|
Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьиАвтор статьи: Марина Граур
Семья – это сложная система, и участники этой системы постоянно общаются между собой.Под общением в семье понимается любое событие в ней происходящее: и поход в магазин, и молчание и недовольные взгляды в сочетании с соответствующей интонацией. Если система под названием «семья» переживает стресс, то отношения внутри этой системы также подвергаются изменениям. Выделяют несколько типов коммуникации, которые характерны для семьи, находящейся в состоянии стресса (стресс может быть разный: возрастные кризисы, болезни, изменение места жительства и так далее): угодливый, требовательный, рационализирующий, избегающий. Поведение в рамках каждого из них обладает своеобразными особенностями, которые проявляются через определенные фразы, позу, жесты, дыхание и приводят к определенным реакциям партнера по общению. Расскажу подробнее про нарушенные формы семейной коммуникации Угодливый тип коммуникации Типичные фразы: «делай, как ты считаешь нужным», «решай ты», «мне все равно, тебе виднее». Замечаете, как при помощи этих фраз можно здорово перекладывать ответственность? Роль: малозначимая жертва. Это заметно по поведению, положению тела, голосу, мимике. Человек разговаривает тихо, мягко, плаксиво, плечи и голова опущены, дыхание тихое. Потребность: чувствовать свою нужность, страх перед сильными эмоциями, поиск своей вины. Член семьи, который получает такие сообщения, может испытывать чувство вины, желание защитить, а также злость, агрессию, раздражение. Требовательный тип коммуникации Типичные фразы: «ты никогда ничего не делаешь, когда тебя просят», «ты каждый раз уходишь», «почему ты это не делаешь?». Роль: обвинитель. Для поведения такого человека характерно: громкий жесткий голос, тело наклонено вперед, дыхание сопровождается короткими выдохами. Потребность: быть услышанным, отстоять свою правоту, справедливость. Тот, кто получает такие сообщения, может испытывать чувство вины, злость, агрессию. Рационализирующий тип коммуникации Типичные фразы: «это мне не нравится», «я вижу, что», «это необходимо решить». Роль: напоминает ученого, читающего доклад на конференции. Для поведения человека, использующего такой тип коммуникации характерны такие особенности поведения, как: монотонный голос, неподвижная и напряженная поза. Потребность: сохранить контроль над ситуацией. Получающий сообщения в такой форме чувствует скуку, ощущает себя маленьким глупым ребенком. Избегающий тип коммуникации Типичные фразы: не имеющие отношения к происходящему в семье. Роль: скорее, актерская. Поведение человека характеризуется подвижностью, угловатыми резкими движениями, речь громкая, красочная. Потребность: отклонить взаимодействие с членами семьи. Тот, кто получает такие сообщения, может реагировать по-разному: в начале расслабленно, даже с восхищением, но, постепенно, нарастает раздражение, появляется растерянность, страх, усталость и злость. Когда такие стереотипы в коммуникации между членами семьи закрепляются, это может приводить к негативным последствиям. Эти и другие трудности сложно увидеть самостоятельно, но они день за днём доставляют дискомфорт каждому, кто находится в этой семейной системе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|