МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Метафорические ассоциативные карты – уникальный инструмент и помощник практического психолога. В профессиональных кругах карты известны под разными названиями: «О-карты», «проективные карты», «терапевтические карты» и др. Благодаря психотерапевту и издателю Моритцу Егетмейеру и его издательству «ОН-Verlag» карты распространились по всему миру и завоевывают все новых и новых поклонников.

Диапазон применения карт в групповой и индивидуальной работе практического психолога со взрослыми и детьми огромен. Метафорические ассоциативные карты эффективно используются в психодраме, гештальттерапии, арттерапии, транзактном анализе и психосинтезе. Посттравматический синдром, работа с психосоматическими заболеваниями и зависимостями, проблемы детско-родительских и супружеских отношений, взаимоотношения в коллективах, прояснение и разрешение конфликтов, личностный рост – вот далеко неполный перечень областей, где использование терапевтических карт, обращение через них к воображению, фантазии, потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным. Также проективные карты можно использовать просто для развлечения в кругу друзей и семьи.

Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода карт получила название «OH» (междометие в английском языке обозначающее удивление). Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента. В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах. Сегодня карты «О» переведены на многие языки, в том числе и на русский, а кроме них существует еще 17 уникальных карточных колод, которые могут использоваться, как сами по себе, так и в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт.

В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Карты были приняты с воодушевлением, как специалистами помогающих профессий (психологами, социальными педагогами, психотерапевтами и социальными работниками), так и широким кругом интересующихся самопознанием и саморазвитием. Метафорические ассоциативные карты стали использоваться специалистами как качественный, удобный проективный материал.

Педагоги-психологи Белорусского национального технического университета используют метафорические ассоциативные карты в своей работе со студентами вот уже второй год. Этот уникальный проективный материал используется в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях со студентами и является профессиональным помощником педагога-психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу. Также, карты успешно используются на практических занятиях при изучении учебных дисциплин психологического профиля.

Таким образом, карты могут быть использованы педагогами-психологами преподавателями психологических дисциплин для:

 создания положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация, обмен мнениями без оценочных суждений;

 развития интереса к самоизучению и саморазвитию;

 развития творческих способностей;

 уменьшения страха критики или осуждения;

 содействия личностному росту;

 преодоления кризиса и исцеления от последствий травмы;

 коррекции отношений и разрешения конфликтов;

 развития творческого потенциала и поиска ресурсного состояния;

 управления стрессом;

 диагностики и оценки профессионально важных компетенций будущих специалистов-профессионалов;

 анализа психологических особенностей представителей различных профессий;

 создания психологических портретов специалистов-профессионалов;

 анализа представлений студентов о будущей профессиональной деятельности; 

 развития ключевых компетенций будущих психологов.

На XII Республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение становления личности обучающихся и их профессионального самоопределения» (апрель 2009 года), метафорические ассоциативные карты были представлены как профессиональный проективный инструмент, использующийся в работе педагога-психолога со студентами Белорусского национального технического университета. Возможности использования метафорических карт в преподавании учебных дисциплин в вузе были представлены на XII Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Женщина. Общество. Образование» (декабрь, 2009 года). Авторы статьи охотно делятся опытом использования проективных карт с психологами, педагогами, воспитателями, врачами и другими работниками образования и здравоохранения, предлагая семинары в Академии последипломного образования, Белорусском национальном техническом университете. Республиканском научно-практическом центре детской онкологии и гематологии и других учреждениях образования и здравоохранения.

Пользуясь возможностью общения с коллегами, мы предлагаем авторское занятие с использованием метафорических карт из тренинга позитивного мышления и уверенности в себе, входящего в программу профилактики суицидального поведения в молодежной среде.

Тренинг позитивного мышления и уверенности в себе

Занятие «Проблема-Преодоление-Решение»

Цель занятия: создание условий для исследования психологических трудностей участников группы и оказания помощи в их решении.

Продолжительность: 3-4 часа.

Материалы: метафорические ассоциативные карты «О», «Окружающая среда», «Преодоление», «Персона», «Персонита», «Мифы», «Сага», листы бумаги, краски и кисти.

Упражнение 1. «Настроение улучшилось»

Цель: знакомство, создание благоприятных условий для работы группы.

Материалы: метафорические карты «Экко».

Содержание. Участникам предлагается вытянуть любую карту из колоды «Экко» и не смотреть на нее пока не подойдет очередь говорить. Один из участников начинает говорить, называет свое имя, открывает карту и глядя на нее сообщает о своем настроении, о том как оно похоже или не похоже на картинку.

Примечание: ведущий, переворачивая свою карту, говорит о своем настроении, рассказывает о задачах занятия.

Упражнение 2. «Встреча»

Цель: создание условий для разрешения межличностных конфликтов.

Материалы: метафорические карты «Экко», листы бумаги, краски и кисти. Содержание. Два игрока, которые хотят разрешить противоречия между собой, вытягивают «вслепую» по карте из колоды и кладут ее на «правильное» место на большом листе бумаги, каждый со своей стороны. Используя краски, участники раскрашивают свои картинки, представляя, что это часть какой-то большой мозаики. Когда вся картина нарисована, можно убрать карту и зарисовать оставшееся от нее место.

Примечание: для психолога важен процесс взаимодействия рисующих участников, который может быть материалом для осознания причин и особенностей конфликта.

Рефлексия упражнения:

1. Как взаимодействие с помощью кистей и красок похоже на ваши отношения?

2. Нарушали ли вы границы друг друга во время рисования, и что при этом чувствовали?

3. Чего вы хотите от отношений и что получаете в результате и т.д.

Упражнение 3. «Проблема-решение»

Цель: создание условий для осознания трудностей и поиска путей их решения.

Материалы: метафорические карты «Окружающая среда».

Содержание. Игроки получают или вытягивают по пять карт, смотрят на них, не показывая другим участникам. Первый игрок кладет карту лицом вверх на стол, описывая кратко проблему, отраженную на этой карточке. Любой другой игрок может предложить карту – объяснение того, как можно решить эту проблему, ее возможное решение или позитивное видение. Эта карта кладется рядом с первой.

Следующий игрок объявляет новую проблему, кладя новую карту на стол, и кратко описывая ее. Решение находится, как и прежде другим игроком и с помощью другой карты. Игра продолжается до тех пор, пока все карты на руках не будут отыграны. Важно, чтобы все игроки смогли заявить проблему, и принять участие в решении.

Рефлексия упражнения:

1. Чему вы научились?

2. Каким был ваш вклад? 

Упражнение 4. «Рост после разрушения»

Цель: выявление процесса «личностного роста, являющегося следствием травмы».

Материалы: метафорические карты «Преодоление».

Содержание. Стресс, так же как и кризисная или травматическая ситуации причиняют сильные физические и душевные страдания. Они разрушают устои нашего привычного мира, но, с другой стороны, они же могут способствовать процессам изменения и дальнейшего личностного роста. Эта игра ставит задачей.

Ведущий предлагает участнику перетасовать колоду и, не открывая карты, разделить ее на четыре стопки. Затем он просит игрока вспомнить какой-нибудь пример стресса, кризиса или травмы из его жизни. Ведущий предлагает участнику открывать верхнюю карту каждой из стопок, относясь к картам каждой стопки, как отвечающим на следующие вопросы:

Первая стопка – Что Вы потеряли в этом кризисе?

Вторая стопка – Чем Вы были готовы пожертвовать?

Третья стопка – Что Вы приобрели в результате данного события?

Четвертая стопка – Что бы Вы хотели приобрести в результате пережитого?

Примечание: если одной карты из какой-либо стопки не достаточно для ответа на поставленный вопрос, или какая-нибудь карта не соответствует переживаниям участника, то он может по своему усмотрению открывать дополнительные карты из соответствующей стопки.

Рефлексия упражнения: какие открытия вы сделали в ходе упражнения?

Упражнение 5. «Групповой рассказ»

Цель: развитие сплоченности, расслабление, завершение. 

Материалы: метафорические карты «Мифы» и «Сага».

Карты раскладываются в центре стола, а участники становятся вокруг стола. Первый участник вытягивает карту из колоды, кладет на стол и продолжая на нее смотреть, начинает рассказывать историю. Когда он закончил, следующий игрок берет карту из колоды, кладет ее рядом с предыдущей и рассказывает продолжение истории.

Рефлексия занятия. 

Проводится в виде беседы, обсуждения занятия в целом. Ведущий задает вопросы участникам по поводу их самочувствия, настроения, настоящих желаний, предложений и т.д.

Прощание. 

Таким образом, метафорические ассоциативные карты – это целая семья карт, которые формируют своё собственное «метафорическое направление», могут быть использованы в работе многих специалистов помогающих профессий, открывая новые возможности для творчества, создавая бесконечное пространство для игры воображения и раскрытия внутреннего потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kirschke, W. Strawberries Beyond My Window. – Germany: OH Publishing, 2008. – 250 p.

2. Официальный сайт издательства «OH Verlag»: www.OH-Cards.com.



Просмотров: 993
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем отличаются метафорические ассоциативные карты от карт Таро и других карт?
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога
  • Метафорические Ассоциативные Карты - уникальный и эффективный инструмент психолога.
  • Метафорические ассоциативные карты в работе психолога
  • Как использовать Метафорические ассоциативные карты в стандартной работе детского психолога
  • Метафорические Ассоциативные карты в групповой работе
  • Метафорические ассоциативные карты в групповой работе
  • Метафорические ассоциативные карты в групповой работе. Часть 2
  • Метафорические ассоциативные карты: колоды для начинающих
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми.
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с Беременными.
  • Метафорические ассоциативные карты - новый инструмент оказания психологической помощи
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы с отношениями в семье
  • Метафорические карты VS карты Таро. Ничего общего.
  • Метафорические карты - уникальный инструмент в работе психолога
  • Метафорические ассоциативные карты. Как выйти из ненужных отношений.
  • Метафорические ассоциативные карты?
  • Метафорические Ассоциативные Карты
  • Метафорические ассоциативные карты или МАК
  • Метафорические ассоциативные карты.
  • Метафорические ассоциативные карты
  • МАК или метафорические ассоциативные карты
  • Метафорические Ассоциативные Карты (МАК)
  • Метафорические ассоциативные карты
  • Ассоциативные метафорические карты
  • Метафорические ассоциативные карты. Пример из практики. Работа с метафорой состояния.
  • Что такое метафорические ассоциативные карты
  • Как работают метафорические ассоциативные карты?
  • Техника работы с МАК (метафорические ассоциативные карты) «Не в свои сани…»
  • Работа с идентичностью подростка (метафорические ассоциативные карты)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь