|
Спорт и подросток - что делать, если возникли трудности?Автор статьи: Слинькова Марина Ивановна
Мне передали вопросы родителей , у которых дети занимаются спортом. Что делать, если ребенок постоянно расстроен, но не рассказывает, в чём причина? Если ребенок пришел расстроенным, но молчит, то родителю стоит сказать о том, что он видит состояние его. «Привет! Рад тебя видеть. Ты сегодня расстроен чем-то или мне показалось? Я могу тебе чем-нибудь помочь? Поговорим позже, вижу, что сейчас тебе тяжело.» Последующие подходы: «Остаешься грустным. Хочу помочь тебе, но не знаю как. Может вместе что-то поделаем? Чай попьем, кино посмотрим, поговорим?» Не навязчиво продолжать попытки наладить контакт. Если слышите отказ, то: «Вижу, что ты не готов делиться со мной. Жаль, но уважаю твое решение.» Если нет изменений и нет общения, то стоит проговорить ребенку следующее: «Я вижу, что ничего не меняется. Но, ты со мной это не хочешь обсуждать. Мне, как родителю, больно это видеть и не иметь возможности тебе помочь. Отстаивать твои интересы, защищать тебя это мое право и обязанность. Если ты не вводишь меня в курс дела, то я буду искать информацию на стороне – в школе, у друзей. Завтра я иду на встречу с тренером (учителем). Есть что-то что я должен знать перед этой встречи?» Как убедить ребенка ехать на сборы или идти на тренировку, если он не хочет? Действия родителя зависят от того на сколько занятия являются выбором ребенка. Если это выбор родителя, то заставлять в этом случае это насилие физическое или психологическое. Если ребенок был увлечен занятиями, но в какой-то момент стал избегать, то исследуем причины:
Что делать, если ребенок прогуливает тренировки? Обратить внимание на эмоциональное состояние ребенка после тренировки. Выяснить возможные трудности выше перечисленные. Так же возможно ребенок не связывает цели поставленные в спорте и необходимые усилия с его стороны. В этом случае стоит пройти по схеме, которую вы использовали в презентации на собрании родителей. Обратить внимание на собственные реакции после того, как вы узнаете о прогулах. Кто включается в эту проблему? Как каждый из родителей реагирует на эту новость. Вместе родители решают эту проблему или отдельно? Как это влияет на семейное взаимодействие? Иногда появление проблем у детей связано с семейной ситуацией и влияет на регуляцию отношений между родителями или между родителями и другими детьми. Что делать, если тренер не выпускает ребенка на поле и не даёт показать свои способности? Очень много вариантов для родителей:
Как подготовить ребенка к первым соревнованиям? Здесь важен баланс между описанием значимости участияпобеды и возможными трудностями в достижении промежуточных результатов или переживании поражения. Не стоит, ориентируя ребенка на победу или участие, исходить из принципа – все либо ничего. Рассмотреть максимально возможный результат, а также результат, который покрывает не максимальные цели, и в случае поражениянеудачи какие подсказки из этого можно извлечь. У ребенка должно быть представление об этапности пути к победе. Полезно, если у ребенка есть уже опыт обсуждения поражений, есть опыт простраивания вместе со взрослым причинно-следственной связи между его личным вкладом и результатом. Важно не транслировать высокие родительские ожидания, высказывать поддержку стремлениям самого ребенка и уверить ребенка в том, что вы сможете вместе пережить поражение. Как помочь ребенку понять, чего он хочет? Самое сложное это престать принимать решения, делать выбор за ребенка и выдерживать его ошибки, демонстрируя выдержку взрослого человека. Пока за него это делаете вы, он теряет способность слышать и распознавать свои желания и потребности. Это навык – всего лишь навык, который надо тренировать. Начните с простого – любишь чай с клубникой или Эрл Грей? Оделся сам – тебе холодно или жарко? Сколько можешь гулять в этой одежде – час или два? Как захочешь пить скажи мне об этом сам. Итд Тебе нравиться заниматься с командой и проигрывать и выигрывать вместе или тебе важен только твой результат? Как поднять самооценку ребенку? Явно не с помощью критики. Вначале о достижениях, ведущих качествах ребенка говорим. Вспоминаем моменты, ситуации где ваш ребенок молодец, затем из этой истории выуживаем качество ребенка (собранный, упорный, вдумчивый, быстрый), которое помогло справиться, затем размышляем где еще оно может пригодиться. Отмечаем положительные изменения, затем анализируем (ВНИМАНИЕ -не критикуем) результаты и простраиваем причинно-следственные связи с неудачей. Родителям важно детей обнимать, улыбаться им, проговаривать похвалу или слова поддержки. Из ваших разговоров должно быть понятно ребенку, что если он не справиться, то вы конечно расстроитесь, но это не разрушит вас, вы будите все равно собраны, сдержаны и не оттолкнете действиями или словами детей от себя. Вы пример для подражания своим детям. Вы эмоционально справляетесь с поражением детей и он, глядя на вас не будет впадать в гнев, панику, разочарование, а останется, как и вы, собран, сдержан. Если вы и ваш ребенок с бурными эмоциолнальными проявлениями, то договоритесь о моменте проявления, отыгрывания этих эмоций. Пусть ваш ребенок знает, что эмоции проявлять можно, но ими можно управлять. "Самый ценный совет мне дали родители: оставайся собой, кем бы ты ни стал." - Александр Михайлович Овечкин Как вырастить чемпиона? На что нужно обратить особое внимание родителям? Тренер оценивает возможности ребенка, его потенциал. Обеспечивает разумную систему тренировок, нагрузок, отвечает за психологический климат в команде, а так же информирует родителя о необходимом сопровождении ребенка. Родитель обеспечивает материальную часть и организаторскую, отслеживает состояние ребенка и отстаивает его интересы. Выбор заниматься этим видом спорта должен сделать ребенок. Далее все зависит от личностных качеств ребенка и физических способностей. Как правильно реагировать на детские истерики? Важно, чтобы родитель не избегал, но и не впадал в ответное реагирование. Вы знаете своего ребенка, и можете точно сказать, что истерика это для него типичное реагирование или следствие переживания сложной ситуации. Если для вашего ребенка это способ достижения результата, то ваша задача не впечатляться, не менять решение и не включаться в этот спектакль. Оставаться последовательным и твердым в й Человек начинает прибегать к крику и хаотичным движениям переживая отчаяние, бессилие, это сигнал, что справиться с ситуацией не может. В этот момент он захвачен эмоциями и не сможет адекватно размышлять, думать, принимать решение. Ваша родительская помощь, помощь взрослого человека, состоит в том, чтобы снизить интенсивность переживания ребенка. Первое – это обратить на себя внимание – не впадаете ли и вы в истерику? Возьмите свои эмоции под контроль – прервите ситуацию, выйдите из комнаты, попейте воды, начните дышать глубоко и на счет. Затем проговорите ребенку: «Я вижу, что ты злишься и обижаешься. Похоже нам надо взять паузу и успокоиться обоим. Пока ты так бурно переживаешь мы не сможем принять адекватное решение. Перенесем обсуждение.» Высказывания типа – «не психуй, перестань орать, будет так как я сказал» - не приносят ожидаемого эффекта. Короткая схема: Успокоиться самому- Проговорить чувства ребенка- проговорить на что такая бурная реакция- предложить успокоиться или прерваться – вернуться к вопросу в более спокойном состоянии. Главные родительские качества – любовь, самообладание, выдержка. Как не допустить перенапряжения и перегрузок? Главные показатели перегрузок – сон, восстанавливаемость, аппетит, настроение, физический тонус. Внимательное наблюдение родителя – главная гарантия. Тренер может нагружать одинаково детей и только вы, родители, сможете определить по силам она в данный момент ребенку или нет. Ваша главная задача стоять на страже психологического, физического здоровья и умственного развития. Ни одна самая опытная система не сможет предложить вам универсальную систему нагрузок. Детям бывает трудно оценить свое состояние и рассказать об этом вам и тренеру. Этому он обязательно обучиться вместе с вами. Как мотивировать ребенка без давления? Если это ваша цель, а не ребенка, то такого способа не существует. Если ребенок сделал сознательный выбор, многое преодолел и в какой-то момент потерял интерес, то переходить к массированному напору не стоит. Возможно это вызвано тем, что ребенок перестал чувствовать, что это его выбор, и у него появилось чувство, что он заложник этого выбора. В некоторых случаях короткая пауза даст возможность вновь почувствовать заинтересованность. Необходимо вместе с ребенком попытаться определить причину потери мотивации:
В зависимости от причины ищем способы мотивации. Важно опираться на уже существующие качества и положительный опыт. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|