Некоторые аспекты использования метафорических карт как инструмента осознания проблемы.

Одна из классификаций методов терапии, предложенная К. Граве (1994), относит методы психотерапии к двум группам: поддерживающие, в которой роль психотерапевта - помочь клиенту понять проблемы и активно их преодолевать, и раскрывающие, где он способствует лучшему пониманию клиентом себя, своих мотивов, ценностей, цели своего поведения и стремлений. [2]

Актуальной проблемой современной психотерапии, на наш взгляд, является нахождение баланса между результативностью и глубиной – то есть между желанием достижения клиентом быстрого и долгосрочного эффекта в решении его проблемы с одной стороны, и глубиной изменения личности в результате психологической работы, с другой.

Согласно исследованиям Граве, психотерапия действует благодаря 4 «факторам влияния»: активация проблемы, активация ресурсов, осознание проблемы, преодоление проблемы. Метаанализ результатов исследования эффективности психотерапии Граве показывает, что большинству пациентов нужна помощь в преодолении своих проблем, а не в обнаружении скрытых мотивов их действий.[2]

Осознание проблемы может лежать в области как поддерживающей, так и раскрывающей терапии. Все зависит от того, какую направленность и глубину предпочитает психолог и предполагает клиент.

Однако использование метафорических карт удивительным образом дает возможность, действуя методами поддерживающей терапии, попасть на глубинные уровни раскрывающей. Это, конечно, можно рассматривать как «единичное погружение», но даже такое прикосновение обогащает методы поддерживающей терапии и дают клиенту возможность не только преодолевать проблемы, но и лучше понять, почему он ведет себя так, что возникают именно эти проблемы и получить изменения не только на поведенческом, но и личностном уровне.

Как неоднократно указывают создатели первых ассоциативных карт О. Аялон и М. Эгетмейер, целью использования метафорических карт «является процесс постепенного раскрытия и роста, позволяющий удовлетворить нашу любознательность и углубить наше миропонимание». Одновременно они предупреждают, что «никто не вправе указать нам, что на самом деле нужно увидеть, потому что нет и не может быть «правильных» или «неправильных» значений карт. Карты приводят нас к нашему субъективному пониманию».[1]

Отдельно авторы прописывают ряд правил, которые регулируют этику их использования. В них подчеркивается: «Я не даю иного толкования (интерпретации) ваших карт – даже в своем воображении».[1] Эти правила, безусловно, обязательны для ситуации использования карт в игре, или в групповой работе, или в работе с определенными проблемами (например, с травмой).

Но, если вы применяете карты как психолог или психотерапевт в индивидуальной работе, то в этом моменте вы сталкиваетесь с дилеммой. С одной стороны, клиент видит в картах то, что видит. Но психолог, опираясь на свои знания и интуицию, может (и должен) увидеть «чуть больше». Собственно, карты в этом случае и необходимы как «визуальный стимул для проекции феноменов личности» [4], чтобы психолог мог помочь клиенту распознать в его ситуации то, что до сих пор ускользало от его сознания. Особенно, если клиент оказывается под действием психологических защит или сопротивления.

О. Аялом определяет метафорические карты как именно психологический инструмент[1], что дало нам возможность несколько отойти от указанной его авторами «О-этики» для того, чтобы более эффективно использовать его в конкретных целях в индивидуальном консультировании и терапии.

Довольно часто клиент, вытаскивая вслепую карту, говорит «Я ничего не понимаю. Это никак ко мне не относится». Здесь начинается «акушерская работа» психолога. Его задача - дать клиенту самостоятельно родить собственную, индивидуальную, приватную, единственно правильную и родную для него истину. Это можно, конечно, делать и без визуального ряда карт, но с ними получается значительно нагляднее.

Пример: Клиентка обратилась с запросом, что она не может построить отношения с мужчиной. Ей было предложено вслепую выбрать пару карт в ответ на вопрос «Как я строю отношения с мужчинами?»   Некоторые аспекты использования метафорических карт как инструмента осознания проблемы

Вытащив пару карт, клиентка увлеченно начала рассказывать о том, что мужчина на картинке собирается что-то отдать – «…Он даже руки протянул, а в руках подарок. И я могу брать этот подарок!». В то время как проблема клиентки состояла в том, что в отношениях она привыкла брать, мужчину она рассматривала только как «обязанного давать», сама в отношения «не вкладывалась», и, как следствие, отношения с мужчинами были непродолжительными.

В этом случае (и, в принципе, вообще как стратегия), помогло углубление и расширение описания картинки с помощью «наивных» вопросов консультанта: «Опишите этого мужчину. Как он одет? Сколько ему лет? Где он находится? В каком он состоянии? Есть ли у него что-то в руках? Что мог бы означать его жест? Его поза?». Отвечая на эти вопросы, в какой-то момент клиентка воскликнула «Да это же нищий! А что же я могу у него брать? Ведь он сам просит?! Это ведь он хочет брать!». В этот момент и произошло осознание проблемы.

Для «закрепления эффекта» необходимо обязательно уточнить у клиента:«Как это связано с вашей реальной жизненной ситуацией?». Очень важно дать клиенту проговорить эту связь – во-первых, тогда осознание становится более ясным для него, а во-вторых, вы сможете убедиться, что защиты не включились снова и не увели клиента в дебри привычного восприятия проблемы.

По удачному выражению моего коллеги, вопрос психолога должен быть «как выстрел на охоте - вовремя и наповал». Иногда клиент вытаскивает карту, которая и для него, и для психолога кажется загадкой. В этом случае задача все та же - наивные вопросы и описание картинки.

Начините с «классического трио»: «Какие у вас возникли мысли? Эмоции? Ассоциации?». Или: «Что вы подумали? Что вы почувствовали? Что это вам напомнило?». Ждите, когда клиент «проговорится». Задавайте вопросы к уже сказанному. Чем отвлеченнее от его реальной ситуации и ближе к картинке будут ваши вопросы, тем вероятнее снятие его защит. В процессе работы у вас могут возникнуть одна или несколько гипотез, и свои вопросы вы можете задавать с целью их проверки.

Пример. Клиентка пришла с запросом о проблемных отношениях с конкретным мужчиной. Раскрыв пару карт, она в недоумении замолчала. Так как она уже была знакома с картами, и помнила, что «рассказывая о картинке, она рассказывает о себе», она начала быстро говорить, что мужчина ее не пьет, ему с ней интересно и т.д. Подождав, когда она выговорится, я вернула ее к «классическому трио». Тут она погрустнела и замедлила речь.

Я попросила ее описать картинку, и пока задавала ей дополнительные вопросы, решила проверить возникшую гипотезу. На вопрос: «Какие у вас самой отношения с алкоголем?» последовал ответ, что мужчина уделяет ей мало времени, и каждые выходные со скуки она отправляется с подругами или сама на дискотеку, где не очень следит за количеством выпитого. В дальнейшем выяснилось, что состояние, в котором она возвращается, является постоянной причиной их ссор и, очевидно, косвенным доказательством для мужчины того, что она не готова к серьезным отношениям, и «вряд ли является той женщиной, которая ему нужна».

Так один вопрос, что называется «по картинке», дал возможность клиентке сразу перейти к осознанию проблемы. Я уверена, что без участия проективных карт, нам пришлось бы разобрать не одну типичную для нее ситуацию, чтобы ей удалось настолько четко увидеть свою ситуацию. И, конечно, вряд ли мы так быстро заговорили бы именно в ключе использования алкоголя как привычного способа заполнения паузы в отношениях.

Как бы вы ни старались, в некоторых случаях клиенту не удастся вынести из осознания проблемы ощутимой пользы. Как странно бы это ни звучало. Возможно, включатся защиты, и сработает сопротивление. Может случиться, что данное клиентом объяснение для вас, как для специалиста, покажется очевидным и будет выступать в роли вполне рабочей гипотезы, а на самом деле уведёт в сторону от настоящей проблемы клиента. Исходя из меткого наблюдения, что: «Не человек выбирает карту, а карта человека», иногда бывает, что, задавая один вопрос, в картах вы получаете ответ на совсем другой, более актуальный для клиента. И, наконец, иногда карты как инструмент не подходят для осознания проблемы этим конкретным клиентом.

Психотерапия может ровно столько, сколько клиент в состоянии привнести в терапевтическую ситуацию из своих ресурсов, и ровно настолько, насколько глубоко он может чувствовать и проживать в этих условиях свою проблему.[3] Например, в случае работы с симптомом, несмотря на то, как вдумчиво клиентка интерпретировала карты в связи со своей проблемой (и в русле рабочей гипотезы психолога), видимой пользы эта работа ей не принесла, в отличие от явных инсайтов участников остальных приведенных примеров.

Пример: У клиентки есть косметический симптом, временами частично влияющий на внешность. Медицинская причина этого симптома не найдена, с болезнью она не связана, врачами диагностировано как «это ваша особенность». Клиентка всеми силами пытается избавиться от этого симптома, ставя от него в зависимость свою жизненную активность. Психолог предлагает пойти по пути «компенсированного симптома» - принять себя с симптомом и жить исходя из этого принятия.

Для осознания глубинных причин проблемы предлагается выбрать вслепую пару карт, отвечающую на вопрос: «Что будет, если симптом никогда не исчезнет?»

Диалог клиент(К) психолог(П):

К: Это очень хорошая карта, это то, о чем я думала!

П: И что это значит?

К: Человек отсекает себе руку. Это конечно глупость, но я до этого думала, чего я готова лишиться, чтобы не было симптома. Я готова лишиться одного пальца. И эта картинка поэтому попала в десятку.

Условно – я свою жизнь испорчу. Теперь слово. «Любить». Любить свой симптом, любить себя такой, какая я есть.

П: Это действительно ответ на вопрос «Что будет, если симптом никогда не исчезнет?»

К: Нет…

П: Ты готова отрубить себе руку… Для чего? Мы говорили раньше, о том, что для тебя значит симптом и его отсутствие…

К: Чтобы нравиться, чтобы меня любили…

П: Ты готова отрубить себе руку… Для чего?

К: Для того, чтобы меня любили. Я готова отрубить себе руку, если симптом не исчезнет. Если симптом не исчезнет, меня никто никогда не полюбит. Я готова отрубить себе руку, чтобы меня любили.

Дальше мы продолжали работу с помощью карт и методов когнитивной терапии.

Интересно, что сама форма представления инструмента в виде карт может сработать как своеобразная «спиритуализация» метода и вызвать у клиента довольно сильный эффект недоверия или, наоборот - эффект магии и гадания. При этом второй случай нам представляется более опасным с точки зрения эффективности работы – вам необходимо все-таки донести до клиента, что, несмотря на «Оh!-эффект», этот инструмент никакого отношения к магии и гаданию не имеет. Ну, и, конечно, нельзя забывать о необходимости достижения терапевтического альянса к моменту применения карт в работе.

Но, несмотря на возможные подобного рода неудачи, мы рассматриваем проективные карты как удобный и действенный инструмент психологической работы. Как вы можете понимать, они успешно используются на всех этапах консультирования (не только на процессе осознания проблемы) как эффективная (и эффектная) помощь в формулировании вопросов, стратегии их применения в диалоге, снижения уровня психологических защит клиента и поиска им решений своих проблем.

Список литературы

  • Материалы семинара «Мультимодальный подход к лечению психологических травм и кризисных состояний с помощью проективных карт» О.Аялон и М.Эгетмейер Киев 2011 и сайта // URL: www.OH-Cards.com
  • Метаанализ результатов исследования эффективности психотерапии Граве// Психотерапевтическая энциклопедия.С.-Пб.: Питер. Б.Д.Карвасарский. 2000. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/169/МЕТААНАЛИЗ (дата обращения: 05.08.2013).
  • Научные исследования процесса психотерапии и ее эффективности: современное состояние проблемы. Часть 2 А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, И.В. Никитина, О.Д. Пуговкина // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-issledovaniya-protsessa-psihoterapii-i-ee-effektivnosti-sovremennoe-sostoyanie-problemy-chast-2 (дата обращения: 05.08.2013).
  • Уникальные колоды метафорических ассоциативных карт. Александр Горобченко, Марина Евменчик // Часопіс «Адукатар» №11 (2007) URL:http://adukatar.net/wp-content/uploads/2011/07/19_Pages_33-36.pdf (дата обращения: 05.08.2013).


Просмотров: 637
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Найди ответы на свои вопросы с помощью “магии” метафорических ассоциативных карт
  • Чем отличаются метафорические ассоциативные карты от карт Таро и других карт?
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в психологической работе с детьми
  • Работа с сопротивлением клиента с помощью Метафорических Ассоциативных Карт
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в преподавании психологических дисциплин
  • Необычный случай из практики применения Метафорических Ассоциативных Карт в терапии.
  • Главный секрет успеха применения Метафорических Ассоциативных Карт (МАК) в психотерапии!!!
  • Как любовь к себе можно рассмотреть с помощью метафорических карт?
  • Как выбрать нишу, тему, направление работы с помощью метафорических карт?
  • Вариант использования рисунка и метафорических карт в консультировании
  • Использование метафорических ассоциативных карт в работе арттерапевта
  • Примеры диагностической работы с клиентами при помощи метафорических ассоциативных карт.
  • Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ.
  • Системные расстановки с помощью Метафорических Ассоциативных Карт
  • Упражнение для детской терапии с использованием метафорических карт.
  • Описание метафорических ассоциативных карт
  • Метафоры Земли и Огня. Гармонизация стихий с помощью Метафорических ассоциативных карт.
  • Техника работы с психосоматикой с помощью ассоциативных карт.
  • 5 советов по использованию метафорических карт в групповой работе
  • Диагностика Модели Баланса с помощью метафорических карт.
  • Использование метафорических ассоциативных карт в психодиагностике и психокоррекции. Часть 1
  • Практика для работы с целями с использованием метафорических карт
  • В каких случаях обращаются к проективному анализу с помощью метафорических карт?
  • Консультирование с помощью метафорических карт.
  • Тайный мир метафорических ассоциативных карт
  • Как отпустить отношения. Консультация с помощью метафорических карт "Персона".
  • Об удивительной силе МАК - метафорических ассоциативных карт
  • Использование метафорических карт в кризисной психологической помощи
  • Исцеление травматических переживаний с помощью метафорических карт
  • Психологическая травма: преодоление, исцеление, с использованием метафорических ассоциативных карт СОРЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь