Воспитательница – мать, укравшая сына у отца

Воспитательница – так называется фильм, который показывали в кинотеатрах в канун нового года. О чем этот фильм?

Странная, во многом бредовая история о том, как воспитательница детского сада становится одержимой идеей воспитания талантливого мальчика, живущего вдвоем с отцом, превращения его в гения и раскрытия его поэтического дарования, которое никто кроме нее не может оценить. История о том, как воспитательница крадет ребенка и увозит в дом отдыха на берегу озера. Причем странность заключается в том, что это происходит не от одиночества и бездетности – у нее уже есть дом и семья, муж и двое детей.

Воспитательница  мать укравшая сына у отца

Какое же тогда архитипическое содержание прячет, олицетворяет этот фильм?

Кажется за видимым, манифестным сюжетом фильма, рассказанной истории, скрывается нечто, о чем прямо говорить нельзя, нечто иносказательное, то, что странности сюжета. Полагаю, этот скрытый смысл разыгрывает типичную жизненную историю, трагедию, которая происходит сплошь и рядом, вокруг нас. Однако, что-то заставляет запрещать прямо говорить об этой истории, то ли ввиду драматичности происходящего, то ли ввиду бессилия что-либо изменить в самой реальности, в настоящем. Кажется, что реальная и типичная история замалчивается, отрицается, так или иначе отбрасывается, вытесняясь как табуированная, возвращается в форме смешения, смещения, в форме коллективного сновидения, мифа с оттенком странности.

Кто такая воспитательница в символическом значении для каждого человека?

Это мать. Именно мать – традиционно главный воспитатель в жизни любого человека. Существует явление переноса как опыта воспроизведения ранних отношений со значимыми фигурами детства и прежде всего с матерью, на отношения со всеми другими людьми, на все последующие отношения.  Мать является той значимой фигурой, которую затем ищут маленькие дети в воспитателях детского сада, в школьных учителях на протяжении всего периода детства и юности. Перенести образ матери на замещающие ее фигуры достаточно легко и просто, ведь они все – женщины.

Что же пошло не так? Как, при наличии мужа и двоих детей (сына и дочери) в своей собственной семье, мать украла чужого ребенка?

Следует отметить то обстоятельство, что ребенок был украден в ситуации, когда отец один воспитывал ребенка, собственного сына.

В современной семье, когда большинство браков распадается, зачастую мать остается с сыном во многом в силу симбиотической привязанности к нему. Желание быть единым целым с ребенком приводит к тому, что муж отвергается и развод происходит, в большинстве случаев, по инициативе матери ребенка.

Желание матери стать женой собственному сыну показано в заключительной сцене фильма, после кражи воспитательницей ребенка из садика. Мы наблюдаем в фильме странную сцену того как после кражи мальчика, воспитательница увозит его из родного города к озеру, на пляж, обнажается перед ним до купальника, раздевает его, весело плещется с ним в воде, а затем в номере просит принять душ, после чего принимает душ сама. Здесь, в этой кульминации фильма, в действиях воспитательницы, слишком много обнажения и сексуального, чтобы их отрицать.

В фильме мы видим ситуацию, когда факт воспитания сына отцом ребенка инициирует, возбуждает любовные чувства у воспитательницы к ребенку, как женщины и как матери, вне зависимости от родственной принадлежности к мальчику.

С другой стороны пробуждается и враждебность, ненависть к отцу ребенка, к мужчине, ставшему на пути ее любовных желаний. Тот факт, что отец – родной для мальчика не принимается в расчет, отрицается, игнорируется.

Почему этот факт так легко отбрасывается воспитательницей? Почему даже не обсуждается никак в фильме? У воспитательницы нет никаких терзаний, мучений на этот счет. Может быть, потому что любой мужчина всегда "недостоин" и "неполноценен" перед образом «Великой матери» – главной воспитательницы, несущей свет «истины» и «святость» материнства, лучше знающей в вопросах воспитания, на том простом основании, что она мать..

Весь этот букет любви и ненависти, любовных и агрессивных настроений ведет воспитательницу к действиям, направленным к симбиотическому слиянию с мальчиком. Опять же – в противовес мужчине, отцу, который в паре мать-дитя воспринимается как чужой, чуждый, непонимающий, незнакомый, преследующий и несущий угрозу, угрозу этому формирующемуся, фантазийному симбиозу.

Таким образом, сама ситуация воспитания ребенка отцом провоцирует чувства воспитательницы к разрушению связи отца с сыном – воспитательница  стремится прервать эту связь отца с сыном и крадет у него ребенка. Стремясь к изначальному симбиозу со своим плодом, со своим ребенком, которым он был еще до рождения, воспитательница, мать отказывает в родительстве отцу, в его праве быть еще одним воспитателем в жизни ребенка.

«Воспитательница может быть только одна – только мать!» – таким может быть девиз главной героини.

Логика преступления и сумасшествия воспитательницы может быть такой:

поскольку я мать, то и вся власть в части жизни, воспитания ребенка принадлежит только мне, вся ответственность только на мне, мне дано это природой! Даже если он биологический отец ребенка, а я нет, я все равно являюсь главной воспитательницей его сына по праву того, что я мать, у меня есть дети и я лучше знаю, как воспитывать детей. Я и есть Воспитательница с большой буквы!
Парадокс ситуации в том, что явное преступление в фильме – кража чужого ребенка, сына у родного отца, оборачивается беззаконием – легализованным, одобряемым обществом преступлением в случае, когда воспитательницей является родная мать. В этом случае, похищение сына у родного отца не будет расценено как преступное деяние и полиция, власти бессильны что-либо сделать с таким поведением матери ребенка, ее бытовым сумасшествием и превышением своих родительских прав.

Однако вся гениальность фильма в том, что и на этот парадокс, на это безумие «матери» в фильме был найден выход – о преступном поведении воспитательницы сообщил сам мальчик, попросив о помощи.

В фильме мальчик не стал разделять свою жизнь с воспитательницей, которая была его символической матерью и настаивала на отчуждении от отца и своем с ним симбиозе. Он позвонил в полицию, сделав видимо так, как его учили в садике – сообщить об угрозе собственному существованию, будь даже эта угроза психологической, эмоциональной, то есть неявной.

Тем самым мальчик спас себя от растворения в симбиозе с "опытной" Воспитательницей, растворения в ее безмерной любви, «правде» и воле, от растворения в ее сумасшествии.



Просмотров: 521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Мать и отец: воспитание ребенка
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Сладкое и дети или как перевести в одной лодке ребенка, Новый Год и хорошую мать.
  • Психологическое заключение на мать и ребенка
  • Мать-основа развития ребенка
  • Идеальная Мать или как не лишить ребенка счастья?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Мать и мачеха. Как научить ребенка преодолевать трудности?
  • "Коли есть отец да мать, так ребенку благодать" или о психологии отцовства.
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Депрессия у ребенка или история одного мальчика, потерявшего отца.
  • Как мать портит личную жизнь своего сына
  • Мать солдата. Как отпустить сына в армию.
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • «Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)
  • Ненасытная мать, или Истерический невроз матери взрослой дочери
  • Я ненавижу свою мать (отца)
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Жуткая история Джипси Роуз: хороший ребёнок – больной ребёнок, хорошая мать – мёртвая мать
  • Как приличная мать может уставать от своих детей?
  • Отношения отца и ребенка после развода
  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,
  • «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36) Или как почитать отца и мать своих
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Что делать, если начальник похож на отца или мать.
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь