|
Нужно ли учить ребенка помогать родителям?Автор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
Часто можно слышать о необходимости приучения ребенка к труду. Именно «приучать» ребенка помогать родителям обычно начинают в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. Ребенка просят убрать на место игрушки и свою одежду, накрыть на стол, иногда вытереть пыль или подмести пол, вынести мусор. При этом, родители нередко сталкиваются с нежеланием ребенка что-то делать. Родители начинают беспокоиться о том, что ребенок вырастет ленивым, не умеющим обслужить себя и начинают заставлять ребенка выполнять родительские поручения. А дети в ответ начинают еще больше протестовать и категорически отказываются что-то делать. И чем больше родители настаивают, тем больше ребенок протестует. Замкнутый круг. Чтобы понять поведение ребенка, нужно посмотреть немного назад, на этого же ребенка в возрасте 1,5-3 лет. В этом возрасте дети не просто хотят помогать родителям, они рвутся все делать самостоятельно. Они страстно хотят мыть посуду, подметать пол, развешивать белье. С каким удовольствием годовалый малыш складывает вещи в стиральную машину, а потом, с помощью мамы, нажимает на кнопку и включает аппарат! Такого энтузиазма, такой энергии не встретить и у взрослого! Но что делают с этой энергией взрослые? Взрослые очень редко поддерживают энтузиазм ребенка, чаще они прерывают желание ребенка что-то делать. Так, если ребенок хочет мыть посуду, ему говорят, что нельзя, потому что он обольется. И даже если разрешают, то обычно после первой разбитой чашки ребенка отстраняют от работы со словами: «Ну вот, я же говорил(а), что у тебя не получится!». Взрослому гораздо проще подмести пол или вытереть лужу самому, чем позволить это сделать ребенку. Что в этом случае усваивает ребенок? Он начинает понимать, что инициатива скорее наказуема. Ему скорее не разрешат, чем разрешат что-то сделать. Итак, мы имеем ребенка, у которого есть желание что-то сделать. И если это желание чаще не удовлетворяется (ребенку не разрешают или даже ругают за сделанное), то постепенно, ради самосохранения, ребенок перестает хотеть что-то делать. Почему перестает? Потому с точки зрения самосохранения и внутреннего баланса, лучше не хотеть и не делать, чем хотеть и не иметь возможности выполнить желаемое. На то, чтобы перестать хотеть что-то делать, конечно, нужно время. Несколько лет. И как только ребенок адаптируется к среде, перестает проявлять инициативу, начинается что-то непонятное. Инициатива начинает исходить от родителей: «Сделай то, сделай это…». Но у ребенка уже есть негативный опыт. Он знает, что его будут ругать, если он сделает что-то не так. Его опыт подсказывает, что спокойнее как раз ничего не делать. Именно поэтому ребенок изо всех сил начинает протестовать и отказывается выполнять просьбы родителей. Каков же вывод? Не нужно целенаправленно приучать ребенка к труду. Важно не отучить ребенка трудиться в раннем возрасте, потому что созидание – это естественное стремление человека. Ребенок, инициативу которого поддерживали с раннего возраста, продолжает быть инициативным и во взрослом возрасте.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|