МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы

Автор статьи: Инна Гребельная

МАК обоз Метафорические ассоциативные карты Мама обзор пример работы


Карты тематические, как понятно из названия. За этой темой стоит практически вся проблематика детских травм, поэтому в моём wish-листе они появились сразу же, как только я о них узнала.

Это третья колода трилогии МАК СкриптоКарты Арины Ткачук и Алёны Казанцевой. Первые две - «Приказания и решения» и «Сценарий в действии», у меня их нет. Все колоды так или иначе связаны тематикой детско-родительских отношений, но все их можно использовать независимо друг от друга.


В наборе 148 больших карточек разметом 10х14 см. Из них 34 – изображения различных животных в контакте со своими детёнышами, остальные – сюжетные картинки из жизни с разными вариантами взаимодействия мама-ребёнок: и позитивного, и травмирующего.







Отношение к картам у меня сложилось неоднозначное.

Что понравилось:

- тема актуальная: так или иначе отношения с мамой «проявляются» то тут, то там, и такой набор оказывается под рукой очень  кстати;

- хорошая методичка с примерами работы:



- супер-идея с картами мам-животных (я такого больше не встречала);

- очень качественная полиграфия, матовая поверхность.

Но… я о них «забываю», и моя рука редко тянется взять их с полки. Задумалась - почему?

-карт в наборе очень много – животные у меня «сложены» отдельно, но и без них остаётся 114 карточек;

-карты большие по размеру и довольно плотные – как открытка – их неудобно перебирать, ещё и в таком количестве; упаковочная коробка ещё крупнее – размером чуть меньше альбомного листа (18х25 см) – не во всякую сумочку «забросишь»;

-много на мой взгляд повторяющихся сюжетов:









-многие из сюжетов взяты как будто из жизни одной городской семьи: мамы не особо различаются по возрасту, внешности, комплекции, социальному статусу и образу жизни; возможно поэтому ассоциации из прошлого «схватываются» трудно, с моделированием идеальных отношений дело идёт лучше;

-мне не хватает карточек со словами (а маме всегда есть что сказать) – приходится подбирать в других наборах;

-здесь же отмечу сравнительно высокую цену.

Словом, я всё ещё посматриваю на другие предложения в поисках своей идеальной колоды на эту тему. Но карточки с животными-мамами не променяю ни на что!

Предлагаю пример работы с использованием метафорических ассоциативных карт «Мама». В основе – методика раннего детского воспоминания А.Адлера. Публикуется с согласия клиента.

Для начала приведу цитату самого Адлера:

«Каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то Достопамятное. Оно говорит ему: "Вот чего ты должен ожидать", или: "Вот чего ты должен избегать", или: "Вот что такое жизнь"... Воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те случаи, которые он помнит».

Техника решает задачу изменить «стиль жизни» посредством замены интерпретации раннего детского воспоминания.

Переписать детство

Клиентка – одинокая женщина 55 лет, запрос – избавиться от (невротических) переживаний по поводу расставания с мужчиной, которое произошло более двух лет назад: «хочу его забыть и больше не мучиться».

В ходе беседы выяснилось, что подобных случаев в жизни клиентки было несколько, и все развивались по одному сценарию:

1 этап - эмоционально прекрасный период ухаживания;

2 этап - длительный период совместного проживания с нарастающим недовольством с её стороны к количеству уделяемого ей внимания, заботы и любви;

3 этап – эмоционально «ужасный», с уходами-приходами, период расставания;

4 этап – период «страдания» после окончательного расставания, который обычно завершался только с появлением в её жизни нового мужчины («клин клином вышибают» - её слова).

Подобные повторяющиеся сценарии обычно отсылают нас к детским переживаниям по поводу недополученной родительской любви и заботы.

Предлагаю клиентке вспомнить самое раннее детское воспоминание, которое сейчас всплывает в памяти.

Она увидела день, когда примерно в 5-6-летнем возрасте, играя с соседскими детьми у них в доме, разбила стеклянную дверь. При этом сама сильно порезалась так, что ей накладывали швы, и раны потом долго и проблемно заживали. Самым ярким эмоциональным потрясением этого дня оказалась реакция мамы этих соседских детей, которая вместо ожидаемой реакции - наказания и осуждения - проявила сострадание и заботу о девочке и даже поехала с ней в больницу. Относительно реакции родителей и их действий, ответ – «я не помню».

Полученный «урок» в контексте заявленной проблемы клиентка сформулировала так: «чтобы получить внимание и заботу, нужно сильно пострадать».

Отсутствие родителей в воспоминании – диагностический признак. Поэтому следующий шаг – поговорить о маме.

Прошу клиентку найти в предложенных изображениях «маму, чем-то похожую на мою»:

Описали эту маму: "неласковая, требовательная, даже злая";

Как она проявляет заботу о ребёнке? – «научить (иногда ремнём), привить необходимые для жизни навыки, дать образование, вывести «в люди».

Далее ищем в колоде изображение мамы, «какой я хотела бы видеть свою»:

Описываем эту маму: "добрая, заботливая, ласковая, всё прощает, всегда рядом".

Как она заботится о своём ребёнке? – "следит, чтобы его никто не обижал, защищает, проводит с ним время".

После этого предлагаю клиентке «переписать» своё детское воспоминание, сделав его «идеальным», желательным:

«Я играю с соседскими детьми у них дома, случайно задела и разбила стекло, но поранилась не сильно, чуть-чуть поцарапалась. Испугалась, что будут ругать. Мама прибежала на шум и сразу стала меня отстаивать, защищать. Забрала домой. Дома я расплакалась, мама меня посадила на колени, покачала, приласкала. Они с папой «подули» на ранку, вместе обработали порез. После этого мы вместе сели ужинать и вспоминали этот случай, смеясь. На ночь мама меня уложила спать, приласкала, поцеловала, и я уснула с улыбкой».

Предлагаю найти среди карточек с животными ту, на которой детёныш испытывает подобное состояние:

Описываем его: он спокоен, блаженствует, чувствует тепло, защиту и заботу мамы; она всегда рядом и можно ничего не бояться.

Карту фотографируем на память и расстаёмся в благостном состоянии духа с домашним заданием: приобрести мягкую игрушку - прототип своего внутреннего ребёнка - и на ней "вымещать" свою заботу и жалость всякий раз, когда будет возникать потребность в этих ощущениях.

Уже через две недели клиентка отметила позитивную динамику по теме запроса.





 



Просмотров: 1165
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Хочу чтобы она меня любила"... или основная потребность мужчины
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • МАК-обоз. Ассоциативные карты "ДОМ": обзор, пример работы
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Созерцание": обзор, пример работы
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Работа с МАК. "У меня всё отлично!Вот только жить почему - то не хочется..."
  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • "Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни".
  • "Мамина любовь, или "Мама ты меня любишь?"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Оставьте меня в покое!" или как уединиться в период изоляции
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь