|
Как мы создаём себе трудности, когда теряем время.Автор статьи: Герасимова Светлана Анатольевна
Не буду писать о том, как важно уметь планировать: определять посильный объём дел/ не намечать лишнего, расставлять приоритеты в делах, распределять время. Предположим, мы умеем это делать. И вот мы всё спланировали, по нашим предположениям мы всё должны успеть, а по факту в конце дня оказывается, что не укладываемся. И что происходит дальше: мы начинаем торопиться, делаем дела сверх запланированного времени, в ущерб личному времени, времени отдыха или сна, переносим дела, тем самым перегружаем другой день. Всё это приводит к раздражению, самобичеванию , чувству вины или обвинению других и конфликтам. Т.е. вот они неприятности – физиологические и/или эмоциональные трудности. Если проанализируем, где потратили незапланированно время в течение дня, мы обнаружим хронофаги – это поглотители времени, отвлекающие объекты. Хронофаги могут быть одушевленными или неодушевленными. Сегодня только о некоторых из них, их можно обнаружить и больше.
Когда мы теряем время?
-- когда кто-то «присел нам на уши» (допустим, позвонила подруга, или коллега завёл досужий разговор во время того, как мы выполняем работу). Человек в деталях может рассказывать о повседневных, заурядных событиях или плачется, изливая на нас свои негативные переживания. А мы слушаем, поддакиваем, вздыхаем вместе с ним. При этом мы можем включиться и эмоционально, что тоже мешает в своих делах. Или не слушаем, но всё равно отвлеклись и выпали из собственного процесса. Что здесь для нас может сработать и не даёт остановить разговор? Желание сохранить отношения, быть «хорошим человеком», поддержать. В этот момент важно осознать, сколько мы теряем, сколько приобретаем в этом процессе. Если теряем больше, важно научиться достойно закончить такой разговор.
-- когда обсуждаем вещи, на которые не планируем или не имеем возможности влиять (мусолим ЖКХ, пробки на дорогах, обсуждаем жизнь других). Зададим себе вопросы: Собираюсь ли я как-то эту социальную проблему решать? или Есть у меня возможность на это повлиять? Как моя жизнь зависит от жизни других, кого сейчас обсуждаем? Какие я чувства при этом испытываю? Если обнаружатся негативные чувства: раздражение, злость, зависть, обида и др., они нам точно не помогут в выполнении запланированных дел. Поэтому лучше от такого разговора уйти, а с чувствами разобраться позже.
-- когда кто-то на нас вешает не наши дела или мы их сами берём. Пример: молодая руководитель, когда к ней подходили подчинённые с жалобой, что не знают, как оформлять такой-то документ, вместо того, чтобы показать, подсказать источники, где это можно увидеть, адресовать к опытному сотруднику, бралась и сама документы делала. В результате все привыкли, а ей приходилось задерживаться после работы, росла усталость и недовольство. Ещё примеры, когда мы выполняем не свои дела. Допустим, близкий человек просит пройтись с ним по магазинам, чтобы помочь выбрать покупку. Или ребёнок не убрал за собой предметы развлечений, игр (мы про возраст, когда ребёнку уже это по силам) и мы вместо того, чтобы привлечь его доделать дело, убираем сами. Вопросы: Насколько ко мне это дело относится? Какие у меня мотивы, чтобы ради этого я отодвигал(а) свои дела? Что полезного для себя я в этом могу получить? Если я хочу помочь, то, как и когда я могу это сделать? Исходя из ответов, мы увидим, как можем поступить в этой ситуации. С мотивами стоит внимательно разобраться позже.
Мы иногда берём на себя не свои дела, когда поддаёмся чьей-то манипуляции. Это может быть так: У нас пытаются вызвать чувство вины, жалости, солидарности, растерянности. Если эти чувства у нас включились, нас легче вынудить что-то сделать. И если это случается, мы будем злиться не только за то, что чего-то своего не успевает, но и за то, что поддались манипуляции.
-- когда не выполняются договорённости с чьей-то стороны. Например, супруги договорились, что в магазин за хлебом зайдёт жена, а она звонит и говорит, что забыла и это придётся сделать мужу. Или, мы договорились с кем-то встретиться в определённое время, а человек без предупреждения сильно задерживается. Мы в ожидании не можете ничем заняться, вдруг он вот-вот подойдёт. Если человек, с которым была договорённость, её нарушил, мы имеем право принять своё решение. Например: значит, сегодня мы ужинаем без хлеба. Или, после назначенного времени никого не ждём, начинаем заниматься своими делами, а встреча отменяется. Со временем любители вносить коррективы в договорённости поймут, что в отношении нас это не выгодно.
-- когда зависаем в сетях, гаджетах: наткнулись на новости, статьи о медийных личностях, интересных фактах, приколы или интересную статью, за которой по ссылке пошли к другой интересной статье. Или решили включить телевизор, пока занимаемся каким-то делом. Но вот дело уже закончили, а телевизор продолжаем смотреть. Что здесь срабатывает? Интерес, любопытство, жажда познания. Это свойственно человеческой натуре. Если мы не планировали сейчас этим заниматься, сделаем закладку, запланируем себе время для просмотра, если не вернулись к этому позже, значит, не настолько нам это было нужно.
-- когда хобби отнимает много времени, если нарушается правило «делу - время, потехе - час». Понятно, что интересные дела приятнее выполнять, чем нужные, но нужные от этого никуда не деваются. Пусть время для хобби будет вознаграждением за выполненные запланированные дела. Это ещё приятнее.
-- когда никак не можем начать запланированное дело из-за тревоги, неуверенности. В результате, теряем возможности. При этом прикладываем усилия, чтобы оправдаться перед собой и другими. Думаю, чтобы остановить для себя этот сценарий и перестать испытывать негатив по этому поводу, стоит заняться вопросом своей эмоциональной устойчивости. Лучше со специалистом.
Итак, чтобы не терять время и не создавать себе трудности, нужно: -- научиться отслеживать в своей жизни хронофаги, -- задуматься над тем, какие эмоции и мотивы включаются, которые поддерживают отвлекающие факторы, -- позаботиться о своей эмоциональной устойчивости, -- уметь чувствовать время. Если это умение включается нам легче остановить отвлекающий объект.
Для тренировки предлагаю Упражнение «Чувство времени»
Сядьте в тишине, посмотрите на часы и запомните время. Закройте глаза и дайте себе задание открыть их через 1 минуту. Не нужно считать в уме секунды или ставить таймер, слушать секундную стрелку у часов. Просто доверьтесь своему внутреннему чувству времени и откройте глаза, когда вам покажется, что минута закончилась. Тренируйтесь до тех пор, пока не будете чувствовать 1 минуту. Со временем можно увеличить интервал до 5 минут. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|