"Ты у меня теперь до 18 лет дома сидеть будешь!". Про последовательность и санкции.

"Ты у меня теперь до 18 лет дома сидеть будешь!", "Больше никогда гулять не пойдешь!", "Если не сделаешь уроки, спать не ляжешь" и так далее. 

Дети, которые ходят ко мне на консультации часто рассказывают истории, как родители их наказывают или угрожают наказаниями, и как они научились обращаться с этими наказаниями.  Поэтому когда спрашиваешь ребенка, правда ли он уверен, что наказание будет длиться долго, то чаще всего слышишь что-то вроде: "Обычно мама с утра уже не помнит, что запретила мне гулять", "Если подождать, пока родители совсем устанут, то уроки можно не делать", "Если мы поругались, то маме уже нет дела до уроков и порядка в комнате" и пр. 

С другой стороны, родители, которые ко мне приходят, часто жалуются на то, что дети их не слушаются и не считают их авторитетами и спрашивают о том, как отстаивать перед детьми свои правила, и вообще, как выдерживать весь напор детского бунта.

Последовательность родителя - это одна из важных составляющих  воспитания детей. От нее зависит чувство безопасности мира у младенца и чувство понимания, как устроен мир в более позднем возрасте.  

Когда ребенок хорошо понимает, какой результат он получит в случае определенного действия, он может выбирать, как лучше действовать, исходя и желаемого результата. Если хочется маминой улыбки - младенец улыбается сам, если хочется, чтобы родители похвалили, то ребенок старается получить не тройку, а четверку и т.д. 

Но когда на улыбку и четверку можно получить очень разные реакции от одного и того же родителя, от бурного восторга, до полного безразличия, то ребенок либо старается во всем угождать родителю, чтобы получить необходимые внимание и любовь, либо начинает жить согласно собственным выгодам. Например, ему становится проще необращать внимание на родительское недовольство и запреты и уйти гулять, потому что родительское недовольство и запреты от его поведения почти никак не зависят. Или он может легко опаздывать домой, потому что сегодня это заметят и наругают, а завтра пронесет, и родители не заметят. 

Кроме того, ощущение, что одобрение и похвала со стороны родителя (как и недовольство и наказания) достаточно случайные явления, создает ребенку массу проблем с самооценкой, с которыми он потом выйдет во взрослую жизнь. 

Если говорить о санкциях, или наказаниях, то естественно родителям требуется запас сил и терпения, чтобы их самим выдержать о довести до конца. Однако последовательность здесь очень важна, и эти усилия стоят того, чтобы их прикладывать. Ведь разве не мечта каждого родителя послушный (в меру) и уверенный в себе ребенок? 

Мне кажется, есть несколько критериев для санкций и наказаний, которые должны облегчить родителям жизнь:

-наказание или санкция должны быть соразмерны проступку, лишение ребенка прогулок на неделю из-за 5 минутного опоздания домой не научит ребенка приходить домой вовремя;

-наказание или санкция должны быть направлены на помощь (в конечном итоге) ребенку, а не отыгрыванием родительских чувств - "Меня злит делать с тобой уроки, поэтому делай их сам, до глубокой ночи!";

-наказание или санкция должны быть выполнимыми, как для ребенка так и для родителя. Например, наказывать отсутствием телефона на неделю, когда в понедельник перед школой ребенок все равно возьмет телефон для звонков родителю,  не имеет смысла;

-наказание или санкция должны быть доведены до конца. 

Также, совместное обсуждение санкций с ребенком, например, "что будет если ты опоздаешь домой на пол часа?", "что будет, если ты напишешь контрольную на 2?" и пр.,  часто помогает родителям и учит ответственности детей. Когда на детских группах я с детьми обсуждаю правила группы, мы всегда говорим о том, что будет в случае их невыполнения и дети предлагают свои варианты. Когда после этого дети нарушают правила, им намного проще смириться с санкциями, которые они сами для себя до этого придумали и с которыми согласились. 

Естественно, что в процессе воспитания ребенка родителя охватывает огромное количество эмоций, от гнева и тревоги, до чувства собственной беспомощности и никчемности. Однако, именно чувство последовательности и соразмерность санкций делает процесс воспитания более спокойным, а родителя и ребенка более уверенными в себе, а соответственно счастливее.

 



Просмотров: 690
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Две терапевтические истории "Когда дети не хотят делать уроки"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь