Техника работы с МАК (метафорические ассоциативные карты) «Не в свои сани…»

Техника работы с МАК метафорические ассоциативные карты  Не в свои сани



Техника работы с МАК «Не в свои сани…» 

Кто может использовать в работе:  семейные психологи,работаюшие с МАК

Примеры клиентских запросов: конфликты между старшим поколением и их детьми. Конфликты между старшим поколением (бабушки/дедушки) и родителями их внуков, связанные с воспитанием детей. Трудности воспитания детей в неполных семьях. Ребенок плохо себя ведет и демонстрирует какие-либо проблемы (в неполной семье).  

Задача техники: данная техника помогает определить семейные роли и функции, а также двойные послания членов семьи. 

В неполных семьях часто семейные роли и функции одних членов семьи заменяют роли и функции других. Например, мама заменяет отсутствующего отца,а бабушка выполняет роль матери по отношению к внукам. Это не плохо, если каждый член семьи осознает свои границы в этом.  

До того момента, пока каждый член семьи может контролировать и регулировать подобное взаимодействие, такие отношения можно назвать конструктивными. Как только, кто-то из  членов семьи перестает осознавать и контролировать эти подмены, семья престает нормально функционировать. 

Такие подмены достаточно часто можно встретить в жизни. И если психологу, после прояснения запроса, сразу становится понятно с чем он имеет дело, то самому клиенту, это не очевидно. Задача психолога, с помощью техники «Не в свои сани…», показать семье, что причина их трудностей взаимодействия - это неосознаваемая  подмена ролей и внутрисемейных функций. 

Колоды в работе: «ОН», «Субличности», «Cope», «Эмоции судьбы». 


Описание расклада: 

1. Попросить клиента нарисовать круг (круг-это семья), в котором ,точками надо обозначить каждого члена семьи относительно того, как они взаимодействуют между собой. Чем больше расстояние между точками на рисунке, тем больше эмоциональная дистанция между членами семьи в реальной жизни. Чем жирнее точка, которая обозначает конкретного члена семьи, тем большую значимость он представляет для клиента. 

Если, например, мы видим, что в центре круга находится точка, обозначающая младшего члена семьи (ребенка), а по краям мама и бабушка, при том, что по иерархии бабушка находится на одной линии с мамой, то скорее всего речь дальше пойдет о том, что в этой семье существует подмена ролей. Бабушка выполняет функцию мамы, а мама, возможно функцию отца.  

2. Из «Субличности»: /Роль каждого члена семьи/ в закрытую по 1 карте для каждого члена семьи. Открыть, обсудить. Спросить  похоже ли это на то, как это в реальной жизни.  

3. Из «Он - слова»: /Как каждый член семьи демонстрирует свою роль в семье?/ в закрытую по 1 карту на каждого члена семьи. (В раскладе, карту-слово из ОН, кладем под карту из Субличности из предыдущего вопроса) Открыть ,обсудить. 

4. Из «COPE»: /Какое послание хочет передать  каждый член семьи ?/ в закрытую по 1 карте для каждого члена семьи. Открыть, обсудить. 

5. Из «OH» картинки и  слова:/Что сделать, чтобы помочь вернуться каждому  члену семьи в свою функциональную роль?/ в закрытую по 1 карте и 1 слову для каждого члена семьи. Открыть, обсудить. 

6. Из «эмоции судьбы»: /Что будет ресурсом ?/ в закрытую по 1 карте для каждого члена семьи. Открыть, обсудить. 

7. Попросите клиента нарисовать круг еще раз. Нужно обозначить точками каждого члена семьи относительно того, как они будут взаимодействуют между собой теперь. Сравнить с первым рисунком. Обсудить. 

(Колоду "Эмоции судьбы" можно заменить на колоду "Тайны моей души". Можно и в открытую. Здесь особой значимости нет. Главное- дать ресурс.
Эту колоду я выбрала сознательно. Дело в том, что через подобные ресурсное подсказки, даже если карта с ситуацией травмы, клиент в таком раскладе видит что-то своё ресурсное. И потом, в подобном запросе, мы работаем, так или иначе, на сепарацию, а это всегда сначала через проживание травмы потери, а потом выходим на ресурс.)

Пример работы техники «Не в свои сани…». (Публикуется строго с согласия клиентов)

История клиента: К психологу обратилась мама 11-летнего мальчика и его бабушка (по материнской линии).  Мама (33 года), в разводе с отцом ребенка (7лет в разводе). Работает начальником  отдела продаж . График работы с 9 до 18, часто задерживается на работе. Бабушка (60 лет), пенсионер. Переехала к дочери 7 лет назад, чтобы помогать с внуком. Мальчик (11лет) учится в школе, занимается плаванием. 

Клиентский запрос: На консультацию пришла мама и бабушка.  

Ребенок плохо себя ведет. Мальчик манипулирует бабушкой и игнорирует маму. Конфликты между мамой и бабушкой, инициатором которых, чаще всего является бабушка. Бабушка заботится о внуке, в тоже время, считая дочь безответственной, что она неправильно ведет себя по отношению к ребенку. Мать отстаивает свою позицию, но от напора бабушки не выдерживает и отступает, позволяя ей нести ответственность за ребенка. Ребенок плохо себя ведет. Когда бабушка понимает, что перестает справляться, говорит маме, что это она должна заниматься ребенком. Когда мать берет все в «свои руки», бабушка говорит, что ее дочь делает все не так. И далее, история повторяется снова.  



Просмотров: 1185
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родился ребенок? Осторожно, Бабушка!!! Рецепт сохранения семьи.
  • Любимая бабушка с блинами и разрушением семьи.
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Эволюция семьи: от патриархальной семьи к гражданскому браку
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Отчуждение между членами семьи. Эмоциональный разрыв.
  • Как женщины разрушают свои семьи и лишают себя счастья…
  • Проблемный член семьи.
  • Техника работы с Метафорическими Ассоциативными Картами «Ребенок – зеркало семьи»
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Самый беззащитный член семьи - ребёнок.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Больной член семьи. Обратная сторона сердобольности.
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Берегите свои семьи!
  • Фильм "Назад в будущее" - история про изменение сценария жизни одной семьи.
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • Роль семьи в развитии психосоматических заболеваний детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь