|
Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"Автор статьи: Донская Елена Юрьевна
Нарциссическое использование ребенка. По фильму « Мой сын для меня»
Целью данного эссе является психоаналитический анализ фильма «Мой сын для меня». Центральной темой исследования будет взаимодействие матери и сына в подростковом возрасте, как внешняя чрезмерная забота о подростке влияет на его жизнь, отношения со сверстниками, на его психологическое состояние, на учебу и другие важные сферы его жизни. Что скрывается под материнской маской внешней тревоги о ребенке. Сюжет фильма французского режиссёра Мартьяля Фужерона «Мой сын для меня» (2006 г.) включает в себя несколько жизненных историй, отношения матери и сына, отношения матери и дочери в двух поколениях, отношения мужа и жены, отношения родителей к детям, отношение отца к своим детям. Однако центральной линией фильма являются отношения матери и сына, Жульена. В этих отношениях мы можем видеть истоки психологических травм в детстве и их последствия. «Мой сын для меня» демонстрирует один из сценариев девиантного материнства, когда мать Жульена присваивает себе сына, использует его для удовлетворения своих нарциссических потребностей. В фильме показано, как развивается депрессия у подростка и как родители способствуют этому. В фильме отношения матери Жульена и ее матери враждебные, они не общаются. По отношениям матери Жульена с ее собственной матерью, можно сделать предположение, что родительство было повреждено «призраками прошлого», о которых в фильме не рассказывается, но зритель это понимает в процессе развития сюжета, что было что-то , из-за чего бабушка считает свою дочь ненормальной, а она в свою очередь ненавидит ее и не общается со своей матерью. В фильме демонстрируется амбивалентный стиль отношения к детям, где дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают. Главный герой фильма подросток Жульен, который начал взрослеть. Его мать властная и холодная женщина, которая безумно любит его и старается во всем контролировать сына под маской заботы о нем. Основной особенностью отношений в этой семье является нарцисическое использование родителями своих детей. Значительную часть образа матери Жульена, составляет ее тотальное господство в семье, никто открыто не протестует против ее власти, которое является компенсацией ее чувства неполноценности. Ее сверхценная идея заботы об образовании сына, о порядке в доме, о приготовлении еды, помогает ей создавать иллюзию собственной безупречности. В данном анализе фильма нами будут детально рассмотрены некоторые события фильма, которые демонстрируют поведение материнской сверх заботы и попробуем разобраться что скрывается за этой маской. Краткое содержание фильма: мать безумно любит двенадцатилетнего сына и не желает мириться с тем, что он взрослеет. Семья полная, мама, папа, старшая сестра Сюзанна и Жульен. Мать тотально контролирует сына, если он не подчиняется, она жестоко его наказывает физически и вводит запреты. Запрет встречаться с девушкой, с друзьями, с бабушкой. Отец Жульена постоянно занят на работе и не вмешивается в «воспитание» сына, считая что его жена все делает правильно. Сестра и бабушка Жульена понимают, что ему плохо от такой кипер опеки, но они бессильны. Когда сестра пытается сказать родителям, что брату плохо и что так обращаться с ним нельзя, они делают так, чтобы она уехала из дома в общежитие. Когда Жульен попытался не послушаться мать и пошел на вечеринку, мать запретила ему ходить к бабушке и жестоко наказала сына. Когда Жульен остался без поддержки сестры и бабушки, он решился позвонить в полицию и пожаловался на жестокое обращение матери, но потом побоялся и сказал, что это было один раз. После этого мать стала еще жестче по отношению к сыну. Когда она в очередной раз его стала избивать, он решил защищаться. Фильм начинается сценой, в которой на носилках выносят из дома тело, а голос за кадром, принадлежащий Сюзанне, сестре главного героя фильма, говорит: «Не знаю, как это могло произойти, как это могло случиться… В конце концов могла ли я что либо сделать?..». Эта фраза могла бы послужить метафорой к описанию сценария нарциссического захвата ребенка его собственными родителями, в фильме наиболее агрессивна мать главного героя Жульена. Его отец проявляет пассивную агрессию, когда не защищает сына. В одной из сцен фильма Жульен просит отца взять его с собой на теннис, но отец находит отговорку, что он поздно вернется и сын остается с матерью. После сцены с носилками, показывают Жульена, который рассматривает себя в зеркале, его тело меняется, наступает пубертатный возраст. Затем сцена счастливой семьи, все веселы, смеются, семейная идилия. В следующей сцене мать и сын танцуют, им хорошо вместе. Это то, что предшествовало основному сюжету, когда мать стала жестокой и деспотичной. Затем Жульен с бабушкой и к ним приходит подруга Жульена Алиса, бабушка оставляет их одних. У подростков начинаются отношения. В противовес взрослению сына следующий сюжет, когда мать Жульена открывает старые чемоданы, достает оттуда старые вещи и шляпы. затем она вместе с сыном читает книжку. Это показывает желание матери играть с сыном как подружка, ее желание быть маленькой вместе с ним. Чемоданы можно рассматривать как символ того, имеет место трансгенерационная передача какого-то семейного сценария, который постепенно разворачивается в фильме. Далее мать ведет с сыном беседу о том, что он стал хуже учиться, проявляя заботу: «Тебе ещё физику учить. Потом можешь поиграть на пианино», «Жюльен, доешь, пожалуйста, всё, что лежит в твоей тарелке». Жульен в отношениях с матерью демонстрирует подчинение. В следующей сцене Жульен беседует со своим товарищем, который спрашивает, пойдет ли он на вечеринку в субботу? «Не знаю… Странно ты никогда не рассказываешь о своих предках-говорит товарищь. Нечего рассказывать, отвечает Жульен. Товарищ отвечает «всегда есть что рассказывать»». Эта фраза, всегда есть что рассказывать, открывает завесу во внутренний мир Жульена, ему есть что рассказать, но он не знает как это делать, он привык подчиняться матери. Его не проявленный гнев на мать обращен против себя, он размыкается в себе и становится все более грустным. Тем временем мать, чувствуя что сын взрослеет и отдаляется от нее становится все более активной. Она покупает Жульен машинки и сладости, входит в ванну когда он раздет и заставляет его открыть свой пенис, объясняя это тем, что она много раз видела его «червячок». Жульен подчиняется. Эта безумная инцестуозная сцена вызвает ужас и отвращение. Затем мать находит письмо от подруги Жульена и понимает, что у него начинаются отношения, но не говорит ему об этом прямо. Она начинает более пристально наблюдать за ним, запрещает ему бриться и демонстрирует отвергающее поведение: «Вон отсюда», говорит мать. Жульен ударяет по клавишам пианино, демонстрируя свою злость. Он хочет играть с товарищами, но мать уговаривает его идти с ним в бассейн. Она использует свою власть, обольщение сына, манипулирует им и добивается своего, Жульен соглашается на бассейн. Потом мать начинает играть с ним в футбол, обнимает, целует сына, обольщает его. Сын испытывая чувство любви к матери дарит ей конфеты, которые ранее купил для своей подруги. А мать глядя на себя в зеркало видит признаки своего старения. Это демонстрирует реактивацию Эдипова конфликта, когда сын старается завоевать любовь матери. Но реакция матери противоположна «ты ненормальный Жульен, ты потерял здравый смысл, на какие деньги ты это купил? Мне папа дал. Я запретила ему давать…». Это фрустрирующее поведение вводит подростка полное непонимание, как вести себя с матерью. Мать пытается контролировать не только его поведение, но и его внутренний мир. Далее Жульен рассказывает своей подруге какие у него родители, самые обычные, а девушка говорит, что о его матери говорят, что она странная, приходит в школу, контролирует его учебу. Жульен оправдывает мать и обманывает подругу, что мать знает об их отношениях. В фильме Жульен когда ухаживает за девушкой лохматит свои волосы, выпуская рубашку из брюк, а когда возвращается домой, приглаживает волосы, старается соответствовать желаниям матери. Сестра Жульена взывает к чувствам отца и матери, что Жульен плохо, но отец злится на нее и требует, чтобы она ушла, в результате сестра уезжает в общежитие. Становится ясно, что отец и мать не способны подарить Жульену любви и признания, оказать поддержку. Инициатива сестры воспринимается родителями патологично – как проявление инакомыслия и ей отец ей прямо говорит, что ей надо уехать в общежитие. Дети не имеют голоса в этой семье, иначе им бы пришлось испытывать нарциссическую уязвимость. Отец пытается защитить сына, но мать доказывает свою правоту и снова заставляет мужа испытывать чувство собственной дефектности, очевидно оставляя себе при этом ощущение нарциссического триумфа. Мать идет в школу и узнает, что он стал плохо учиться, она запрещает ему видеться с бабушкой, друзьями, лишает его пианино и сразу после школы требует идти домой. Отношения Жульена с его подругой становятся напряженными, ей не нравится прятаться, Жульен все еще подчиняется матери и оправдывает ее в глазах девушки. Мать по-прежнему танцует с сыном, демонстрируя соблазняющее поведение, что вызывает у меня особое отвращение. Жульен становится все более замкнутым, отстраненным от матери. Он совсем перестает есть еду, которую приготовила мать, его бессознательное как бы говорит: «я больше не хочу тебя», он хочет отделиться от матери. Жульен набирается храбрости и сбегает на вечеринку к друзьям, но мать узнает об этом и приезжает за ним. Последствия для Жульена были ужасающими, мать жестоко избила сына, а отец и сестра не защитили его, тем самым как бы показывая, что они заодно с матерью. Его слабый отец сделал слабую попытку защитить сына. Он встал на пути сумасшедшей матери. Крупный мужчина, в два раза больше ее, боялся ее и извинился за защиту сына. Какой сценарий из своего детства разыгрывает отец Жульена? Очевидно, что у него была деспотичная мать, которой он подчинялся и как «семейный мандат» передал своему сыну. Сестра сообщает Жульену, что она уезжает, и что так лучше, возможно родители будут лучше к нему относиться. Жульен остается один на один с матерью, состояние которой становится все более агрессивным. При этом мы понимаем, что бабушка Жульена умирает. В сцене есть сцена, которая наводит на меня особый ужас. Показывают спящего Жульена, на него медленно надвигается тень, мы не знаем что это за тень и что может случиться в следующий момент. У меня мелькнула мысль, что мать хочет его убить, тем самым оставить объект (сына) для себя. Но тень оказалась тенью матери, которая погладила спящего мальчика. По ощущениям это был страшный жест. В следуем эпизоде мать приходит в школу к Жульену, видит его с товарищами и бьет его при них. Это был кульминационный момент, когда мы понимаем, что сейчас Жульен что-то сделает либо с ней либо с собой. Жульен идет к корту, где отец играет в теннис, он видит отца, большого и сильного, он бьет ракеткой по мячу при этом издает стоны. В этом эпизоде можно видеть попытку перейти от матери на сторону отца, разрешит Эдипов конфликт. Но отец слаб и мальчик решается на отчаянный шаг, он звонит в полицию и говорит, что его избивают. Когда полиция приезжает, отец и мать отрицают насилие и Жульен отступает. Мать все больше приходит в ярость. Она лишает сына его игрушек и своего пространства. Жульен противостоит матери. Придя домой, он лохматит свои волосы и достает пистолет. Последней каплей было то, что мать надела свитер, который подарила ему его бабушка. Когда она начала резать свитер, бить Жульена, он схватил нож, которым резал яблоко и направил на мать. Мать кричала «Убей меня, давай!» и он пырнул ее ножом. Мать осталась жива и сказала, что ни в чем не винит сына…В заключительных кадрах мать снова танцует с сыном, как бы говоря «Все возвращается на круги своя». Фильм оставляет тягостное впечатление, как будто то, что происходит как замкнутый круг никогда не закончится. Бессилие. Тревога, которую я испытывала в начале фильма по мере развития сюжета нарастала и не ослабевала даже в кадрах, где Жульен был с бабушкой или подругой. Наоборот, возрастало ощущение беспомощности и гнева. Эти чувства не находили разрядки, а только усиливались и не было выхода. Для меня было открытием, что я даже не пыталась проигрывать иные сценарии, как бы можно было поступить Жульену в критических ситуациях. Как будто не было иной воли, кроме воли матери поглотить ребенка ради своей нарциссической власти. Коме того, было ощущение отвращения на протяжении всего фильма. Это связано с инцестуозым использованием матерью своего сына. Из сюжета мы понимаем что отец в семье был слабым, психологически незрелым человеком, погруженным в депрессию. Очевидно, что такой отец не может взять на себя ни роль третьего и играть роль разделяющего третьего. Отец не может бытьзащитником в рамках триангулярных отношений от всемогущей архаичной матери. В фильме демонстрируется сценарий «захватничества» ребенка (Ф. Кушар), в котором присутствует принуждение соответствовать модели поведения, существующей в голове матери, инцестуозному использованию сына, выведывание детских секретов, обвинения, вмешательство в личную жизнь, смешение идентичностей, использование сына как заместителя мужа. Жульен становится объектом привязанности матери, которая не замечает, что ее сын имеет самостоятельный центр жизни и активности. Само существование и значение Жульена связывается с осуществлением нарциссических желаний матери. Жульен должен был безусловно удовлетворять потребности своей матери. Он не воспринимался ей таким, какой он есть на самом деле. Послание, которое получает формирующаяся личность, звучит: «Не будь тем, кем ты являешься». Обращенный к сыну страх распада, потери собственного Я вследствие его отделения, вынуждает мать избегать любого понимания его внутреннего мира, что нужно именно ему. Сюжет фильма делает доступным осознанию зрителя следующее – повзрослев, подросток пытается выйти за рамки нарциссических идентификаций и неизвестно, получится ли у него это сделать. Жульену трудно вырваться из эмоционального симбиоза со своей матерью, и убийство матери видится единственным выходом из материнского захвата. Диада «мать-дитя», показанная в фильме наполнена чувствами отвержения, отвращения, беспомощности, а н любовью, эмоциональным присутствием и заботой. В фильме показан ужас физического психологического насилия, нарцисического и сексуального использования ребенка. Кроме того, в фильме демострируется враждебность матери по отношению к сыну под маской заботы о его воспитании. Это ведет к депрессии и формированию различных психопатологий. Елена Донская 02.07.2019 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|