МАК (метафорические карты) в работе со стресом

Автор статьи: Галина Алиулова

МАК (метафорические карты) в работе со стрессом 

МАК метафорические карты в работе со стресом

Аннотация: что такое стресс, виды стресса, стадии стресса, теории Г.Селье и Р.Лазаруса, симптомы стресса, положительные и негативные аспекты стрессового процесса, работа над стрессом без специалиста, помощь специалиста – техники МАК.

Немного сухой теории.

Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») — совокупность неспецифических нормальных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма. Выделяют положительную (эустресс «хорошо») и отрицательную (дистресс «потеря») формы стресса.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

По характеру воздействия существуют:

1) Физиологический стресс - вызывается физиологическими стрессорами (оказывают непосредственное действие на ткани тела - болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.)

2) Психологический стресс - вызывается психологическими стрессорами – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

Психологический стресс подразделяется на:

  1. a) Информационный стресс(возникает в ситуации информационных перегрузок: сложная задача, быстрое решение и т.п.).
  2. b) Эмоциональный стресс(возникает, когда индивид не может удовлетворить свои потребности, биологические и социальные: обиды, угрозы, конфликты и т.п.).

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома и каждая стадия сопровождается характерными изменениями в нервно-эндокринном функционировании:

  1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены) - Человек находится в состоянии настороженности и напряжения. В организме мобилизируются адаптационные ресурсы и возникает этакая «предстартовая готовность». Хотя физически и морально человек хорошо себя чувствует и находится в хорошем настроении, в этот период могут возникнуть так называемые психосоматические расстройства: мигрень, аллергия, язва желудка или гастрит.
  2. стадия сопротивляемости (резистентности) - Возникает если стресс по прежнему остается сильным. Все ресурсы, поднятые организмом на адаптацию начинают активно расходоваться. Человек уже не чувствует подъема сил, но уже «вошел в рабочую форму» и готов к более менее длительному преодолению трудностей, несмотря на еле ощутимую усталость.
  3. стадия истощения - Наступает при длительном воздействии стресса на организм. Энергия, затраченная на борьбу с обстоятельствами уже исчерпана, а моральные и физические силы на исходе. У человека больше нет возможности защищаться. В этом случае помощь может быть оказана уже со стороны в виде поддержки или устранения причины, вызывающей стресс.

  

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

Естественным продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, который четко разделяет два понятия: физиологический стресс и пси­хический (эмоциональный) стресс. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и вне­шние процессы, при котором физиологические и психо­логические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих. В рамках данной теории различия между физиологическим и эмоциональным стрес­сом объясняются непосредственным воздействием небла­гоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе. Таким образом, при эмоциональ­ном стрессе прямого повреждающего воздействия на орга­низм может и не быть.

При эмоциональном стрессе фактором, вызывающим напряжение организма до уровней, превышающих нор­мальные приспособительные реакции, является предви­дение повреждения вследствие начавшего действовать или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Таким обра­зом, необходимым условием возникновения развития пси­хологического стресса является восприятие угрозы. Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с ког­нитивными процессами, особенностями личности чело­века (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом. Поэтому факторов и си­туаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.

Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сиг­налом, указывающим на недостаточность функциональ­ных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожи­дания. Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конк­ретное содержание, обозначается как страх. В целом тре­вога и страх являются основными признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активи­зирующими адаптационные механизмы на поиск выхода из стрессирующей ситуации.



Почему важно работать со стрессом?

Существует ряд симптомов, сопровождающих стрессовый процесс. Это многим известный перечень: постоянное чувство раздраженности, подавленности; плохой сон; депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать; снижение концентрации внимания, проблемы с памятью; невозможность расслабиться, отсутствие интереса к окружающим; постоянно возникающее желание поплакать, пессимизм, жалость к себе любимому; снижение аппетита или наоборот чрезмерное поглощение пищи; суетливость, недоверие ко всем и к каждому; вредные привычки, например, грызть ногти, покусывать губы. 

Как и любая реакция организма, состояние стресса имеет две стороны «медали» – положительную и отрицательную.

Положительные свойства стресса:

- вырастают показатели интеллектуальных способностей, т.к. мозг создаёт больше нейротрофинов, поддерживающих нейроны в состоянии жизнеспособности, и обеспечивающих связь между ними;

- усиливает иммунитет, т.к. организм, чувствуя его воздействие, начинает готовиться к потенциально опасным ситуациям, мобилизует сопротивляемость организма, хотя лишь на время;

- организм становится более выносливым, постоянно тренируя эмоциональную систему и психику в борьбе со стрессом, устойчивым к решению серьезных проблем;

- формирует мотивацию - позволяет человеку войти в такое состояние, которое экономит силы и ресурсы, у человека просто нет времени заниматься промедлением, рефлексировать или переживать;

- сильный стресс расширяет зрачки человека, чтобы он мог собрать максимальное количество визуальной информации о происходящих событиях;

- по мнению учёных, стресс – это важнейшая часть эволюционного процесса, т.к. он усиливает способность живого существа к выживанию

- способствует сгущению крови, что служит подготовкой организма к травмам (но обратная сторона «медали» заключается в том, что из-за частых стрессов могут возникнуть тромбы)

Чем опасен стресс?

- психологическая угроза. Даже незначительные симптомы стресса несут опасность для человека, так как негативно влияют на его повседневную жизнь. Это может проявляться в раздражительности, беспочвенных опасениях и страхах, перерастающих в настоящую агрессивность, если ситуация очень запущена;

- физиологическая угроза. Если организм человека постоянно находится под воздействием нервного напряжения, то возможно обострение хронических недугов (например, болезней желудка, кишечника или кожи, а также сердечно-сосудистых заболеваний);

- появление пагубных привычек. Человек в таком состоянии может начать курить или выпивать. Вначале все выглядит весьма безобидно, но в последующем это может привести к злоупотреблению и, соответственно, к ухудшению здоровья. Также некоторым людям свойственно заедать стресс, что приводит не просто к набору лишнего веса, а к ожирению. 

Как бороться со стрессом?

Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста.

- относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;

- учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;

- переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;

- больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;

- заниматься физической культурой;

- найти время для отдыха и развлечений;

- по возможности избегать ненужных стрессов;

- если избежать невозможно, попробовать изменить ситуацию;

- если невозможно изменить ситуацию, то изменить свое отношение к ситуации и  приспособиться к ней. Посмотреть на стресс немного под другим углом;

- если невозможно ничего изменить, тогда принять эти ситуации такими, какие они есть.

            Огромная роль в разрешении стрессовых обращений конечно же отводиться специалисту, своевременное вмешательство которого особенно важно, когда человек переживает психологическую травму как последствия стресса. Для того, чтобы человек продолжал жить свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности.

Работа с визуальными образами является эффективным средством преодоления как самого стресса, так и его последствий. Образы являются универсальным языком, естественным для человека. Если травма не находит словесного выражения, то человек ищет невербальные и психологически безопасные способы выражения. Люди с лёгкостью используют возможность постепенного приближения к травмирующим воспоминаниям через метафоры. Одним из эффективных инструментов, которые используются специалистами помогающей деятельности, являются метафорические карты.

А теперь практика с МАКами!

Хочу предложить Вашему вниманию несколько техник с метафорическими картами (МАК), которые я использую в своей практике.

Техника «Другой взгляд»

Клиент приходит возбужденный, озабоченный вопросом, который его явно отвлекает от темы предстоящей сессии, как говорят психологи «в нересурсном состоянии». И нам надо его успокоить, перевести его внимание на «здесь и сейчас». Берем любую сюжетную колоду карт. Просим с помощью 5-7 карт, которые он выбирает в открытую, описать этапы его актуального возбуждения (стрессового состояния).

Как пример: 1-я карта - «сначала я злился и это выглядело так», 2-я карта – «потом я стал думать и это выглядело так» и т.д. Затем эти 5-7 карт переворачиваем рубашкой вверх, мешаем и доставая по одной в хаотическом порядке, просим клиента рассказать о том, что происходило с ним на этапе этой карты. Соответственно, рассказ клиента во второй раз становится таким же хаотичным, как и порядок доставания карт. И так делаем 5-6 раз: переворачиваем, смешиваем, достаем по одной и снова клиент рассказывает. И каждый раз его рассказ звучит заново, в ином порядке. В итоге, рассказ о проблеме превращается в рассказ о чем-то маловажном, не настолько уж существенным, чтобы о нем так переживать. Следите за поведением клиента при каждом раскладе – это чудо, клиент преображается на глазах, начинает улыбаться. Упражнение работает безотказно. 

Техника «Мой состояние»

Это может быть любое состояние – упадок сил, стресс, страх публичного выступления, тревожность, состояние одиночества и т.д. и т.п.

Клиент задает себе 5 вопросов и на каждый из них достает взакрытую по одной карте, и каждый этап обсуждается:

1 – Я в этом состоянии? (например, колода Эмоции судьбы, Про тебя, Субличности)

2 – Я без этого состояния? (та же колода)

3 – Причина возникновения этого состояния? (колода Cope, Resilio, Oh) 

4 – Что помогает прийти к хорошему состоянию? (ресурсная колода)

5 – Что предпринять, чтобы избавиться от этого негативного состояния? (любая колода действий)

«Отвлекающая техника» 

Есть легкая техника, отражающая актуальное состояние, когда важно прийти в норму в течение буквально нескольких минут.

Клиент достает из любой колоды воткрытую 1 карту.

Вопрос: Отражает ли эта карта Ваше состояние?

Ответ: Да (работаем дальше)/Нет (ищем другую карту, которая отражает, до ответа «Да»)

Вопрос: Если да, то какие состояния отражает?

Ответ: например, «страсть» и «страх»

Предлагаем на листе формата А4/А5 написать эти оба слова, причем одновременно, левой рукой слово «страсть», а правой рукой слово «страх». 

Эта техника работает как нейробика. Перед занятиями, например, развития памяти используют упражнения из мнемотехники. Вводными в занятие являются упражнения по нейробике для «разгона» обоих полушарий головного мозга. Так вот именно эти упражнения не только активизируют работу головного мозга, но и работают, как отвлекающий маневр, чтобы ученики настроились на текущую работу. Также происходит и с клиентом.

Таким же отвлекающим действием, но с более глубокой проработкой, является следующая техника

Техника «Знакомство с привычным»

Из колоды клиент достает взакрытую по одной карте на каждый из вариантов вопроса – как мне видится моя проблема?:

- с высоты космоса

- с высоты птичьего полета

- с верхушки дерева

- с ладошки

- из подвала

- глазами волшебника

- глазами котенка

- глазами психиатра

Обсуждается сначала каждый вариант по мере открывания карт, то есть, открывается одна карта, обсуждается, затем вторая открывается, обсуждается и т.д.

И как итог этой техники – задаем вопрос: насколько клиент чувствует после всего этого свой конфликт? Обсуждаем.

Для того, чтобы выйти из стрессирующего состояния, человек может использовать разные «исцеляющие ресурсы». Согласно мультимодальному подходу М.Лаада, О.Аялон, их всего шесть, они описывают пути преодоления человеком кризисного события. Это жизненные стратегии преодоления кризисов, травм, как последствия стресса. Об этом следующая техника.

Техника «Чувство»

Эта техника помогает вспомнить и применить предыдущий жизненный опыт клиента в решении сегодняшней проблемы.

Берем лист формата А4, рисуем круг и делим его на шесть секторов, в каждом пишем буквы:

Ч – чувства (слезы, счастье…)

У – ум (работа, профессия, то, что «делаем головой»)

В – вера (в будущее, в Бога, в себя)

С – социум (отношения с родителями, с семьей)

Т – труд (физическое тело – спорт, танцы, подвижность, йога, т.е. физический релакс)

Во – воображение (визуализация победы, рисунки, аффирмации, мандалы и т.п.)

1-ый шаг: Из колоды «Cope» клиент взакрытую достает по 1 карте на каждый сектор. Обсуждается, что значит для клиента этот ресурс в контексте его сложившейся проблемы. То есть как он использовал ранее этот ресурс для выхода из неблагоприятной ситуации.

2-ой шаг: Что чувствует клиент в момент стресса, конфликта – 1-3 карты из «Эмоции судьбы»

3-ий шаг: По рисунку и картам анализ - какие ресурсы не использует клиент в текущий момент? Каким образом он мог бы использовать существующие ресурсы? Обсуждаем.

4-ий шаг: Ресурсный – что поможет? В данном случае, что поможет начать подключать все ресурсы? 1-3 карты из любой ресурсной колоды взакрытую.

 

  1. Ромек В.Г. Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб., 2004.
  2. Ayalon, O. B.A.S.I.C. Ph. – creative methods in post tsunami training of helpers in Thailand / O. Ayalon // Journal of Experiential Psychotherapy. – 2007. – № 37.
  3. Селье Г. Когда стресс не приносит горя. - М., 1992.
  4. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепкина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса Ч. 1. Теория и методы / под общей редакцией Тарабриной Н.В.. — М.: Издательство "Когито-Центр", 2007.

 

Публикация впервые была размещена в журнале практического психолога



Просмотров: 821
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • СТРЕСС: понятие, основные признаки и следствия, особенности реагирования организма на стресс.
  • Стресс. Дистресс. Эустресс. Шкала стресса.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • «Стресс: инструкция к применению» Виды стресса
  • Стресс = спазмы брюшной области, или реакция вегетативной системы на стресс.
  • О стрессе: что такое стресс, и как стресс влияет на нас.
  • Стресс в офисе. 9 способов выйти из стресса
  • Стресс-стресс, как это мило, стресс-стресс без перерыва
  • Стресс: инструкция к применению. Гормоны стресса
  • «Мысли позитивно и займись лучше йогой». Что нельзя говорить, если у человека стресс
  • Стресс: 3 эффективных упражнения для снятия эмоционального и физического напряжения
  • Стресс, стресс, я тебя съем!
  • Стресс или дистресс? Состояния, которые мы выбираем.
  • Отрабатывайте реакцию организма на стресс
  • Стресс и его влияние на женский организм
  • Стресс и его последствия для человека. Часть 1.
  • Чем может быть полезен стресс?
  • Стресс. Ганс Селье, Метла и Крыски.
  • Как помочь себе пережить стресс в нестабильной ситуации
  • Стресс может быть как единовременным, так и продолжительным.
  • Глава 1. Эмоции бывают тяжёлыми или Эмоциональный (психологический) стресс.
  • Стресс! Стресс? (продолжение).
  • Стресс - итинг. Еда и стресс.
  • Почему возникает стресс?
  • Что делать если у меня стресс?!
  • Является ли стресс причиной панических атак?
  • Если у мужчины стресс
  • Что делать, если подросток испытывает стресс?
  • Стресс возникает или я его создаю?
  • Как стресс влияет на человека?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь