Работа с идентичностью подростка (метафорические ассоциативные карты)

Автор статьи:

Работа с идентичностью подростка метафорические ассоциативные картыЯ с большим любопытством и пониманием отношусь к внутреннему миру подростка, ибо мой травматичный опыт приходился именно на подростковый период моей жизни. Я знаю, что такое подростковый кризис, а у меня он еще совпал с потерей отца, горячо любимого отца.
 С ним я лишилась всего: безопасности, близости, уверенности и контроля. Я знаю , что такое девиант, будучи раненным подростком, я смело стала тусоваться ни в тех компаниях, первый алкоголь, сигарета, секс. И все это без контроля, страха и не пониманием последствий. Бедная моя мама, если бы она смогла вот тогда отправить меня к психологу, я бы и она легче перенесли бы этот период. А так, пришлось пережить на собственной шкуре, скандалы, тревоги, непонимания, страх. Собственно, мой непростой пубертат пережился, криво-косо, но пережился и для меня теперь мой опыт есть мой инструмент понимания подростка, который приходит ко мне на терапию со своей "ооочень тяжелой проблемой на которую всем пофиг"(с)
Подросток-это ребенок, который взрослеет, но при этом испытывает бурю чувств, эмоций, которые полярны;от эйфории до злобищи, от безумной любви до лютой ненависти, от чрезмерной самоуверенности до безвыходного отчаяния. Самый важный психический процесс в этот период их взросления-это формирование идентичности. Часто на вопрос подростку : Кто ты? Какой ты? Чего хочешь? Слышишь немногословные обрывки фраз, пару прилагательных и также несколько глаголов.
Я большое внимание уделяю работе с идентичностью своих юных, взрослеющих клиентов. Ну и конечно, одним из инструментов для этого, в моем арсенале имеются  метафорические ассоциативные карты. Они прекрасно помогают подростку говорить о себе, открыто и без сопротивлений. Хочу продемонстрировать рабочий кейс моей работы с подростком ( некоторая важная информация будет не описана в этических целях, имена и данные изменены), инструмент МАК "Тотемные животные".
Кусочек терапевтической сессии, где мы работали с идентичностью. Витя 15 лет, школьник, имеет некоторые проблемы в общении со сверстниками, учителями и родителями. Не может дать себе характеристику, какой он  с ними, говорит о себе "я нормальный, я как все, пожимание плечами.." т.е. я диагностировала не сформированное представление о себе как о личности, школьнике, товарище, сыне. Я предложила Вите выбрать три карты с животными:
Я: Посмотри на этих животных и выбери того зверя, которое ассоциируется у тебя с тобой, когда ты в школе, дома и с друзьями.
В: (с любопытством) Ого! Я могу любого животного? А можно того, кто мне нравится?
Я: Конечно, но главное чтобы ты смог ответить себе, что это животное , про тебя как школьника , друга и сына.
В: Понял..
Витя с интересом рассматривал карты, улыбался некоторым животным, также много критиковал слабых животных ( в проекции ругал свою слабость)
В: Это я дома! -положил он на стол карту с медведем-Ищу свою берлогу, чтобы уйти в спячку и никто меня не трогал бы!
Я: Расскажи о медведе, какое это животное?
В: Сильный, умный, немного доверчивый, он хозяин леса.
Начинаю работу над присваиванием проекций:
Я: Витя, повтори это все с местоимением Я, все ,что ты рассказал о медведе.
В: (слегка неуверенно и удивленно) Я смелый, я умный, я доверчивый и я хозяин леса (засмеялся)
Я: Как тебе? Похоже на тебя?
В: думаю да) я доверчивый и умный ...иногда ( небольшое сопротивление, но проекции присваиваются)
Я: А где в своей жизни ты хозяин леса?
В: Дома! У меня дома 2 собаки и кот, я их хозяин ( с гордостью) Мне нравится быть их хозяином!
Я: Хочешь посмотреть теперь на следующие карты?
В: Давайте попробуем! А это я с друзьями- показывает на карту дельфина....( остальные 30 минут сессии мы работали над присваиванием проекций дельфина и летучей мыши в той же концепции)
Хочу отметить, что Витя нашел в себе и сильные и слабые стороны, что тоже важно для адекватной самооценки и формировании идентичности.
Работа с картами животных прекрасны для подростков с девиантным поведением, они выбирают чаще агрессивных зверей, что помогает размещать свою собственную агрессию, осознавать ее в себе, а не глушить  зависимостями( алкоголь, наркотики и тп), и самое главное! Подростку важно найти в себе ресурсы! То, на что они опираются в себе, то за что они сами себя принимают! "Я умный, как этот дельфин!"Сказав это, подросток уже формирует представление о себе как о личности! " И я буду плыть и нырять в своем океане с такими же дельфинами", а это о чувстве принадлежности к значимым людям, родителям, друзьям.
Психолог Крылова Наталия



Просмотров: 116
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с запросом "Я психолог-Я менеджер" ( метафорические ассоциативные карты)
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с "трудными" подростками
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • "Ты у меня теперь до 18 лет дома сидеть будешь!". Про последовательность и санкции.
  • "Хочу быть уверенным в себе": работа в гештальт-подходе
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • Метафорические ассоциативные карты "Руки" в психологической практике
  • Метафорические ассоциативные карты. Техника "Разговор с аистом"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Три дороги, три судьбы.... Метафорические карты "ОН" и "Sаgа"
  • Последствия неуверенности в себе: нажимаю "DELETE" собственной жизни
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • "Работа с МАК". Расклад "Путь к себе".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • МАК-обоз. Ассоциативные карты "ДОМ": обзор, пример работы
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Созерцание": обзор, пример работы
  • Мой опыт в психотерапии взаимодействия: "Помоги себе сам"
  • "Волшебная таблетка" или "Я хозяин своей судьбы"?
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Дневник Чувств "Сам себе психолог"
  • Дневник чувств или "Сам себе психолог"
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Опыт регрессии в прошлую по запросу "Хочу понять, что меня держит в этом городе"
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь