку, надпись над ней. Уточнение по 1 картинке, «Я сейчас» необходима как отправная точка к погружению. 2. «Я сейчас», просим рассказать человека о том, кто ему видится на картинке, придумать рассказ, историю этого персонажа, что с ним произошло, когда, по какой причине. Просто слушаем, собираем информацию, задаем уточняющие, наводящие вопросы. На этой картинке мы работаем с персоной человека, маской, которая чаще всего приросла и начала менять его сущность, настоящее, человек ее одел для определенной защиты или самоуспокоения, адаптирования в ситуации, а иногда и в жизни. Поэтому на 1 шагу возможно потрясение, боль, слезы от осознавания маски и страха ее снять. По моему случаю – У женщины был сначала шок, от- того как она себя презентует, о том, что ее надменное, холодное лицо женщины на картинке, это не она, а всего лишь то, кем она хочет выглядеть. Именно такая ее презентация себя, вызывала со стороны близких агрессию, желание пробить маску, защиту. Здесь важно принимать, поддерживать, объяснять о том, что такое маска, для чего она, что ее наличие это норма, что маска служит нам, но не мы маске. Масок может быть много, носят их все, все играют множество ролей в жизни, главное чтобы одна маска навсегда не подчинила нас себе служить. 3. «Дитя», здесь важно писать именно ребенок или дитя, потому что часто выбирают лицо другого пола, размытые картинки. Когда я писала «Мое дитя» или «Я девочка, ребенок», клиентки привязывались к себе, тогда дольше и труднее шла работа, много сопротивления. По мимо этого важно сохранять диссоциированное состояние, поскольку тема, инсайты могут очень тяжелыми, эмоциональными, не всегда человек способен это прожить в ассоциации. Просим рассказать человека о том, кто ему видится на картинке, придумать рассказ, историю этого персонажа, что с ним произошло, когда, по какой причине. Просто слушаем, собираем информацию, задаем уточняющие, наводящие вопросы. Отвлекайте клиента от привязыванию к своей истории, пусть фантазирует, проговаривает то, что первым приходит в голову, чем больше свободы, тем быстрее начинает всплывать истинная история. Мой пример - У клиентки сначала шло описание подростка, одиночки, достаточно сдержанное, сухое, когда она стала рассказывать детство этого подростка, пошли четкие воспоминания, вытесненные очень далеко. Ребенок Маугли, в семье, в которой никому не нужен, насилие в 8 лет, страх, чувство вины и стыда, состояние жертвы, поиск тех, кто подтвердит ее «плохость» и «заслуженное наказание», (на первой консультации мне было понятно состояние жертвы, но так как клиентка отрицала травму насилия, а о детстве упоминала как об отработанном прошлом, я не стала не восполнив ресурсы человека углублять эту тему). Побег из дома в замужество в 17 лет, и так по кругу до данного времени. С супругом развелась, но «поиски агрессоров, жестоких и насильников» продолжились. Не буду описывать полностью весь текст нашей работы, здесь каждый терапевт использует свои приемы, техники по работе с травмой, понятно, что ее отдельно нужно будет доработать в последующем. Главное, что «Дитя» было услышано, принято, осознано, пришла возможность открыто отгоревать при поддержке терапевта, снять чувство вины и стыда. Это уже большой прогресс, разорвать петлю «жертва-насильники, вины и наказания). «Девочка» была метафорически отмыта, согрета, получила любовь и тепло от клиентки, и до конца сессии устроилась на коленках в объятиях взрослой женщины. Эта картинка занимает иногда половину времени сеанса, как в данном, тяжелом случае. 4. «Обида», ход вопросов и сопровождения, как с предыдущими картинками, после проживания самых глубоких чувств в 1 и 2 картинке, все идет легче быстрее. Опять здесь у каждого свои инструменты, в моем случае- обида была выбрана как возможность показать свою отвергнутую слабость,состояние ребенка, маленькой девочки. Так как в реальной жизни женщина «играла» роль сильной, холодной, надменной, обида была как доступ к чувствам, тогда можно было не соприкасаться с вытесненымм гневом, агрессией, болью. Нивелировали процесс, проработали доступ к чувствам, обналичили их, признали, и идем дальше. 5. «Злость», так же как и прошлом пункте, история, вопросы, перерабатываем злость, агрессию переводим в энергию созидания, движения, ресурс, обучаем проживать в дальнейшем. В нашей сессии, агрессия была направлена на активность, включенность в жизнь, силу и устойчивость. Пока не отработается тема витальности, это будет дополнительной опорой, как символ силы и устойчивости использовали фигуру пирамиды, (клиентка после сессии купила себе хрустальную пирамидку как якорь состояния). 6. «Слабость», вопросы и история как описано выше, (чаще всего уже после второй картинки клиенты сами бегут вперед, напоминать не нужно), в приведенном мной случае, слабость уже была принята как естественное для женщины состояние, внутренняя расслабленность, желание свою настоящую девочку, женщину принять такой, какая она есть, оберегать ее, холить и лееять, спокойное решение снять маску холодности. Женщина практически на глазах порозовела, обмякла мимика лица, губные складки-зажимы расгладились, глаза приобрели блеск.(Не перестаю удивляться таким метаморфозам !!!!!) 7. «Взрослая женщина»- клиент сам уже рассказывает свой портрет, ощущения, на этой картинке всплывают детали и тонкости поведения, общения, жизни, как эта женщина живет, создает отношения, появляются проблески игривости, флирта, при этом очень гармонично сливается и девочка и взрослая женщина. Здесь можно дополнить и усилить, закрепить это состояние цитатами, притчами, примером из жизни. 8. «Мне помогло», как и предыдушей технике с картами ЭККО, достаются, усиливаются ресурсы, мудрость, гибкость, вариативность, просматриваем на этой картинке запрос, отрабатываем ситуацию или уже то, что от нее осталось. Часто клиенты на этой картинке практически без помощи терапевта делают выводы о прошлом, меняют взгляд на будущее. 9. «Я взрослая, свободная выбирать и управлять своей жизнью женщина через пол года». Здесь происходит закрепление, осознание и простраивание будущей жизни. Намечаются шаги, цели, переоценка с этого состояния своего прошлого, отношения к нему. В моем примере, передо мной сидела абсолютно другая женщина, лицо, жесты, речь, все было изменено. Принятие ответственности здесь и сейчас за свою жизнь, благодарность прошлому опыту, даже тем, кто принес в жизнь негатив, серьезный переход на другой уровень и мышления и состояния. Добавлю, вы можете легко изменять надписи, использовать Эгосостояния,при помощи дополнительной колоды ходов расставлять связи между персонажами, главное соблюдать правила: не говорить за клиента, не оспаривать, доверять ему, оказывать поддержку, сопровождать, особенно на первых трех картинках обязательны. Удачи Вам!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|