Мать и мачеха. Как научить ребенка преодолевать трудности?

Тут народ массово (и небезосновательно) возмущается по поводу фильма “Временные трудности” Расходникова, а я все думаю, как вообще фильм с такой идеей мог появиться на экранах... и знаете к чему пришла? Сейчас расскажу. 

Детско-родительские отношения переживают нелегкие времена, во многом революционные, т.е. нам, современным родителям, приходится как-то находить решения таких проблем, которые практически не стояли перед нашими предками. Там были другие трудности и своя тысячелетняя история их решения, свой опыт.  

Мы живем в то время, когда детей в семьях мало, а ресурсов у большинства родителей, на радость, много (проблема голода, жизни в халупах с грозящим обвалиться потолком, одной пары обуви на троих... - все эти ужасы столь актуальные и распространённые еще в прошлом веке для нас, к счастью, редкость). И дело не только в материальном благополучии, у родителей появились время и силы заниматься своими детьми. Когда работаешь по 12-15 часов в день с одним выходным, как-то даже вопроса выбора не возникает - есть ли у меня силы записать ребенка на еще один кружок или организовать ему познавательную ботаническую вылазку в степь... А дивный новый мир тотального изобилия?  Наши предки даже представить не могли таких проблем типа: “как грамотно организовать хранение игрушек (читай - что бы дитя ими не завалило)?” или “Как научиться говорить “нет” ребенку в супермаркете?”, или “можно ли давать ребенку задания по хозяйству?”, “а в 10 лет отпускать самого в магазин? 

В эпоху такого изобилия - как родителям создать для ребенка среду, в которой он научится преодолевать трудности? Научится самостоятельности? Ответственности? Как излишне не оберегать его от жизни? Как понять, где это “лишнее”?? 

Раньше все это происходила естественно - там, где у родителей не было ресурсов - возникало место для детского развития. А что делать, когда ресурсов вагон и маленькая тележка? Создавать трудности самим, как предлагается в выше означенном фильме???  

То, что фильм "Временные трудности" появился и наделал столько шума как раз и говорит о том, что тема в обществе актуальная. Другое дело, является ли найденное в фильме решение ответом? Действительно ли родителю для помощи ребенку стоит превращаться в тирана/злодея и подвергать его смертельной опасности? Или все-такие есть другой путь? 

В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что возможности детей к преодолению/осуществлению чего-то часто сильно недооцениваются родителями. Например, трудности детей в школе/саду/в отношениях со сверстниками/с оставлением дома одного и прочее наделяются порою большей значимостью, чем они таковыми являются для ребенка. И родители (опять же за счет того, что имеют много сил) активно начинают вмешиваться/решать/защищать/помогать/оберегать еще даже до того, как ребенок попытается что-то сделать сам.  

Особенно сильно выражена эта “опережающая” забота, когда у родителей есть травматический опыт ПЕРЕОЦЕНИВАНИЯ их собственной неуязвимости и сил. Например, мама, которая с 8 лет выполняла все обязанности по хозяйству и уходу за новорожденной сестрой (!!) приходит с темой конфликта со взрослой дочерью, у которой, по сути, отбирает маленького внука и ответственность за него из труднопереносимых чувств жалости и страха, что дочка-мать не справится, хотя никаких явных, реальных, причин для подкрепления бабушкиных тревог нет. Более того есть обратные примеры ответственного и взрослого отношения дочери к своему материнству. Но ей самой было так тяжело и так страшно в те 8 лет, так нужна была помощь и защита, что отделить свою двадцатисемилетнюю дочь от того своего образа очень трудно. Как результат - гиперактивная, контролирующая, нарушающая границы бабушка и конфликт с любимой дочерью. 

Или отец имеющий собственный опыт жестких конфликтов в школе, приводит в работу сына, с идеей о том, что пятилетка не может постоять за себя (научите), однако реальность полна обратных примеров  - сын вполне уже защищает себя, просто не всегда столь очевидным методом как “лопаткой по лбу”... 

Кстати, сейчас, пока пишу эту статью, читаю “Дорогу в тридесятое царство. Славянские архетипы в мифах и сказках” А. Сергеевой, и понимаю, что все-таки эта дилемма (Когда и как перестать оберегать детей от трудностей? И стоит ли вообще?) не так уж нашим предкам не знакома... 

Понимая, что важность самостоятельного опыта преодоления, собственного выбора, свершения  усилий, крайне необходимы для взросления, но похоже сталкиваясь с той же трудностью (как кровинушку этому всему подвергнуть?) наши предки мастерски в сказках вовремя “убивали” добрых заботливых родителей героев, а на смену им давали злобных, требовательных мачех, Баб Ёг и Кощеев))) Так вот, как не умирая (жить-то хочется)) и не превращаясь в нечистую силу, стать своему чадушке немного мачехой и Кощеем?? Как помочь взрослению ребенка и самим не умереть от ужаса за него и вины?) 

Ответы нашла в сказке о Василисе Премудрой. Вот очень краткий пересказ - Мать Василисы умерла, а напоследок оставила ей куколку-помощницу. Отец женился на злобной женщине, куда-то свалил, а та давай девочку мучить. Если совсем трудно было, Василиса просила куколку помочь, и та помогала. По мачехиной хитрости Василиса оказалась у Бабы Яги и там также усердно трудилась лишь иногда обращалась к куколке. В итоге, Василису Яга вознаградила, мачеху наказала, девочка стала известной в царстве ткачихой и вышла замуж за царя. 

И вот ответ на тему: не нужно переставать быть заботливой матерью, не нужно становится злобной мачехой  и устраивать ребенку жуткие испытания (например, везти в лес и бросать там, как в выше обозначенном фильме), а нужно научиться быть с определенного возраста чадушки такой маааленькой куколкой-помощницей-родительским благословением - верить в ребенка и помогать, когда просит. Но как стать такой куколкой? 

Пока родились следующие правила: 

  • Наблюдать за реальностью и больше обращать и свое внимание, и внимание ребенка, на опыт успешного самостоятельного преодоления им трудностей. 
  • Растить в себе веру в силу ребенка, его способность к преодолениям. Дети не могут понять какие они самостоятельно. Они считывают знания о себе от родителей и впитывают эту информацию как губка. Поэтому - чем больше тревожатся родители - тем больше тревожатся дети и наоборот. 
  • Создавать площадку для нового опыта, обозначая готовность помочь, если это потребуется. Например, иди в магазин, вот телефон - если что не понятно - звони. 
  • Не помогать, пока не просят.  
  • Отделять свой детский опыт от опыта своего ребенка. Мы совсем разные, у ребенка другие особенности, другие родители, другие условия жизни и свой набор способов преодоления трудностей! И свои, отличные от наших, переживания по поводу тех или иных ситуаций. Наблюдайте, опирайтесь на реальность, а не на свои представления о ней. 
  • Жить своей собственной жизнью и не забывать тратить ресурсы на самого себя. 

Пока все, что пришло в голову. Но тема важная и буду еще над этим думать) 

С уважением, 

Ваша Макшанцева. 

Мать и мачеха Как научить ребенка преодолевать трудности



Просмотров: 639
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • Как научить ребенка преодолевать трудности
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Агрессия ребенка, как отражение детского опыта родителей
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как не злиться на ребенка даже когда проверяешь домашние задания
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Нужно ли учить ребенка помогать родителям?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Когда мы совсем разные.Темперамент детей и родителей
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Школьные трудности у ребенка?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Пока не гаснет свет, пока горит свеча (об отношениях детей и родителей).
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Как мы создаём себе трудности, когда теряем время.
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Опыт родителей передачи ребенку ответственности за желания
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь