Стресс и его последствия для человека. Часть 1.

Стресс и его последствия для человека

      Стресс стал элементом жизнедеятельности всей популяции на земле независимо от пола, возраста, профессии  и состояния здоровья.

 Определения стресса

Не так просто дать определение стрессу, как это кажется с первого взгляда. Стресс обычно представляет собой уникальный индивидуальный опыт. Некоторые люди могут описать стресс как конфликт с начальством или большие нагрузки на работе. Другие - как эмоции тревоги и напряжения, или как  головную и мышечную боль или бессоницу.  При этом существует один общий фактор: стресс чаще всего носит негативную окраску.

В современном понимании Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение)  – это многозначное понятие, включающее четыре основных значения: стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку; стресс как реакция на определенное событие (стрессовое переживание); стресс как промежуточный процесс между раздражителем и реакцией на него; стресс как процесс столкновения индивида с окружающим миром.

Концепция стресса впервые была разработана Гансом Селье в 1936 году. Он провел серию экспериментов на крысах, которые убедительно показали, что в самых различных напряженных ситуациях живой организм реагирует одним и тем же образом, а именно: повышением артериального давления, возрастающим мышечным напряжением, расширением зрачков и повышением гормональной активности. Таким образом тело готовится к ответной реакции на предполагаемую угрозу, от которой необходимо либо убегать, либо нападать (бегство или борьба). Если организм продолжает находится в состоянии “повышенной готовности”  длительный период времени, то иммунная система и внутренние органы подвергаются негативному воздействию, что в итоге наносит ущерб человеку.

На сегодняшний день существуют сотни различных определений стресса. Например, один из наиболее уважаемых современных исследователей стресса Лазарус считает, что термин стресс выражает восприятие людьми предъявляемых к ним требований:

Стресс возникает тогда, когда индивидуумы чувстуют, что они не в состоянии справиться с предьявляемыми им требованиями или угрозой для их благополучия

В другом определении стресса (Daft, 1997) отражается характер человеческой рекции на стресс:

… стресс как физиологический и эмоциональный ответ на требования, ограничения и вероятность неопределенности или недостатка личного контроля в опасных ситуациях

Фолкман (Folkman, 1986) рассматривает стресс шире и концентрирует внимание на взаимоотношениях личности и окружающей его средой:

Стресс – это уровень взаимодействия между личностью и окружающей средой, который оценивается личностью как превышающий ее (личности) ресурсы и создающий угрозу благополучию.

Данное определение стресса в наибольшей степени распространяется на людей работающих в условиях повышенных требований производственной среды, для выполнения которых личностных ресурсов часто бывает недостаточно.

Стресс неизбежен и все люди испытывают стресс. Более того, зачастую эффект стресса проявляется в том, что человек чувствует, что не может контролировать его и это приводит к нарушению баланса организма - гомеостаза (Гомеостаз: от греч. homoios – подобный и stasis – неподвижность) — процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови). В качестве отдельного механизма выделяют нервно–психический гомеостаз, за счет которого обеспечивается сохранение и поддержание оптимальных условий функционирования нервной системы в процессе реализации разнообразных форм деятельности.

Вместе с тем, существуют индивидуальные различия переживания стресса разными людьми. Влияние определенных стрессоров (источников стресса) на человека в существенной степени может регламентироваться культурой и политикой организации.  Конкретная организация скорее всего будет рассматривать значение стресса в соответствии с ее интересами. Например, руководство судоходной компании может относить некторых работников к менее надежным и выносливым, чем другие, потому что степень их совладания со стрессом неудовлетворительная. Научные исследования экипажей судов в период рейсов показали, что в среднем уже через 3 месяца плавания у большинства моряков отмечаются различные симптомы стресса.

 Позитивный и негативный стресс

В целом, люди склонны соотносить стресс с негативными последствиями. Однако некоторые, напротив, чувствуют, что стрессы необходимы им для наилучшей производительности. Примером позитивного стресса может служить такое волнующее переживание, которое сравнимо с состоянием, когда человек получает в наследство огромную сумму денег, или неожиданное повышение по службе, или приз. Такой позитивный стресс может служить хорошим стимулом и внести опеределенный вклад в здоровое функционирование человека. Позитивный стресс теоретически соотносится с понятием “эустресс”, которое было предложено Гансом Селье для обозначения такого результата стресса, когда полученный опыт может быть мотивирующим фактором и способствовать развитию и становлению личности. “Хороший стресс” может также служить для формирования уверенности в себе и такие люди чувствуют, что могут контролировать ситуацию, и имеют достаточно личностных ресурсов и способностей для совладания со сложными ситуациями и повышенными требованиями окружающей среды. Если говорить о профессиональной деятельности судоводителя, то примером такого позитивного стресса может быть опыт удачного совладания с психоэмоциональным напряжением в условиях сложной навигационной обстановки, когда от судоводителя потребовалось эвристическое решение, принятие на себя оправданного риска или спасение людей и судна в аварийной ситуации.

Следует, однако, отметить, что одинаковый по силе и источнику стресс может для одного человека стать позитивным опытом, а для другого – негативным, так как среди людей существуют индивидуальные различия степени устойчивости к стрессу.  Так как устойчивость к стрессу в определенной степени является тренируемым качеством, для профессий с высоким уровнем психоэмоционального напряжения обучение специалистов методам и приемам совладания со стрессом является необходимым элементом подготовки к профессиональной деятельности.

Негативный стресс также обозначается словом “дисстресс” (по Селье). Это такое переживание стрессового события, которое сопровождается чувством утраты, неудачи, ошушением выполняемой работы как слишком тяжелой или слишком длительной, переживанием критики и/или потери контроля. Все люди время от времени испытывают состояние дистресса. В этом состоянии человек обычно чувствует, что способность справляться с испытываемым напряжением достигла своего предела. Дистресс означает, что индивидуально уровень стресса воспринимается человеком как слишком высокий и влияет на него негативно и губительно. Обычно состояние дистресса сопровождается снижением продуктивности и надежности в работе.

Негативное влияние стресса проявляется на всех уровнях жизнедеятельности человека: физиологическом, психологическом и поведенческом (рис.1). Физиологические симтомы, например,  головная боль, тошнота, нарушения аппетита и/или сна, - чаще всего могут служить сигналами о нарушении баланса организма в результате стресса. Резкое изменение в поведении также может быть результатом влияния стресса, например, избегание общения с окружающими, значительное увеличение выкуриваемых сигарет или принятого алкоголя. Потенциальную угрозу для безопасности деятельности могут представлять собой такие когнитивные (психологические)  симптомы-последствия стресса, как снижение уровня внимания и памяти, способности к творческому мышлению и прнятию решений.

    Стресс и его последствия для человека Часть 1

Рис. 1. Следствия стресса.

 

  Острый и хронический стресс

Пожалуй каждому, хотя бы раз в жизни, приходилось испытывать однократную бессоницу в результате очень сильных переживаний, или кратковременно пребывать в подавленном, депрессивном настроении, или временно потерять аппетит. Как правило, такие последствия натупают в результате явного стрессового события или чрезмерного эмоционального напряжения и обычно характерны для острого стресса. Однако наибольшую опасность для здоровья человека представляет хронический стресс, когда его симптомы приобретают характер привычного неудовлетворительного самочувствия.

Психофизиологические симптомы острого и хронического стресса разнообразны, но во многом сходны: тревога и  постоянная раздражительность, бессонница, ощущение боли и сдавливания в затылке, шее, животе, спине, а также в области грудной клетки, глазных яблок, обильное потоотделение, одышка, тошнота, физическое беспокойство (неусидчивость либо наоборот), чувство страха, понижение, либо повышение половой потенции.

Способы преодоления последствий хронического стресса разнообразны, но люди чаще используют неэффективные меры, которые позволяют достичь временного облегчения с последующим утяжелением послестрессовых адаптационных расстройств — употребление алкоголя, транквилизаторов, снотворных и седативных препаратов с последующим развитием зависимости от них. В результате длительного хронического стресса могут развиваться тяжелые формы соматических и психических заболеваний, а также профессиональное “выгорание” (потеря интереса к своей работе вплоть до невозможности продолжать работать). По данным медицинской статистики у моряков такие “болезни стресса”, как заболевания желудочно-кишечного тракта и сардечно-сосудистой системы,   встречаются значительно чаще чем среди работников на берегу.

Серьезные последствия для психического здоровья могут быть спровоцированы так называемым травматическим стрессом, когда ситуация вызывает реакцию чрезмерной силы, превышает адаптационные, психологические и физические возможности человека и приносит душевную боль и страдания. Гибель людей, серьезные аварии, катасрофы, нападения пиратов - являются потенциальными источниками развития психологичнской травмы у отдельных лиц. В случае психологической травмы необходима помощь специалиста, так как собственных ресурсов для ее преодоления в большинстве случаев бывает недостаточно. 

 Современные концепции психологического стресса

 Вслед за Селье, традиционно выделяют три стадии развития стресса:

1. Стадия тревоги (мобилизации) - возникает с началом воздействия стрессора и сопровождается рядом характерных физиологических изменений: у человека учащается дыхание, несколько поднимается давление, повышается пульс. Изменяются и психические функции: усиливается возбуждение, все внимание концентрируется на раздражителе, проявляется повышенный личностный контроль ситуации. Все вместе призвано мобилизовать защитные возможности организма и механизмы саморегуляции на защиту от стресса. Если этого действия достаточно, то тревога и волнение утихают, стресс заканчивается. Большинство стрессов разрешается на этой стадии.

2. Стадия сопротивления (резистентности) наступает в случае, если вызвавший стресс фактор продолжает действовать. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Защищаясь от стресса организм «резервный» запас сил, с максимальной нагрузкой на все системы организма.

3. Стадия истощения (дезорганизации). Если раздражитель продолжает действовать, то происходит уменьшение возможностей противостояния стрессу, так как истощаются резервы человека. Снижается общая сопротивляемость организма. Стресс «захватывает» человека и может привести его к болезни и/или нарушению эффективной работоспособности.

Современные концепции о стрессе, получившие развитие в результате усилий ученых разных стран мира, значительно расширяют  представления о роли личности и социальной среды в развитии стресса у человека. Успешное совладание со стрессом, или копинг (от англ. cope -  преодолевать, совладать), в большой степени зависит от наличия ресурсов личности, таких, как: жизненные и профессиональные навыки, предыдущий успех в совладании со стрессорами,  здоровье и выносливость, оптимизм, уверернность в себе и чувство контроля над ситуацией, настойчивость и упорство, принятие на себя ответственности. К внешним ресурсам в стрессовых ситуациях, прежде всего, относится доступность социальной поддержки.

Согласно транзактной модели Лазаруса (Lasarus, ) переживание и последствия стресса определяются когнитивной оценкой возникшей ситуации человеком. Если при воздействии внешнего или внутреннего фактора у человека формируется оценка ситуации “Опасно” в сочетании с возникающими негативными эмоциями, происходит “запуск” механизмов стресса (рис.2). При успешной мобилизации и достаточных ресурсах человек справляется со стрессом. В некотрых случаях, когда стресс-фактор субъективно оценивается как опасный, угрожающий, вероятно развитие повторного стресса в результате этой угрозы даже после прекращения воздействия фактора, но стрессором уже будет являтся само по себе представление (мысли) об опасности. Таким образом, стресс может продолжать свое действие по принципу спирали, каждый раз запуская новый цикл.

 

Рис.2.  Схема развития стресса согласно когнитивной модели.

Поскольку в одних и тех же ситуациях одни люди видят угрозу разной степени, а другие в этих же условиях не видят её вовсе, то и стресс, и его степень у каждого свои. Можно привести множество примеров из морской практики, когда переживание  судоводителем ошибки, приведшей к морскому инциденту без серьезных последствий, по своей силе оказывалось значительно превышающим реальную опасность для этого конкретного человека. Негативное мышление и ошибочные суждения в ситуациях стресса могут в значительной степени усилить стресс и снизить успешность совладания с ним. К таким ошибкам мышления психологи относят, например, чувство собственной неадекватности или беспокойство о реакциях окружающих.

Если вы допустили ошибку в своей работе, это не означает, что вы плохо выполняете свою работу вообще

Навыки когнитивной оценки ситуации крайне важны и также могут быть мощным внутренним ресурсом устойчивости к стрессовым воздействиям. 

Модель стресса “Four Ways” Вильямс (Williams, 1994) описывает взаимодействие факторов стресса и ресурсов конкретной личности, результатом которого может стать позитивный либо негативный эффект стресса. Как показано на рис.3.1, необходимый баланс и устойчивость личности в стрессовых ситуациях зависит от соотношения силы источников стресса и успешности механизмов совладения с ним.

 

.

Рис. 3.1. Модель стресса “Four Ways”

 

Рис. 3.2.  иллюстрирует, что чем большее давление оказывает источник стресса на личность в соотношении с ее доступными ресурсами, тем более выражен негативный эффект.

  

Рис. 3.2.  Модель стресса “Four Ways”

 Если же механизмы совладания “перевешивают” (рис. 3.3.), т.е. оказываются эффективными по отношению к источнику стресса, то в результате следует позитивный эффект стресса, который закрепляется как успешный опыт и может пополнить запас личностных ресурсов человека для наилучшего преодоления стрессовых ситуаций в будущем. 

 

Рис. 3.3. Модель стресса “Four Ways”

 В то время как источники стресса и механизмы совладания с ним являются двумя противоборствующими силами, личность является ключевым фактором данной модели, который и определяет конечный результат копинга – с позитивным либо негативным эффектом. Интегральным показателем способности личности справляться с высокими уровнями психоэмоционального напряжения и адаптироваться к повышенным требованиям окружающей среды является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость признана профессионально важным качеством для специалистов опасных и операторских профессий, в том числе и для судоводителей и пилотов. Уровень профессиональной стрессоустойчивости человека-оператора зависит как от его индивидуально-типологических и психофизиологических свойств, так и от его профессиональной компетенции и опыта, здорового образа жизни и привычек, в также овладения навыками управления стрессом.

 



Просмотров: 658
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стресс. Дистресс. Эустресс. Шкала стресса.
  • Стресс: инструкция к применению. Гормоны стресса
  • «Стресс: инструкция к применению» Виды стресса
  • Стресс в офисе. 9 способов выйти из стресса
  • Стресс-стресс, как это мило, стресс-стресс без перерыва
  • Влияние стресса на организм человека
  • Как бег полезен для снятия стресса?
  • Гипнотерапия для снятия стресса и усталости. Управление стрессом
  • Тренинг «снижение стресса на основе осознанности»: что это такое и как помогает
  • Методы преодоления стресса для отдельных категорий лиц и проблем.
  • Медитация или релаксация – что полезнее в период стресса?
  • Как просто и быстро избавиться от стресса. Упражнения для решения неразрешимых проблем.
  • Психологические лайфхаки: как свести последствия стресса на работе и учёбе к минимуму
  • 6 шагов для преодоления стресса
  • О стрессе: что такое стресс, и как стресс влияет на нас.
  • Влияние стресса на организм. Как справиться со стрессовой ситуацией
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Не хочется, но надо… Как без стресса сделать то, что необходимо?
  • 3 упражнения «Синхрогимнастики» для быстрого снятия стресса и восстановления нервной системы
  • Как просто и быстро снизить уровень тревоги и стресса?
  • Как самостоятельно убрать последствия стресса
  • Игры для снятия тревоги и стресса у ребенка.
  • Стресс = спазмы брюшной области, или реакция вегетативной системы на стресс.
  • Как снизить уровень стресса
  • Последствия хронического стресса
  • Влияние страха и агрессии на тело - как выйти из острого стресса
  • Как снизить уровень стресса в вашей жизни?
  • Как справиться с тревожностью, страхом, напряжением после стресса?
  • Сила дыхания. (Как восстановить свое эмоциональное состояние в ситуации сильного стресса)
  • Занятия для снятия стресса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь