|
МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работыАвтор статьи: Инна Гребельная
Это третья колода трилогии МАК СкриптоКарты Арины Ткачук и Алёны Казанцевой. Первые две - «Приказания и решения» и «Сценарий в действии», у меня их нет. Все колоды так или иначе связаны тематикой детско-родительских отношений, но все их можно использовать независимо друг от друга.
Что понравилось: - тема актуальная: так или иначе отношения с мамой «проявляются» то тут, то там, и такой набор оказывается под рукой очень кстати; - хорошая методичка с примерами работы:
- очень качественная полиграфия, матовая поверхность. Но… я о них «забываю», и моя рука редко тянется взять их с полки. Задумалась - почему? -карт в наборе очень много – животные у меня «сложены» отдельно, но и без них остаётся 114 карточек; -карты большие по размеру и довольно плотные – как открытка – их неудобно перебирать, ещё и в таком количестве; упаковочная коробка ещё крупнее – размером чуть меньше альбомного листа (18х25 см) – не во всякую сумочку «забросишь»; -много на мой взгляд повторяющихся сюжетов: -многие из сюжетов взяты как будто из жизни одной городской семьи: мамы не особо различаются по возрасту, внешности, комплекции, социальному статусу и образу жизни; возможно поэтому ассоциации из прошлого «схватываются» трудно, с моделированием идеальных отношений дело идёт лучше; -мне не хватает карточек со словами (а маме всегда есть что сказать) – приходится подбирать в других наборах; -здесь же отмечу сравнительно высокую цену. Словом, я всё ещё посматриваю на другие предложения в поисках своей идеальной колоды на эту тему. Но карточки с животными-мамами не променяю ни на что! Предлагаю пример работы с использованием метафорических ассоциативных карт «Мама». В основе – методика раннего детского воспоминания А.Адлера. Публикуется с согласия клиента. Для начала приведу цитату самого Адлера:
Техника решает задачу изменить «стиль жизни» посредством замены интерпретации раннего детского воспоминания. Переписать детство Клиентка – одинокая женщина 55 лет, запрос – избавиться от (невротических) переживаний по поводу расставания с мужчиной, которое произошло более двух лет назад: «хочу его забыть и больше не мучиться». В ходе беседы выяснилось, что подобных случаев в жизни клиентки было несколько, и все развивались по одному сценарию: 1 этап - эмоционально прекрасный период ухаживания; 2 этап - длительный период совместного проживания с нарастающим недовольством с её стороны к количеству уделяемого ей внимания, заботы и любви; 3 этап – эмоционально «ужасный», с уходами-приходами, период расставания; 4 этап – период «страдания» после окончательного расставания, который обычно завершался только с появлением в её жизни нового мужчины («клин клином вышибают» - её слова). Подобные повторяющиеся сценарии обычно отсылают нас к детским переживаниям по поводу недополученной родительской любви и заботы. Предлагаю клиентке вспомнить самое раннее детское воспоминание, которое сейчас всплывает в памяти. Она увидела день, когда примерно в 5-6-летнем возрасте, играя с соседскими детьми у них в доме, разбила стеклянную дверь. При этом сама сильно порезалась так, что ей накладывали швы, и раны потом долго и проблемно заживали. Самым ярким эмоциональным потрясением этого дня оказалась реакция мамы этих соседских детей, которая вместо ожидаемой реакции - наказания и осуждения - проявила сострадание и заботу о девочке и даже поехала с ней в больницу. Относительно реакции родителей и их действий, ответ – «я не помню». Полученный «урок» в контексте заявленной проблемы клиентка сформулировала так: «чтобы получить внимание и заботу, нужно сильно пострадать». Отсутствие родителей в воспоминании – диагностический признак. Поэтому следующий шаг – поговорить о маме. Прошу клиентку найти в предложенных изображениях «маму, чем-то похожую на мою»: Описали эту маму: "неласковая, требовательная, даже злая"; Как она проявляет заботу о ребёнке? – «научить (иногда ремнём), привить необходимые для жизни навыки, дать образование, вывести «в люди». Далее ищем в колоде изображение мамы, «какой я хотела бы видеть свою»: Описываем эту маму: "добрая, заботливая, ласковая, всё прощает, всегда рядом". Как она заботится о своём ребёнке? – "следит, чтобы его никто не обижал, защищает, проводит с ним время". После этого предлагаю клиентке «переписать» своё детское воспоминание, сделав его «идеальным», желательным: «Я играю с соседскими детьми у них дома, случайно задела и разбила стекло, но поранилась не сильно, чуть-чуть поцарапалась. Испугалась, что будут ругать. Мама прибежала на шум и сразу стала меня отстаивать, защищать. Забрала домой. Дома я расплакалась, мама меня посадила на колени, покачала, приласкала. Они с папой «подули» на ранку, вместе обработали порез. После этого мы вместе сели ужинать и вспоминали этот случай, смеясь. На ночь мама меня уложила спать, приласкала, поцеловала, и я уснула с улыбкой». Предлагаю найти среди карточек с животными ту, на которой детёныш испытывает подобное состояние: Описываем его: он спокоен, блаженствует, чувствует тепло, защиту и заботу мамы; она всегда рядом и можно ничего не бояться. Карту фотографируем на память и расстаёмся в благостном состоянии духа с домашним заданием: приобрести мягкую игрушку - прототип своего внутреннего ребёнка - и на ней "вымещать" свою заботу и жалость всякий раз, когда будет возникать потребность в этих ощущениях. Уже через две недели клиентка отметила позитивную динамику по теме запроса.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|