Психологическая травма: преодоление, исцеление, с использованием метафорических ассоциативных карт СОРЕ

Сегодня человеческая психика сильно подвержена психологическим травмам. У человека нарушается безопасность и идентичность, появляется страх, боль, бессилие и беспомощность, пропадает интерес к жизни. Чтобы преодолеть и исцелить психологическую травму, психике для качественной адаптации нужна внешняя помощь.

В момент стрессового события мозг человека запоминает все детали, относящиеся к этому событию. В стрессовой травматической ситуации память человека не организована, концентрация внимания минимальная. И памяти не просто собрать детали события в одну картину. Воспоминания появляются частями, доставляя болезненные переживания человеку. Травматическое событие блокирует процессы саморегуляции психики: образы, звуки, вкус, запахи, телесные ощущения, эмоции, связанные с болезненным переживанием. Они словно «застревают» в ней, так что человек снова и снова испытывает ужас, боль, страх, отчаяние и беспомощность.

Травма – неожиданное, грубое, глубокое насилие, путем вторжения и повреждения целостности человека. Физическая, психологическая. Нарушены пределы текущей адаптивности организма.

Насилие – умышленное причинение сильной боли и угроза жизненно важным  потребностям.  Нет возможности бороться и защищаться.  Человек, как таковой отсутствует, есть непредвиденные потери.  У психики нет возможности воспользоваться внутренними или внешними ресурсами.

Кризис   -  психике не хватило ресурсов, чтобы преодолеть ситуацию.

Застревание – отсутствие интереса к познанию, остановка в точке развития конкретной стадии или этапа.

Адаптации к новой реальности. В каком месте здесь и сейчас. Каждый раз может быть по-разному, фазы и стадии могут повторяться, порядок может быть хаотичным. Базовая схема:

Этап 1. Нарушение стабильности.

Этап 2. Разрушение старой картины мира.

Этап 3. Формирование новой картины мира.

Этап 4. Интеграция.

Этап 5. Реорганизация.

 

Ресурсы – способы преодоления стресса:

Чувство – умение распознать чувства и давать им название, выражать их в комфортном формате для себя и окружающих

Ум – умение мыслить, оценивать, анализировать, планировать, принимать решение

Деятельность – восприятие мира, с помощью ощущений, умение замечать боль и удовольствие, напряжение и расслабление

Общество  - способность общаться с окружающими

Игра воображения – творческие способности: мечты, фантазии, интуиции

Вера – умение верить во что-то или в кого-то.

Метафорические ассоциативные карты СОРЕ - проективная техника работы с психологической травмой. Помогают мягко воссоздать стрессовую ситуацию. Работать с историей, осознавать сложности, страхи, опасности. Находить способы и ресурсы для преодоления. Создаются благоприятные  условия для восстановления картины травматического события, мягко обращает внимание на эмоции и телесные ощущения, снижает степень эмоционального напряжения при воспоминании, меняет восприятие события.

Эта техника работы позволяет определить имеющиеся ресурсы и найти новые, которые укрепят уверенность человека в себе и восстановят заблокированные процессы саморегуляции психики. Работа с картами строится по этапам:

  1. Происшествия
  2. Реакции на травматические события
  3. Ресурсы для преодоления кризисов
  4. Исцеление

Используя карты можно составить историю или сказку. Описывая каждую карту, обращаем внимание на моменты: что видите, звуки, запахи, вкус, ваши телесные ощущения, мысли, что хочется сделать, что хочется сказать, дайте название картинке.

Работая с персонажем на картинке, обращаем внимание на идентичность: Какой он? Кто его хвалит? Кто им гордится? Кто ему помогает? Кто интересуется его жизнью?

Описать образ: как выглядит, во что одет, какое настроение, где живет, кто рядом, кем себя считает, кем считают окружающие, кто помогает, как помогает, что нравится, что не нравится, как боится, как радуется, как грустит, как злится, о чем думает, какие сильные стороны, что делает хорошо.

Как в любой сказке есть герой; задание, которое нужно выполнить; помощники; препятствия; способы преодоления препятствий; конец истории.

Шаги составления:

  1. Название сказки – 1 карта
  2. Появление героя – 2 карта
  3. Задание, которое нужно выполнить – 3 карта
  4. Помощники – 4 карта
  5. Препятствия
  6. Способы преодоления препятствий – 5 карта (ресурсы: чувства, ум, действия, общество, игра воображение, вера)
  7. Конец истории – 7 карта

 

Проясняеся контекст истории, определяется основная линия. Намечаются шаги исцеления травмы.

Вопросы после завершения работы:

Что понравилось

Что не понравилось

Что было сложного

Как преодолели сложность

Какие были ощущения, эмоции

Что запомнилось

Что порадовало

Что было интересно

 

Список литературы

  1. Боулби Д. Привязанность. Гардарики, 2003. — 477с.
  2. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. Академический проект, 2004.  232с.
  3. Василюк Ф. Е. Методика психотерапевтического облегчения боли. Московский психотерапевтический журнал, 1997, № 4 (18). 123–146 с.
  4. Гнездилов А.В. Путь на Голгофу: Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе. АОЗТ фирма «Клинт», 1995. 136 с.
  5. Кац Г., Мухаматулина Е.  Метафорические карты. Руководство для психолога. Генезис, 2014. 168 с.
  6. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога.  Эксмо, 2005. 960 с.
  7. Моховиков А.Н., Дыхне Е.А. Кризисы и травмы. Методические материалы Московского Гештальт Института. Выпуск первый. Психологический центр Гештальт-анализа "Искусство выживания", 2006. 52 с.
  8. Моховиков А. Н. Экзистенциальная боль: природа, диагностика, особенности психотерапевтической работы с клиентом. 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. Смысл, 2001. С.74–77.
  9. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. Ресурс, 2012. 384с.
  10. Пятницкая  Е. В.  Психология травматического стресса : учеб. Пособие. Николаев, 2007. 140 с.
  11. Трубицына Л.В. Процесс травмы. Смысл, 2005. 218 с.
  12. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Изд. центр «Академия», 1997. 96 с.

 

 



Просмотров: 947
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • Технология работы с мечтой. Видео "Скрытые ресурсы человека"
  • Техника работы с МАК (метафорические ассоциативные карты) «Не в свои сани…»
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Первые шаги преодоления стресса: ощущение «здесь-и-теперь»
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №2 "Ощущения"
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • Развитие эмоций - умение распознать и дать название своему эмоциональному состоянию
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы с отношениями в семье
  • Стресс в жизни женщины и способы его преодоления
  • Часть 2. Внутренняя работа психики после травмирующего события
  • Страх общения с девушками. Причины и способы преодоления.
  • Страх публичных выступлений: упражнения и способы преодоления
  • Дерево как образ человека: опыт работы с метафорическими картами
  • Техника работы с МАК «Мои ресурсы»
  • Неуверенность в себе: эффективные способы преодоления
  • Становление детской психики. Этап "Я родился."
  • Работа психолога с клиентом по этапам развития человека.
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Созерцание": обзор, пример работы
  • Детские страхи. Способы преодоления
  • "Лабиринт Фавна": путь преодоления травмы
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Ликбез для начинающего клиента.
  • Как самостоятельно определить причину панических атак и способы самопомощи для их преодоления
  • Какие способы работы с тревогой существуют, и как понять смысл тревоги и перестать беспокоиться?
  • МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
  • Как события детства влияют на жизнь человека
  • Осознание эмоций через телесные ощущения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь