|
Как научить ребенка преодолевать трудностиАвтор статьи: Гутман Юлия Эдуардовна
«Игорь, ты чего плачешь? – Я родителям говорил, что на дополнительные занятия ходить не хочу, они меня забрали. А сейчас говорю, что в школу ходить не хочу, а они все водят и водят меня сюда…» Часто можно увидеть ситуацию, когда ребенок месяц на занятия ходит с удовольствием, а после отказывается от них. Родители, думая «ну раз не хочет, зачем заставлять», идут у него на поводу. А в отказе ходить на дополнительные занятия кроются две причины «могу, но не хочу» или «не могу, но хочу». Сегодня обсудим именно эту тему, зачем ребенку доводить дела до конца и как научить его преодолевать трудности. Волевое желание не берется из неоткуда, его нужно прививать. Воля дошкольника характеризуется неустойчивостью и импульсивностью, слабым самоконтролем и непродуманностью. И чтобы ребенок вырос с точным пониманием того, что для результата нужно приложить усилия, что трудности нужно преодолевать, что лень – это выбор человека, то родителям стоит начать формировать у ребенка нужные установки уже сейчас. Чтобы это сделать, есть определенный алгоритм. Для начала представим ситуацию, предшествующую цитате в самом начале этой статьи. Ребенок 6 лет приходит домой после дополнительных занятий (будь то центр развития или спортивная секция), и говорит: «Я туда больше не пойду». Причиной является один ответ: «Не хочу». Что скрывается под этим? Первое, что нужно сделать для того, что научить ребенка преодолевать трудности, это определить истинную причину его нежелания идти на дополнительные занятия. Какие могут быть варианты:
Когда причина выявлена (поможет наблюдение за ребенком, совместное выполнение задания и доверительная беседа), следующим шагов будет выбрать правильную реакцию, а именно помочь справиться с задачей, которую ребенок не может выполнить (исправить, изменить) сам. Как помочь? Поддержать. Думая, что ребенку любые занятия будут даваться легко, родители сами прививают ему установку «если не получается, брось». Она приведет к развитию? Нет. Фразы «Ты должен» также не замотивируют ребенка справиться с трудностями. В желании иметь самостоятельного ребенка, проскальзывают фразы «Решай сам», что не будет являться адекватной поддержкой. Каждому человеку нужна своя поддержка, какая нужна вашему ребенку?
Это лишь малая часть примеров поддержки, которая нужна детям. Определив и выполнив ее, перейдем к следующим пунктам. Покажите собственным примером, что трудности важны и нужны. Расскажите ребенку о том, как вам было сложно в детстве, и как вы справились с этим. Чего вам тогда не хватало, о чем жалеете, чего достигли, благодаря трудностям. Что и сейчас вы тоже испытываете сложности, и вы им благодарны, т.к. учитесь чему-то новому и это интересно. Объясните, что рядом с результатом всегда должен быть труд. Приводите примеры своей семьи и себя, когда что-то получилось только усердием и трудом. Рассказывайте сказки о преодолении трудностей, притчи, пословицы и поговорки. Все эти действия приведут ребенка к развитию воли, самостоятельности, мотивации, желания достигать целей, преодолевать трудности и идти вперед без лени и жалости к себе. Как же найти баланс между «идем напролом, сквозь лень» и «заставлять идти туда, где ему неинтересно»? На самом деле, это просто. Договоритесь с ребенком о промежуточном результате. Это может быть временной промежуток или определенное действие, после которого нужно будет спросить ребенка еще раз: «Ты хочешь продолжать ходить на занятия?». Сделайте акцент на той причине, которую вы вместе выяснили в самом начале: «Смотри, у тебя появились друзья, у тебя получается лучше, чем тогда. Я горжусь тобой. Ты справился с первыми трудностями». Вместе с чувством завершенности у ребенка (определив промежуточный результат и достигнув его), ребенок и сам для себя поймет, действительно ему интересно этим заниматься или он хочет попробовать что-нибудь другое. Стоит заметить, что все-таки есть причины, когда не стоит доводить дело до конца, и забрать ребенка с занятий. Например, неграмотный педагог или плохое отношение к ребенку. В остальных же случаях, ваша помощь для осознания ребенком того, что преодоление трудностей это важно и нужно, будет полезна как и в данный момент, так и в дальнейшем. Желаю вам в этом успехов! С вами была педагог-психолог - Гутман Юлия Эдуардовна +7 922 29 40 290 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|