|
Как научить ребёнка преодолевать трудности? 3 простых шага.Автор статьи: Кононова Юлия Владимировна
Как научить ребёнка преодолевать трудности?3 простых шага.
Кто из вас смотрел фильм «Сладкий ноябрь»? В этом фильме у молодой девушки, которой из-за болезни оставалось совсем немного времени жизни, каждый месяц был новый мужчина, которого она своим жизнелюбием, своей яркой индивидуальностью, креативностью возрождала, помогала ему избавиться от множества стереотипов и остального пыльного хлама в голове. Так случилось, что в ноябре она встретила героя Кину Ривза. И эта история оказалась больше, чем просто месяц, проведённый вместе.
Моя жизнь складывается таким же удивительным образом. Правда, это связано не с мужчинами, а с моей работой. Так получается, что в один и тот же месяц ко мне приходят клиенты, вопросы которых очень похожи. В другой месяц я сталкиваюсь уже с другими запросами. Так, в октябре я активно работала по вопросам аутизма у детей. В ноябре – по вопросам успешного общения со сверстниками. В январе – я занималась разрешением конфликтов у школьников. А февраль преподнёс мне новую интересную задачу – как научиться преодолевать трудности? В основном, вопросы исходили от родителей дошкольников. Научившись первой самостоятельности, дети осознали, что у них есть свои желания, потребности, которые часто отличаются от желаний и требований взрослых. Но одного желания мало. Нужно ещё и умение. А ведь далеко не всегда получается выполнить то или иное дело с первого раза. Особенно если дети посещают спортивные секции. Ведь в спорте ошибки, неудачи и трудности неизбежны. Именно спорт (не тот, который олимпийский) очень нужен для формирования крепкого здоровья, самодисциплины, развития силы воли и навыка вставать и идти дальше после падения. Многие дети, сталкиваясь с неудачей в попытках самостоятельного одевания или с проигрышем на соревнованиях, начинают кричать, злиться, орать, топать ногами: «Я больше не хочу и не буду этим заниматься! Это неинтересно! Мама, папа сделайте за меня!» И расстроенные родители сталкиваются с трудностью, когда в следующий раз ребёнок сразу же отказывается делать что-то самостоятельно, его не уговорить снова пойти на кружок. Что же делать в подобной ситуации? Eсли у вас уже есть свои методы, которые вам помогают – напишите их в комментариях. Для меня важен и ценен ваш опыт!
Стоит отметить, что вопрос преодолевания трудностей будет вставать перед человеком всю жизнь. И на каждом этапе будут свои сверхзадачи и сверхпроблемы. Поэтому родителям с самого рождения малыша очень важно заложить правильный фундамент мировоззрения.
КАК ЖЕ ЭТО СДЕЛАТЬ? ШАГ 1. ПОКАЗЫВАЙТЕ СОБСТВЕННЫЙ ПРИМЕР.
Если мама ломает ноготь и начинает из-за этого ругаться, кричать на всех и сильно расстраиваться, то, конечно, такую модель поведения скопируют дети. Но я уверена, что эту статью читают неравнодушные читатели, осознанные и заботливые родители (как в настоящем, так и в планируемом будущем). С самого рождения ребёнок считывает огромное количество бессознательной информации: не слова, но интонации, настроения. ОН ЧУВСТВУЕТ ВСЁ ТО, О ЧЁМ РОДИТЕЛИ МОЛЧАТ! Если в сердце папы или мамы в этот момент живёт злость, грусть, обида – то, несмотря на то, что они об этом молчат, маленький ребёнок почувствует и это. Взрослея, ребёнок видит в своих близких примеры и модели поведения в самых разных ситуациях.
Рассказывайте крохе ваши истории, как вы сталкивались с той или иной неудачей или проигрышем, с трудностью или проблемой, что вы чувствовали тогда и как себя вели. Когда малыш идёт в сад или школу, где возникают проблемы, вы можете вспомнить, с какими подобными проблемами сталкивались вы и рассказать ему. А также ребёнку можно рассказать истории из жизни других близких людях.
ШАГ 2. ВВЕДИТЕ ДВА ГЛАВНЫХ ПРАВИЛАОб этом правиле можно уже говорить годовалому малышу. При этом никогда не поздно рассказать о нём и более старшим детям. «Если ты один раз упал, то первым делом нужно что сделать? Подняться! А если ты два, три раза упал? Нужно подняться. А если ты 10 раз упал? Что нужно сделать? 11-й раз подняться!»
Учите это правило как стих, который должен отлетать от зубов. Ребёнок будет воспринимать это правило буквально. И в школе, когда у него начнёт формироваться абстрактно-логическое мышление, он уже сможет понять и метафорическое значение этого правила.
К этому правилу стоит ввести ещё одно, которое смогут понять многие 6-летние дети.
Если что-то не получилось, то слезами, истериками ситуация не исправится. Слёзы и истерики лишь отнимут время, которое можно было бы потратить на что-то интересное, например, для игр. Если не получилось – нужно подумать и попробовать снова. Вам понравилось это правило? Ставьте лайк и идём дальше…
ШАГ 3. РАССКАЗЫВАЙТЕ СКАЗКИ О ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ, ИСТОРИИ ЛЮБИМЫХ ГЕРОЕВ, ПРИТЧИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Значение сказок в жизни ребёнка сложно переоценить. Сказки играют обучающую, развивающую и даже исцеляющую роль. А после сказки задавайте вопросы, обсуждайте с крохой те события, в которых герой столкнулся с трудностью и как он поступил. Если вы читаете сказку ребёнку от года до трёх, то задавайте вопросы и сами на них отвечайте. С ребёнком постарше можно вести диалог и вместе обсуждать смысл сказки. Кстати, именно на тему сказок с комментариями психолога, чему учат сказки, как их читать, и будет скоро выпущено наше приложение для мобильных устройств. Интересен и тот факт, что большинство великих людей в начале своего пути имели гораздо более скудные условия существования и меньшие возможности, чем большинство их современников. И, несмотря на все трудности, каждый из них добился многого и внёс свой вклад в развитие человечества. Вспомним, юного Эдисона, которого исключили из школы, считая, что он умственно отсталый, но его мама прочитала ему вслух письмо из школы иначе: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами". И благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века. Вспомним известного актёра Смоктуновского, которого когда-то исключали из театров за профессиональную непригодность! И он долго не мог найти себе работу. Вспомним историю Юрия Куклачёва, которого 7 лет подряд не принимали в цирковое училище. Я уверена, что каждый читатель сможет найти множество подобных историй об интересных людях, которые смогли несмотря на все трудности добиться успехов. Такие поучительные истории и закладывают фундамент всего будущего мировоззрения.
Отдельно стоит отметить притчи, пословицы, поговорки, которыми так богат русский язык. Большинство из них пришли к нам из далёких времён и содержат мудрость, накопленную веками. В народном фольклоре можно найти о преодолении трудностей, о неудачах и о силе. Выберете те, которые будут понятны малышу и расскажите их.
В любом случае, я уверена, что осознание своей роли как родителя, понимание принципов воспитания и любовь делают родительство не сверхподвигом, но счастливым и интересным совместным путешествием по жизни.
Я желаю счастливого и осознанного родительства!
Ваш детский психолог, Юлия Кононова. Если вам понравилась эта статья, жмите лайк. Пишите в комментариях свои размышления. Что делаете вы, когда сталкиваетесь с трудностью или проигрышем?
Другие мои статьи на тему детской психологии, психологии отношений вы можете найти в социальных сетях:Вконтакте и Фейсбук
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|