Метафорические ассоциативные карты в групповой работе

Автор статьи: Анастасия Коврова

Те, кто соприкоснулся в своей работе, обучении или консультации с метафорическими картами, уже успели ощутить особенность и простоту этого инструмента. Не зря их иногда даже называют волшебными. :)

Еще одно важное свойство ассоциативных карт – их универсальность, которая открывает широкие возможности для применения разными специалистами. Их можно использовать в индивидуальной, парной (супружеской и др.) и групповой работе, в рамках психологического консультирования, образовательного процесса или во время дружеских неформальных встреч, с детьми, подростками, взрослыми людьми, с мужчинами и женщинами.

Опыт проведения групп и тренингов показывает, насколько хорошо метафорические карты могут встроиться на каждом этапе групповой работы (вступительном, основном, заключительном). При этом тематика групп может быть различной.

Метафорические карты на вступительном этапе групповой работы

Техники с использованием ассоциативных карт отлично подходят для начала групповой работы в качестве так называемых упражнений-ледоколов, позволяя участникам представиться, познакомиться, расслабиться и настроиться на тему группы. Примерами таких техник могут служиться следующие:

  • «Карта настроения». Каждый участник выбирает одну (или несколько) карт, отражающих их настроение на данный момент, затем представляет карту группе. Если участники группы не знакомы между собой, то можно предложить им назвать свое имя и что-то рассказать о себе.
  • «Иногда я бываю таким…». Колода карт-портретов передается участникам. Каждый участник вытягивает вслепую одну карту, и, показывая ее группе, рассказывает, каким он иногда бывает, исходя из ассоциаций, которые вызывает у него вытянутая карта. Можно модифицировать упражнение, попросив в открытую выбрать карту, отражающую то, «каким иногда бывает» супруг/супруга или ребенок участника.

Метафорические карты на основном этапе групповой работы

На основном этапе групповой работы выбор упражнения с ассоциативными картами во многом зависит от тематики и направленности группы. Есть несколько наиболее универсальных вариантов.

Упражнения-диптихи, триптихи (реже полиптихи), то есть выбор ряда карт. Принцип выбора:

  • 1 карта - «как было», 2 карта – «как есть», 3 карта – «как хочется, чтобы было» (в личностной, профессиональной сфере),
  • 1 карта - «как есть», 2 карта – «как хочется, чтобы было» (например, «Я как родитель», «Я как супруг» и т.п.).

Упражнения, позволяющие всем участникам вместе подумать о сути того или иного явления, собрать идеи:

  • Задается тема, например, «что такое страх/зависимость/насилие/доверие/любовь». Колода карт-картинок (из универсальной колоды – «ОН», подойдет также «Соре») передается участникам, откуда они вслепую выбирают 3-4 карты, затем переворачивают их и объясняют, какое отношение эти карты имеют к обсуждаемой теме. Можно также ввести условие, что хотя бы 2 из 3 карт (или 3 из 4) необходимо увязать с заданной темой. В результате такого круга участникам удастся обширно и глубоко обсудить тему.
  • «Мозговой штурм». Обозначается проблема, для которой нужно найти решение и собрать идеи. Затем колода карт-картинок (так же из универсальных колод) передается участникам, откуда они вслепую выбирают карту и предлагают идею, которая родилась из ассоциации с картой.

Метафорические карты на заключительном этапе групповой работы

В задачи заключительного этапа тренинга или групповой работы входит подведение итогов, а также завершение работы в эмоционально позитивном ключе. Для этого хорошо подойдет такое несложное упражнение:

  • «Подарок/пожелание соседу». Участникам передается колода карт-картинок (можно составить из позитивных карт-картинок из разных колод, либо позитивные карты одной колоды), откуда они вслепую достают одну картинку и, исходя из нее, делают подарок или пожелание соседу.

Таким образом, метафорические карты могут стать настоящим помощником тренера и ведущего групповой работы.

 Продолжение читайте здесь

Метафорические ассоциативные карты в групповой работе



Просмотров: 1482
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем отличаются метафорические ассоциативные карты от карт Таро и других карт?
  • Метафорические Ассоциативные карты в групповой работе
  • Метафорические ассоциативные карты в групповой работе. Часть 2
  • 5 советов по использованию метафорических карт в групповой работе
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы с отношениями в семье
  • Техника работы с МАК (метафорические ассоциативные карты) «Не в свои сани…»
  • Как метафорические карты могут помочь сделать выбор
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми.
  • «Дембельский альбом онковыздоравливающего» - моя колода метафорических ассоциативных карт.
  • Метафорические ассоциативные карты: колоды для начинающих
  • Как использовать Метафорические ассоциативные карты в стандартной работе детского психолога
  • Упражнения для групповой работы
  • Метафорические карты VS карты Таро. Ничего общего.
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с Беременными.
  • Метафорические ассоциативные карты в работе психолога
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
  • Техника работы с психосоматикой с помощью ассоциативных карт.
  • Как выбрать нишу, тему, направление работы с помощью метафорических карт?
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога
  • Примеры диагностической работы с клиентами при помощи метафорических ассоциативных карт.
  • Как метафорические карты могут сделать психолога успешным
  • Что такое метафорические ассоциативные карты
  • Метафорические карты в работе психолога
  • Метафорические карты в работе психолога.
  • Метафорические карты в работе психолога
  • МАК (метафорические карты) в работе со стресом
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с "трудными" подростками
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в психологической работе с детьми



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь