Я с большим любопытством и пониманием отношусь к внутреннему миру подростка, ибо мой травматичный опыт приходился именно на подростковый период моей жизни. Я знаю, что такое подростковый кризис, а у меня он еще совпал с потерей отца, горячо любимого отца. С ним я лишилась всего: безопасности, близости, уверенности и контроля. Я знаю , что такое девиант, будучи раненным подростком, я смело стала тусоваться ни в тех компаниях, первый алкоголь, сигарета, секс. И все это без контроля, страха и не пониманием последствий. Бедная моя мама, если бы она смогла вот тогда отправить меня к психологу, я бы и она легче перенесли бы этот период. А так, пришлось пережить на собственной шкуре, скандалы, тревоги, непонимания, страх. Собственно, мой непростой пубертат пережился, криво-косо, но пережился и для меня теперь мой опыт есть мой инструмент понимания подростка, который приходит ко мне на терапию со своей "ооочень тяжелой проблемой на которую всем пофиг"(с) Подросток-это ребенок, который взрослеет, но при этом испытывает бурю чувств, эмоций, которые полярны;от эйфории до злобищи, от безумной любви до лютой ненависти, от чрезмерной самоуверенности до безвыходного отчаяния. Самый важный психический процесс в этот период их взросления-это формирование идентичности. Часто на вопрос подростку : Кто ты? Какой ты? Чего хочешь? Слышишь немногословные обрывки фраз, пару прилагательных и также несколько глаголов. Я большое внимание уделяю работе с идентичностью своих юных, взрослеющих клиентов. Ну и конечно, одним из инструментов для этого, в моем арсенале имеются метафорические ассоциативные карты. Они прекрасно помогают подростку говорить о себе, открыто и без сопротивлений. Хочу продемонстрировать рабочий кейс моей работы с подростком ( некоторая важная информация будет не описана в этических целях, имена и данные изменены), инструмент МАК "Тотемные животные". Кусочек терапевтической сессии, где мы работали с идентичностью. Витя 15 лет, школьник, имеет некоторые проблемы в общении со сверстниками, учителями и родителями. Не может дать себе характеристику, какой он с ними, говорит о себе "я нормальный, я как все, пожимание плечами.." т.е. я диагностировала не сформированное представление о себе как о личности, школьнике, товарище, сыне. Я предложила Вите выбрать три карты с животными: Я: Посмотри на этих животных и выбери того зверя, которое ассоциируется у тебя с тобой, когда ты в школе, дома и с друзьями. В: (с любопытством) Ого! Я могу любого животного? А можно того, кто мне нравится? Я: Конечно, но главное чтобы ты смог ответить себе, что это животное , про тебя как школьника , друга и сына. В: Понял.. Витя с интересом рассматривал карты, улыбался некоторым животным, также много критиковал слабых животных ( в проекции ругал свою слабость) В: Это я дома! -положил он на стол карту с медведем-Ищу свою берлогу, чтобы уйти в спячку и никто меня не трогал бы! Я: Расскажи о медведе, какое это животное? В: Сильный, умный, немного доверчивый, он хозяин леса. Начинаю работу над присваиванием проекций: Я: Витя, повтори это все с местоимением Я, все ,что ты рассказал о медведе. В: (слегка неуверенно и удивленно) Я смелый, я умный, я доверчивый и я хозяин леса (засмеялся) Я: Как тебе? Похоже на тебя? В: думаю да) я доверчивый и умный ...иногда ( небольшое сопротивление, но проекции присваиваются) Я: А где в своей жизни ты хозяин леса? В: Дома! У меня дома 2 собаки и кот, я их хозяин ( с гордостью) Мне нравится быть их хозяином! Я: Хочешь посмотреть теперь на следующие карты? В: Давайте попробуем! А это я с друзьями- показывает на карту дельфина....( остальные 30 минут сессии мы работали над присваиванием проекций дельфина и летучей мыши в той же концепции) Хочу отметить, что Витя нашел в себе и сильные и слабые стороны, что тоже важно для адекватной самооценки и формировании идентичности. Работа с картами животных прекрасны для подростков с девиантным поведением, они выбирают чаще агрессивных зверей, что помогает размещать свою собственную агрессию, осознавать ее в себе, а не глушить зависимостями( алкоголь, наркотики и тп), и самое главное! Подростку важно найти в себе ресурсы! То, на что они опираются в себе, то за что они сами себя принимают! "Я умный, как этот дельфин!"Сказав это, подросток уже формирует представление о себе как о личности! " И я буду плыть и нырять в своем океане с такими же дельфинами", а это о чувстве принадлежности к значимым людям, родителям, друзьям. Психолог Крылова Наталия
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.